Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А62-3582/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А62-3582/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Игнашиной Г.Д. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2012 по делу N А62-3582/2012 (судья Борисова Л.В.), в присутствии представителей заявителя - Смоленской региональной общественной организации "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" (г. Смоленск, ОГРН 1026700001756, ИНН 6732000017) - Шестакова А.М. (доверенность от 0405.2012), Пироговой Е.А. (доверенность от 04.05.2012) и Видуновой Л.Ф. (доверенность от 04.05.2012), в отсутствие представителей заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (ОГРН 1106731005260, ИНН 6732000017), извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

следующее.
Смоленская региональная общественная организация "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 27.04.2012 N 2557 и N 2558.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Организация представила письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 17.01.2013.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2011 за организацией в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области зарегистрировано право собственности на земельный участок категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под спортивным ядром, восточной и западной трибунами, спортивным павильоном и хозяйственным блоком, площадью 50 690 кв. м, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Дзержинского, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.08.2011 сделана регистрационная запись N 67-67-01/140/2011-389.
Письмом от 17.02.2012 N 15-05/004844 инспекция уведомила организацию о том, что она обязана представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и предложила представить ее до 27.02.2012.
В ответ на указанное письмо организация 16.03.2011 сообщила о наличии охранного обязательства по недвижимому памятнику археологии на земельный участок, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 18, кадастровый номер 67:27:0020321:25, которое, по ее мнению, исключает организацию из категории плательщиков земельного налога, в связи с чем она не должна представлять в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу (т. 1, л. 30).
Полагая, что организация является плательщиком земельного налога и должна представлять в налоговый орган налоговые декларации, инспекция в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с непредставлением налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год вынесла решения от 27.04.2012 N 2557 и N 2558 о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика в Смоленском филиале АКБ "Солидарность", банке ОАО "СКА-БАНК".
Не согласившись с указанными решениями, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал выводы инспекции неправомерными.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Смоленской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (подпункт 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Согласно пункту "б" статьи 2 Положения об охране использования памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865, к памятникам истории и культуры относятся: памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
В связи с этим следует отметить, что изменение названия объекта культурного наследия в статье 3 Закона N 73-ФЗ не повлияло на сущность этого объекта как объекта археологического наследия, поскольку понятие "объект культурного наследия" включает в себя вид "памятники", в который, в свою очередь, входит понятие "объекты археологического наследия".
Согласно приложениям к охранным обязательствам от 06.07.2011 N 1725 и от 02.03.2012 N 1775, выданным организации, культурный слой г. Смоленска является объектом культурного наследия федерального значения и принят на государственную охрану в соответствии с Постановлением Советов Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624. Земельный участок частично расположен в границах объединенной охранной зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе "Землянное укрепление - Королевский бастион", "Крепостные стены и башни XVI - XVIII" (приняты на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.06.1960 N 1327).
Таким образом, данный памятник по своей сущности является объектом археологического наследия.
При этом из буквального толкования пункта 2 статьи 389 Кодекса следует, что для исключения земельного участка из объекта налогообложения необходимо наличие у плательщика не только документов, подтверждающих тот факт, что данный земельный участок занят объектом археологического наследия, но и доказательств ограничения в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку налоговое законодательство не устанавливает понятия "ограниченные в обороте", необходимо обратиться к статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Из взаимосвязанных норм подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса и подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям:
- 1) земельные участки должны быть заняты объектами культурного наследия, признанными особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- 2) земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности.
С учетом сказанного следует признать, что в целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке объектов археологического наследия и принадлежность земельного участка Российской Федерации на праве собственности либо нахождение земельного участка в муниципальной собственности.
Как установлено судом апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020321:25, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Дзержинского, площадью 50 690 кв. м, разрешенное использование: под спортивным ядром, восточной и западной трибунами, спортивным павильоном и хозяйственным блоком, на основании договора купли-продажи от 25.02.2010 N 2003 приобретен организацией в собственность.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности организации зарегистрировано 15.08.2011 (т. 1, л. 25).
При таких обстоятельствах налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что с момента перехода права собственности на спорный земельный участок к организации она становится обязанной уплачивать земельный налог, поскольку, выбыв из муниципальной собственности, земельный участок перестал быть ограниченным в обороте в смысле, придаваемом статьей 27 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 398 Кодекса налогоплательщики - организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 81 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 3 статьи 76 Кодекса установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Поскольку налогоплательщик в установленные законом сроки свою обязанность по представлению декларации не исполнил, у налогового органа имелись правовые основания для принятия оспариваемых решений.
Доводы организации в обоснование своей позиции рассмотрены апелляционной инстанцией и признаны необоснованными в связи со следующим.
Во-первых, пункт 3 статьи 129 и пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 49 Закона N 73-ФЗ к налоговым правоотношениям не применимы.
Во-вторых, статья 32 Кодекса спорные отношения не регулирует.
В-третьих, положения пункта 2 статьи 3 Кодекса касается запрета на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, что в настоящем деле отсутствует.
Что касается ссылки организации на пункт 7 статьи 3 Кодекса, то она апелляционной инстанцией во внимание не принимается, поскольку неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в данной ситуации не усматривается.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2012 по делу N А62-3582/2012 отменить.
В удовлетворении требований Смоленской региональной общественной организации "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.А.ТИМИНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)