Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 09.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9299/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу N 33-9299/2013


Судья: Е.М. Гайнутдинова

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей О.В. Вишневской, Э.С. Каминского
при секретаре судебного заседания Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.С. Каминского гражданское дело по апелляционной жалобе П.Р.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2013 г. по гражданскому делу по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан к П.Р.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, которым иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворен, постановлено:
взыскать с П.Р.В. в доход государства налог на доходы физических лиц за 2011 год в сумме 148 000 рублей, пени 956 рублей 80 копеек, пени по транспортному налогу 436 рублей 31 копейку, пени по имущественному налогу 323 рубля 22 копейки.
Взыскать с П.Р.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования "город Набережные Челны" в размере 4 194 рубля 33 копейки.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя П.Р.В. - П.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - А.Л., возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, Судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан обратилась в суд с иском к П.Р.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование требований указано, что П.Р.В. является собственником автотранспортных средств: "<данные изъяты>" регистрационный номер ... 116 RUS, "<данные изъяты>" регистрационный номер ... 116 RUS, "<данные изъяты>" регистрационный номер ... 116 RUS, "<данные изъяты>" <данные изъяты> регистрационный номер ... 116 RUS, а также собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ...; нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ...; помещения, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, <адрес> кадастровый номер ... офисного помещения, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ... нежилого помещения (женская консультация), расположенного по адресу: г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ...
П.Р.В. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2011 год. Однако в установленный законодательством о налогах и сборах срок налог ответчиком уплачен лишь в части. Основная сумма недоимки по требованию от 24 июля 2012 г. N 18508 погашена частично, в связи с чем основная сумма недоимки, подлежащая взысканию, составила 148 000 рублей.
В этой связи ответчику начислены пени за просрочку платежа в размере 956 рублей 80 копеек. За неуплату в установленный законом срок налога ответчику начислены пени за каждый день просрочки в сумме 436 рублей 31 копейка - по транспортному налогу, в сумме 323 рублей 22 копейки - по имущественному налогу.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику были направлены требования об уплате налога, которые до настоящего времени не исполнены.
В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика налог на доходы физических лиц в размере 148 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 956 рублей 80 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 436 рублей 31 копейка, пени по имущественному налогу в сумме 323 рубля 22 копейки.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - Г. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик П.Р.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчика.
Городским судом постановлено решение в вышеприведенной формулировке, исковые требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворены.
П.Р.В. не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей жалобы указывает, что транспортные средства и недвижимое имущество, за исключение нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в его собственности в налоговый период не находились. Транспортные средства были им реализованы обществу с ограниченной ответственностью "Сателлит Сервис Компани", обществу с ограниченной ответственностью "Инкком", А.В.
Суд апелляционной инстанции определением от 26 августа 2013 г., установив, что городским судом дело рассмотрено и принято решение о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью "Сателлит Сервис Компании", обществу с ограниченной ответственностью "Инкком", А.В., не привлеченных к участию в деле, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя П.Р.В. - П.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - А.Л., возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судом первой инстанции данное дело рассмотрено и принято решение о правах и обязанностях общества с ограниченной ответственностью "Сателлит Сервис Компании", обществу с ограниченной ответственностью "Инкком", А.В., не привлеченных к участию в деле.
Таким образом, с учетом представленных доказательств суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пункта 4 части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения.
Рассматривая указанные выше требования по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. N 24-ЗРТ "О транспортном налоге".
Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц в настоящее время до введения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации соответствующей главы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 1992 г. Указанным Законом на федеральном уровне определены плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и пределы ставок налога, льготы, а также порядок исчисления и уплаты налога.
Согласно статье 1 Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним о переходе права на объект недвижимого имущества от 19 августа 2013 г. N 01/113/2013-361, предоставленной Управлением Росреестра по Республике Татарстан, в оспариваемый налоговый период П.Р.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Татарстан г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ... (предыдущий кадастровый номер ...), нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес> кадастровый номер ... (предыдущий кадастровый номер ... помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ... (предыдущий кадастровый номер ...), офисного помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, <адрес>, кадастровый номер ... (предыдущий кадастровый номер ...); нежилого помещения (женская консультация), расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ...
Исходя из представленных П.Р.В. договоров купли-продажи, актов приема - передачи, следует, что автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный номер ... 116 RUS, прицеп ОДАЗ 9370 государственный регистрационный номер ... RUS, автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак ... 116 RUS, автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак ... 116 RUS реализованы П.Р.В. обществу с ограниченной ответственностью "Сателлит Сервис Компани" на основании договоров купли-продажи от 11 октября 2010 г., А.В. на основании договора купли-продажи от 19 мая 2010 г. соответственно.
Автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак ... 116 RUS реализован П.Р.В. на основании договора купли-продажи от 17 апреля 2012 г. обществу с ограниченной ответственностью "Инкком".
П.Р.В. подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2011 год, на основании которой последнему начислен налог на доходы физических лиц в сумме 598.000 рублей. Основная сумма недоимки по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 18508 по состоянию на 24 июля 2012 г. П.Р.В. была частично погашена, что подтверждает приложенная к материалам структура требований по решению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 20 сентября 2012 г. N 2416.
В настоящее время основная сумма недоимки, подлежащая взысканию, составляет 148 000 рублей.
За неуплату в установленный срок налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2011 год, ответчику за период с 17 июля 2012 г. по 22 июля 2012 г. истцом начислены пени за каждый день просрочки в размере 956 рублей 80 копеек.
Также установлено, что в адрес ответчика Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан направлено уведомление N 251621 об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в срок до 01 ноября 2012 г.
В связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, налоговым органом в адрес ответчика направлено требование об уплате пени N 146662 на сумму 164 рубля 27 копеек по состоянию на 25 июня 2012 г. с установленным сроком уплаты до 13 июля 2012 г.
Указанное требование об уплате пени направлено налогоплательщику 29 июня 2012 г., что подтверждается копией реестра отправки почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок транспортного налога, истцом направлено требование об уплате пени N 146663 на сумму 221 рубль 73 копейки по состоянию на 25 июня 2012 г. с установленным сроком уплаты до 13 июля 2012 г. Указанное требование направлено налогоплательщику 29 июня 2012 г., что подтверждается копией реестра отправки почтовой корреспонденции.
Поскольку ответчиком в установленный законом срок налог на доходы с физических лиц не оплачен, налоговым органом в адрес ответчика направлено требование об уплате пени N 18508 на сумму 956 рублей 80 копеек по состоянию на 24 июля 2012 г. с установлением срока уплаты до 10 августа 2012 г.
Требование об уплате пени N 18508 по состоянию на 24 июля 2012 г. направлено налогоплательщику 25 июля 2012 г., что подтверждается копией реестра отправки почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, в адрес ответчика направлено требование об уплате пени N 151627 на сумму 158 рублей 95 копеек по состоянию на 25 июля 2012 г. с установленным сроком уплаты до 14 августа 2012 г.
Требование об уплате пени N 151627 по состоянию на 25 июля 2012 г. направлено налогоплательщику 31 июля 2012 г., что подтверждается копией реестра отправки почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой ответчиком в установленный законом срок транспортного налога, налоговым органом в адрес ответчика направлены требование об уплате пени N 151628 на сумму 214 рублей 58 копеек по состоянию на 25 июля 2012 г. с установленным сроком уплаты до 14 августа 2012 г. Требование об уплате пени N 151628 по состоянию на 25 июля 2012 г. - направлено налогоплательщику 31 июля 2012 г., что подтверждается материалами дела.
Требования об уплате пени N 146662, N 146663, N 18508 N 151627, N 161528 не исполнены, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации составили в общей сумме 1.716 рублей 33 копейки, которые начислены за каждый календарный день просрочки уплаты налога в размере 1/300 годовой ставки рефинансирования Банка России от суммы налога.
20 сентября 2012 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан принято решение N 2416 о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица в судебном порядке.
Основная сумма о взыскании налога, пени и штрафов по решению N 2416 от 20 сентября 2012 г. П.Р.В. частично погашена, и с учетом частичной оплаты составила 148 000 рублей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 11 г. Набережные Челны Республики Татарстан от 10 июня 2013 г. с П.Р.В. взыскана задолженность по налогу на транспорт в размере 23 876 рублей, пенсии по налогу на транспорт в размере 649 рублей 67 копеек, имущественный налог в размере 7 468 рублей 01 копейка, пени по имущественному налогу в размере 441 рубль 88 копеек, пени по НДФЛ в размере 4 703 рубля 74 копейки в доход государства. Данный приказ до настоящего времени не отменен.
Таким образом, налоговые уведомления N 251621 и требования N 146662, N 146663, N 151628, N 161527, N 18508 об уплате налогов и пени были направлены Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в адрес ответчика в пределах установленных налоговым законодательством сроков.
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с П.Р.В. подлежит взысканию налог на доходы физических лиц за 2011 год в сумме 148 000 рублей, пени в размере 956 рублей 80 копеек. Указанные суммы П.Р.В. не оспариваются.
По мнению Судебной коллегии, пени по имущественному налогу в размере 323 рубля 22 копейки подлежат взысканию с П.Р.В., поскольку доказательств отчуждения вышеуказанного имущества последним не представлено, наличие в собственности П.Р.В. в оспариваемый налоговый период вышеуказанных объектов недвижимого имущества подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним о переходе права на объект недвижимого имущества от 19 августа 2013 г.
Пени в действующем налоговом законодательстве по своей правовой природе не относятся к мерам ответственности, а носят компенсационный характер, поэтому имеют целью компенсировать государству (муниципальному образованию) в упрощенном порядке временную невозможность использования суммы налога.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Пеня подлежит начислению независимо от вины налогоплательщика в неуплате налога. Аналогичная позиция изложена в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9.
Вместе с тем, сумма пени по транспортному налогу подлежит перерасчету.
Исходя из представленных П.Р.В. договоров купли-продажи, следует, что автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный номер ... 116 RUS, прицеп ОДАЗ 9370 государственный регистрационный номер ... RUS, автомобиль "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак ... 116 RUS выбыли из собственности П.Р.В. до 2011 года.
При этом, Судебная коллегия учитывает, что регистрация автомашин в органах ГИБДД не является государственной регистрацией права собственности на данное имущество, а лишь свидетельствует о допуске транспортных средств к дорожному движению, переход права собственности на имущество происходит после заключения договора и передачи автомобиля новому владельцу.
Таким образом, довод налогового органа о том, что сведения, предоставленные ГИБДД, являются основанием для начисления налога, а значит и пени за несвоевременную его уплату является необоснованным.
Следовательно, в данном случае подлежат взысканию пени по транспортному налогу за период с 02 мая 2012 г. по 01 июля 2012 г. по автомашине "Nissan Teana" государственный регистрационный знак <...> RUS, в остальной части исковых требований о взыскании пени по транспортному налогу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2013 г. по данному делу отменить, принять новое решение.
Взыскать с П.Р.В. налог на доходы физических лиц за 2011 г. в сумме 148 000 рублей, пени в сумме 956 рублей 80 копеек, пени по имущественному налогу в сумме 323 рубля 22 копейки, пени по транспортному налогу за период с 02 мая 2012 г. по 01 июля 2012 г. по автомашине "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак ... 116 RUS.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)