Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А60-47822/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А60-47822/2012


Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Немчиковой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску
ООО "Уралвтормет"
к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
при участии в судебном заседании:
- от истца: Свинина Е.А., представитель по доверенности от 20.11.2012;
- от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности от 06.12.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Уралвтормет" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии по Свердловской области и просит признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 12510 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:67, расположенного в Свердловской области, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 1а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 2 029 710 руб., а также признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 19315 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:70, расположенного в Свердловской области, г. Каменск-Уральском, ул. Лермонтова, 1а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 3 677 247 руб.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Поскольку представители сторон не возражают против рассмотрения дела непосредственно после завершения предварительного судебного заседания, дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 137 ГК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 12510 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:67, расположенный в Свердловской области, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 1а, а также земельный участка площадью 19315 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:70, расположенный в Свердловской области, г. Каменск-Уральском, ул. Лермонтова, 1а.
Право собственности на земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 66 АД N 786860 от 15.03.2011, серии 66 АД N 753173 от 15.02.2011.
Истец, ссылаясь на составленные ООО "ЦНО "Бизнес-Эксперт" отчеты от 15.10.2012 NN 5445/1, 5445/2 согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составляет соответственно 2029710 руб. и 3677247 руб., указал на то, что кадастровая стоимость в размере 27 304 576 руб. 20 коп. и в размере 42 173 529 руб. 90 коп., утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость земельных участков.
При этом, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, является нарушение прав истца, как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленные истцом отчеты оценщика от 15.10.2012 подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость. Экспертиза отчетов оценщика проведена общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", в результате проведения экспертиз получены положительные экспертные заключения N 1003 от 29.10.2012, N 1054/2012 от 08.11.2012.
Ответчик не оспорил представленные истцом отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Учитывая изложенное, исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не принимается, поскольку ответчик является территориальным подразделением органа государственной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастра и картографии, вследствие чего несет всю полноту ответственности за достоверность данных, внесенных в соответствующие реестры недвижимости, находящейся на территории Свердловской области.
Поскольку стороны заключили соглашение о распределении судебных расходов, государственная пошлина взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 12510 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:67, расположенного в Свердловской области, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 1а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 2 029 710 руб.
Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 19315 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100350:70, расположенного в Свердловской области, г. Каменск-Уральском, ул. Лермонтова, 1а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 3 677 247 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья
А.Г.БИНДЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)