Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А32-15387/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А32-15387/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Русская горно-металлургическая компания-Кубань" (ИНН 2311019248, ОГРН 1022301815942) - Носовой Л.В. (доверенность от 29.12.2012), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078) - Кофановой О.В. (доверенность от 12.08.2013), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2013 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Сулименко Н.В., Герасименко А.Н., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-15387/2011, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Русская горно-металлургическая компания-Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 07.04.2011 N 16-24/15 в части начисления 36 705 рублей НДС, пени, штрафа и 754 118 рублей земельного налога за 2008 и 2009 годы (уточненные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2012, решение налоговой инспекции от 07.04.2011 N 16-24/15 признано недействительным в части 36 705 рублей НДС, соответствующих пени и штрафа, в остальной части в удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2012 судебные акты отменены в части отказа обществу в удовлетворении требований, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части судебные акты оставлены без изменения. Суд кассационной инстанции указал, что суды неполно выяснили обстоятельства дела, не проверили обоснованность начисления земельного налога и довод общества о неправильном расчете земельного налога за 2008 и 2009 годы по кадастровой стоимости, установленной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р (далее - распоряжение N 1202-р), которое опубликовано 13.03.2009; не выяснили правомерность применения налоговой инспекцией кадастровой стоимости земельного участка (251 372 883 рубля) для исчисления земельного налога за 2008 и 2009 годы.
Решением суда от 28.01.2013 (с учетом определения от 25.02.2013), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2013, решение налоговой инспекции от 07.04.2011 N 16-24/15 признано недействительным в части начисления 754 118 рублей земельного налога за 2008 и 2009 годы на том основании, что при его исчислении налоговая инспекция неправомерно применила кадастровую стоимость земельного участка на основании нормативного акта, не опубликованного в установленном законом порядке.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований в полном объеме. Податель кассационной жалобы указывает, что при расчете земельного налога применена кадастровая стоимость земельного участка, заявленная самим обществом, а в связи с фактическим использованием обществом земельного участка для торговой деятельности налоговая инспекция применила налоговую ставку 0,225%, установленную пунктом 2 решения Думы г. Краснодара от 24.11.2005 N 3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - решение N 3). Общество располагало сведениями о величине кадастровой стоимости земельного участка, установленной распоряжением N 1202-р, поэтому суды сделали необоснованный вывод о недоведении до сведения общества распоряжения N 1202-р.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составила акт от 21.01.2011 N 16-20/2 и приняла решение от 07.04.2011 N 16-24/15 о начислении налога на прибыль, НДС, земельного налога, пеней и штрафов.
Основанием для начисления земельного налога 754 118 рублей земельного налога за 2008 и 2009 годы послужило то обстоятельство, что общество неправильно применило ставку земельного налога в размере 0,075%, установленную пунктом 2 решения N 3 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 29.05.2009 серии 23-АЕ N 509639 обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0115017:79, расположенный по адресу: г. Краснодар, проезд Мирный, 10, общей площадью 52 898 кв. м, категория земель - земли поселений, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы.
Выездной проверкой установлено, что земельный участок общество фактически использует для осуществления оптовой торговли металлопрокатом и прочими строительными материалами, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, подлежит применению ставка земельного налога в размере 0,225%, установленная пунктом 2 решения N 3 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю решением от 26.05.2011 N 20-12-431 частично удовлетворило апелляционную жалобу общества и изменило решение налоговой инспекции от 07.04.2011 N 16-24/15 путем отмены в резолютивной части решения пункта 3 (уплата НДС в сумме 5 004 рублей, уплата земельного налога в сумме 377 060 рублей). Управление обязало налоговую инспекцию произвести перерасчет пеней и штрафных санкций с учетом отмененных сумм НДС и земельного налога. В остальной части решение налоговой инспекции утверждено.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суды выполнили указания суда кассационной инстанции, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и обоснованно удовлетворили требования общества, признав недействительным решение налоговой инспекции от 07.04.2011 N 16-24/15 в части 754 118 рублей земельного налога за 2008 и 2009 годы, начисленного по кадастровой стоимости в размере 251 372 883 рублей, которая установлена локальным нормативным актом, не опубликованным в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в установленном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьями 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" не опубликованный для всеобщего сведения нормативный акт не подлежит применению.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Налоговая инспекция полагала правильным исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земли, определенной распоряжением N 1202-р, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007. В распоряжении N 1202-р указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (пункт 6).
Распоряжение N 1202-р опубликовано в установленном порядке 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37, следовательно, утвержденная им кадастровая стоимость не доведена в установленном порядке до сведения налогоплательщика по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о неправомерном применении при исчислении земельного налога неопубликованного нормативного акта, утвердившего кадастровую стоимость земельного участка, поскольку такой нормативный акт не может создавать каких-либо правовых последствий для налогоплательщика.
В суде кассационной инстанции представитель общества пояснил, что земельный налог за 2008 и 2009 годы общество уплатило, исчислив его размер по кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2007 и составляющей 80 912 781 рубль, с применением ставки земельного налога 0,225%, установленной пунктом 2 решения N 3. Этот факт налоговая инспекция документально не опровергла.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции от 07.04.2011 N 16-24/15 в части начисления 754 118 рублей земельного налога за 2008 и 2009 годы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями при новом рассмотрении дела, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А32-15387/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДОРОГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)