Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2013 N 17АП-3542/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-46605/2012

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. N 17АП-3542/2013-АК

Дело N А60-46605/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Уралнефть" (ОГРН 1026604948413, ИНН 6660001932): Губин В.Н., паспорт, доверенность от 14.12.2012,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 2 по Свердловской области (ОГРН 1046601057711, ИНН 6619007700): Мячев Д.В., удостоверение, доверенность от 05.07.2012, Поздеева Л.П., паспорт, доверенность от 18.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Межрайонной ИФНС России N 2 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2013 года
по делу N А60-46605/2012,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Уралнефть"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

открытое акционерное общество "Уралнефть" (далее - ОАО "Уралнефть", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 07.09.2012 N 1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2012 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области от 07.09.2012 N 1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее налоговому законодательству.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что спорные скважины учитывались налогоплательщиком в целях бухгалтерского учета на счете 01 "Основные средства", в установленном порядке выбытие (списание) с бухгалтерского учета основных средств не производилось; оснований для учета скважин на счете 41 "Товары" не имелось, поскольку они не предназначены для целей продажи. В отношении скважин, являющихся предметом спора по делам N А60-40904/2011, А60-40912/2011, А60-40920/2011, налоговый орган ссылается на то, что до даты вступления решения суда в законную силу налогоплательщик обязан учитывать скважины на счете 01 "основные средства" и уплачивать налог на имущество организаций. В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
ОАО "Уралнефть" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на обоснованность списания скважин со счета 01 "Основные средства" на счет 41 "Товары" ввиду невозможности использования объектов для производственной деятельности. Представитель ОАО "Уралнефть" в судебном заседании поддержал доводы отзыва, кроме того суду пояснил, что часть объектов изначально не подлежала учету в составе основных фондов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной ОАО "Уралнефть" налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2011 года.
По итогам проверки составлен акт от 09.07.2012 N 6023 и вынесено решение от 07.09.2012 N 1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением ОАО "Уралнефть" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 222 643,40 руб., начислены пени в сумме 46 735,12 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 1 355 659 руб.
Основанием для доначисления налога на имущество, начисления пени и штрафа послужили выводы налогового органа о занижении ОАО "Уралнефть" налоговой базы по налогу на имущество в связи с необоснованным переводом шести скважин и четырех НПУ "Микростил" со счета 01 "Основные средства" на счет 41 "Товары".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 24.10.2012 N 1179/12 оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 07.09.2012 N 1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ОАО "Уралнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо выполнение таких условий как использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов, способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 29 ПБУ 6/01 предусмотрено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
Из материалов дела следует, что ОАО "Уралнефть" на праве собственности принадлежат скважина N 267, скважина N 733, скважина N 732, сооружение-скважина N 257, сооружение-скважина с кадастровым номером объекта 66-66-05/048/2007-546, сооружение-скважина с кадастровым номером объекта 66-66-05/043/2007-565, сооружение-емкость с кадастровым номером объекта 66-66-05/043/2007-568, сооружение-скважина с кадастровым номером объекта 66-66-05/043/2007-567, сооружение-скважина с кадастровым номером объекта 66-66-05/043/2007-566.
Указанное имущество учтено ОАО "Уралнефть" в целях бухгалтерского учета на счете 01 "Основные средства".
На основании приказа руководителя ОАО "Уралнефть" от 23.08.2011 N 107/2 спорное имущество списано со счета 01 "Основные средства" и учтено на счете 41 "Товары". Основаниями для внесения изменений в бухгалтерский учет явились, как следует из приказа, завершение всей производственной деятельности ОАО "Уралнефть", отсутствие заказов и планов производства работ (оказания услуг), фактическое неиспользование основных средств длительное время и невозможность их использования в производстве в настоящее время и в будущем, а также решение совета директоров ОАО "Уралнефть" о прекращении деятельности и реализации принадлежащего обществу имущества.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.200 0N 94н (далее - Инструкция по применению плана счетов), и устанавливающей единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Инструкция по применению плана счетов предусматривает, что счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 25.05.2004 ОАО "Уралнефть" получена лицензия на право пользование недрами, предоставляющая право осуществления геологического изучения нефтегазоносности Красноуфимского района с последующей эксплуатацией месторождений нефти и газа в Красноуфимском районе. Срок действия лицензии определен до 30.06.2020.
24.04.2007 Федеральным агентством по недропользованию издан приказ N 494 о прекращении с 01.10.2007 права пользования недрами Красноуфимского участка, предоставленного ОАО "Уралнефть" с целью геологического изучения нефтегазоносности с последующей эксплуатацией выявленных месторождений нефти и газа в рамках ранее выданной лицензии.
Региональному агентству по недропользованию по УрФО приказано проконтролировать выполнение ОАО "Уралнефть" работ по консервации (ликвидации) сооружений, связанных с использованием недрами, рекультивации земель в соответствии с п. 8, 9 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах".
Учитывая данные обстоятельства, а также невозможность дальнейшего продолжения деятельности предприятия произведена консервация скважин, а также демонтаж нефтеперегонных установок (Микростил).
Из актов проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2010, от 15.06.2012 следует, что произведена консервация опасного производственного объекта "площадка производства (нефтеперерабатывающий участок)", расположенного по адресу: Красноуфимский район, Красноуфимский участок недр, Сабардинская площадь, скважина N 25, деятельность по добыче, переработке и реализации нефтепродуктов ОАО "Уралнефть" прекратило, из реестра опасных объектов исключено.
Актами от 21.04.2009 N 016, от 05.11.2008 N 015, от 05.08.2008 N 014, от 31.03.2008 N 008, от 05.11.2008 N 013, от 31.03.2008 N 003 подтверждается консервация скважин N 733, 732, 73, 257, 267, 25.
По мнению налогового органа, спорные скважины относятся к основным средствам, обладают признаками, предусмотренными п. 4 ПБУ 6/01, поскольку на них зарегистрировано право собственности ОАО "Уралнефть", скважины имеют производственное назначение, срок использования данного имущества превышает 12 месяцев.
Между тем налоговым органом не учтено, что Временной классификацией скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей), утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 N 126, установлено, все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.
В соответствии с п. 3 указанной Временной классификации скважин при проектировании конструкций параметрических, поисковых, оценочных и разведочных скважин необходимо предусматривать возможность их использования для эксплуатации залежей нефти и газа, поэтому любая разведочная скважина в дальнейшем может быть признана пригодной для промышленной эксплуатации и при бурении разведочной скважины нельзя исключать возможность ее долгосрочного использования.
Несмотря на то, что поисково-оценочные и разведочные скважины бурятся с учетом возможности их дальнейшего использования для разработки и эксплуатации залежей нефти и газа, до решения вопроса о перспективности дальнейшего использования указанных скважин и их перевода в эксплуатационные основания для отнесения поисково-оценочных и разведочных скважин в состав основных средств отсутствуют.
Из пояснений представителя ОАО "Уралнефть" следует, что принадлежащие налогоплательщику скважины являются поисковыми или разведочными, по своей конструкции и технологическому устройству не предназначены для эксплуатации в целях добычи нефти, все они в настоящее время законсервированы или ликвидированы, пять из шести скважин никогда не эксплуатировались.
Указанные обстоятельства в ходе проведения налоговым органом не исследовались, доказательств того, что спорные скважины предназначены для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем, равно как и доказательств перевода указанных скважин в состав эксплуатационных налоговым органом не представлено.
Кроме того в отношении трех скважин N 268, 257, 733 судом первой инстанции установлено, что их строительство производилось ОАО "Уралнефть" (заказчиком) в рамках инвестиционных договоров с ООО "Уралтрансгаз" (инвестором). По окончании строительства ОАО "Уралнефть" обязано было передать объекты оконченного строительства в собственность инвестора.
Данные обстоятельства установлены решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-40920/2011, А60-40904/2011, А60-40912/2011 и в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат учету при рассмотрении настоящего дела.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках дел N А60-40920/2011, А60-40904/2011, А60-40912/2011, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для учета данных скважин в качестве объектов основных средств.
Представленными в материалах дела доказательствами не подтверждается, что в спорный период принадлежащие ОАО "Уралнефть" скважины отвечали всем критериям отнесения объектов в состав основных средств, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01.
С момента фактического прекращения деятельности по геологическому изучению и эксплуатации месторождений нефти и газа и консервации скважин эти объекты перестали соответствовать признакам основного средства, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, и, следовательно, не подлежали включению в расчет налоговой базы по налогу на имущество.
Таким образом, выбытие основных средств и последующие их списание со счета 01 "Основные средства" осуществлено налогоплательщиком правомерно. Тот факт, что списание произведено на счет 41 "Товары" для целей налогообложения налогом на имущество значения не имеет.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства в нарушение ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в апелляционной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа от 07.09.2012 N 1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2013 года по делу N А60-46605/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)