Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А60-29555/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А60-29555/2013


Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Партнер"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Житушкин И.В., представитель, доверенность от 04.07.2013, паспорт;
- от заинтересованного лица - Мочалин В.А., представитель, доверенность N 15 от 14.06.2013, удост. УР N 765257.
Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Партнер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7310 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 7312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

ООО "Торговый Партнер" является собственником земельного участка, кадастровый номер 66:41:0110018:14, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Никольский, 1. номер регистрации права 66-66-01/327/2009-064, дата регистрации права 15.07.2009 г. Разрешенное использование земельного участка - под здания и сооружения производственно-складской базы.
11.03.2013 Обществом в адрес Межрайонной Инспекцией ФНС N 24 по Свердловской области представлены уточненные налоговые деклараций по земельному налогу за 2010 год и за 2011 год.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2010 год составлен акт от 26.04.2013 N 34103, на основании которого вынесено решение от 04.06.2013 N 7310 об отказе в привлечении ООО "Торговый партнер" к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании данного решения налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 1 442 642 руб.
По результатам проверки уточненной налоговой декларации за 2011 год оформлен акт проверки от 26.04.2013 N 34106, на основании которого вынесено решение от 04.06.2013 N 7312 о привлечении ООО "Торговый партнер" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 7 989 195 руб., начислены пени в размере 204 511,65 руб., а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 335 747 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с решениями N 7310 от 04.06.2013 и N 7312 от 04.06.2013 обжаловал их в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением Управления N 853/13 от 25.07.2013 названные решения инспекции оставлены без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области инспекции приняты с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, ООО "Торговый Партнер" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части привлечения ООО "Торговый партнер" к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
На основании ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налоговая база согласно статье 391 Кодекса определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила оценки), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с п. 12 Правил оценки, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определение кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами - в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица, в ходе камеральной проверки уточненных налоговых деклараций инспекцией установлено, что заявителем земельный налог за 2010 и 2011 года в отношении земельного участка (кадастровый номер 66:41:0110018:14) исчислен исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной, признанной решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 по делу N А60-50192/2012. Рыночная стоимость земельного участка по сравнению с ранее установленной кадастровой (743 863 342 руб.) уменьшилась на 668 870 042 руб. и составила 74 993 300 руб.
Кадастровая стоимость участка согласно постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП) составляла 743 863 342 рубля. Исходя из данной стоимости инспекцией произведены вышеуказанные доначисления по земельному налогу за проверяемые периоды 2010 - 2011 г.г.
В качестве обосновании своих доводов в заявлении о признании недействительными решения налогового органа налогоплательщик указывает, что согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 от 22.08.2012 N 044-13/3, подготовленного Экспертно-аналитическим центром ЗАО "Гранд-Оценка" (оценщиком Антипкиным В.А.), а также положительным экспертным заключением N 150-НП/12-1 от 27.11.2012 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 по состоянию на 01.01.2010 составляет 74 993 300 руб.
Представление уточненных деклараций по земельному налогу за 2010 - 2011 года связано с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 по делу N А60-50192/2012, согласно которому кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности ООО "Торговый партнер" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110018:14 установлена по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости - 74 993 300 руб.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка), внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Дата определения кадастровой стоимости земельных участков определяется в соответствии с пунктами 2.4, 2.5, 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных участков (приказ Минэкономразвития РФ N 222) с учетом приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 N 673.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).
Учитывая, что по состоянию на 01.01.2010 был сформирован перечень земельных участков для проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, то и установленную рыночную стоимость по решению Арбитражного суда для целей налогообложения следует применять в период действия указанного Постановления N 695-ПП.
Соответственно, рыночная стоимость земельного участка, определенная на 01.01.2010 может быть применена только к правоотношениям, на которые распространяет действие Постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП, которым определено проведение государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010 и которое действует для целей налогообложения с 01.01.2012 года. При расчете земельного налога за 2010 и 2011 годы подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Кадастровая стоимость в размере рыночной не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. (указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2012 года N А60-36593/11).
Высший Арбитражный Суд в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из вышеизложенной правовой позиции следует вывод о возможности применения рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда, с момента вступления в силу этого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2013 по делу N А60-50192/2012 вступило в законную силу 07.03.2013, то есть, оснований для перерасчета земельного налога за 2010 - 2011 года у налогоплательщика не имелось.
В связи с указанным выше, суд считает решение от 04.06.2013 N 7310 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления земельного налога в размере 1 442 642 руб., а также решение от 04.06.2013 N 7312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления земельного налога в размере 7 989 195 руб. и пени в размере 204 511,65 руб. соответствующими нормам действующего законодательства.
Вместе с тем суд считает неправомерным привлечение ООО "Торговый Партнер" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 335 747 рублей.
Состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в качестве оснований для привлечения к налоговой ответственности определяет факт неполучения бюджетом сумм налоговых платежей в результате виновных действий налогоплательщика.
Следовательно, привлекая к ответственности, налоговый орган в соответствии с требованиями ст. 106, 108, 109 НК РФ обязан установить наличие в действиях (бездействии) налогоплательщика вины, как обязательного элемента состава налогового правонарушения. Применительно к ст. 122 НК РФ в обязанности налогового органа по доказыванию правонарушения также входит представление доказательств, указывающих на неправомерный характер действий (бездействия) налогоплательщика, повлекших неуплату налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 г. N 11-П, налоговый орган при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности обязан выяснять все обстоятельства совершения налогового правонарушения и назначать наказание в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика. Данная правовая позиция также закреплена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 г. N 202-О.
При рассмотрении данного дела налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия).
Учитывая, что налоговым органом не установлены объективная и субъективная стороны правонарушения, не может считаться установленным и наличие в деянии налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 122 НК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Торговый партнер" удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 7312 от 04.06.2013 в части начисления штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 335 747 рублей.
В остальной части требований отказать.
3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговый партнер".
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области в пользу ООО "Торговый Партнер" 2000 (Две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)