Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 N 15АП-4204/2008 ПО ДЕЛУ N А32-6824/2008-4/170

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. N 15АП-4204/2008

Дело N А32-6824/2008-4/170

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гиданкиной А.В., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.
при участии:
от заявителя:
1) Левин Е.А. - представитель по доверенности от 02 апреля 2008 г. б/н.
2) Пашкина Т.А. - представитель по доверенности от 10.06.2008 г. б/н
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 82521)
от третьих лиц:
от Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 82522)
от Администрации муниципального образования Кореновский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 82523)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кубанское"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22 мая 2008 г. по делу N А32-6824/2008-4/170
по заявлению закрытого акционерного общества "Кубанское"
к заинтересованному лицу ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края
при участии третьих лиц: Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Администрации муниципального образования Кореновский район
о признании недействительным решения в части
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.

установил:

Закрытое акционерное общество "Кубанское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России по Кореновскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным п. 2 решения налоговой инспекции от 11.03.2008 г. N 4468 о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 587 264 руб. за первый квартал 2007 г.
Решением суда от 22 мая 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован следующим. Находящиеся во владении общества земельные участки относятся к землям населенных пунктов и не относятся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. Из представленных обществом документов, невозможно определить в какой части земельные участки заняты объектами сельскохозяйственного назначения и предназначены для ведения сельского хозяйства.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось общество с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить от 22 мая 2008 г. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки не входят в состав земель сельскохозяйственного использования в поселениях не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Вывод суда о невозможности установить в какой части земельные участки заняты объектами сельскохозяйственного назначения и предназначены для ведения сельского хозяйства сделан по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, и без учета документов, представленных обществом. Суд принял в качестве доказательств письмо Администрации от 08.11.2007 г. N 1540, которое является неотносимым доказательством. Суд применил нормы Закона от 11.10.1991 г. "О плате за землю" утратившего силу с 1 января 2006 г.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция просит отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Кореновский район указала, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с действующим законодательством, все изложенные в решении обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены и доказаны материалами дела. Считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В судебное заседание явились представители общества.
Судом получены ходатайства налоговой инспекции и Администрации муниципального образования Кореновский район о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Представители общества не возражали. Ходатайства удовлетворены протокольным определением.
Представитель общества заявил в судебном заседании ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи. Ходатайство оставлено без удовлетворения протокольным определением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, уведомленной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда от 22 мая 2008 г. отменить, принять новый судебный акт.
Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей общества, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу для осуществления предпринимательской деятельности выделены земельные участки в г. Кореновске расположенные по адресам: ул. Маяковского, 79; ул. Маяковского, 20.
Согласно Уставу предметом деятельности общества является в том числе: доращивание и откорм крупного рогатого скота и свиней, производство зерна и кормов.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации, сданной обществом 30.07.2007 г., по земельному налогу за 1 квартал 2007 г. Результаты налоговой проверки отражены в акте от 13.11.2007 г. Налоговой инспекцией вынесено решение от 21.12.2007 г. об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 10.01.2008 г.
10.01.2008 г. налоговая инспекция вынесла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, назначив рассмотрение материалов налоговой проверки на 11.02.2008 г. Решением от 11.02.2008 г. продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки, рассмотрение назначено на 11.03.2008 г.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от 11.03.2008 г. N 4468. П. 2 указанного решения обществу доначислен земельный налог за 1 квартал 2007 г. в сумме 587 264 руб. Налоговая инспекция применила налоговую ставку 1,5% полагая, что земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Не согласившись с п. 2 решения налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 388 налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
При этом ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со ст. 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением сессии представительного органа муниципального района Кореновское городское поселение Кореновского муниципального района от 09.11.2005 г. N 6 в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства установлена ставка 0,3%, в отношении прочих земельных участков - 1, 5%.
Налоговая инспекция ошибочно исходила из того, что спорные земельные участки не относятся к землям поселений в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как видно из материалов дела, уведомлением о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2004 г. N 136 ИМНС России по Кореновскому району уведомила общество о возможности применения с 01.01.2004 г. системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
Вывод суда первой инстанции, основанный на письме от 11.03.2008 г. N 346/08-02 Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района об отнесении земельных участков к землям поселений не исключает ведения на них сельскохозяйственной деятельности в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства.
Пунктом 1 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, военных объектов, иным территориальным зонам.
Положениями п. 11 ст. 85 ЗК РФ определен фактический статус земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Вывод суда первой инстанции о невозможности установления, в какой части земельные участки заняты объектами сельскохозяйственного назначения, основанный на письме отдела архитектуры и градостроительства администрации Кореновского района от 19.11.2007 г. согласно которому земельные участки одновременно отнесены к трем различным зонам (коммунально-складской, санитарно-защитной, рекреационной) использования, противоречат фактическому использованию (закрытому циклу откорма и доращивания свиней) и доказательствам, представленным в материалы дела.
Как видно из материалов дела, заключением отдела архитектуры и градостроительства муниципального образования Кореновского района N 79 от 10.09.2007 г. установлено, что земельный участок по ул. Маяковского, 20, площадью 340 581 кв. м является объектом использования свиноводческого комплекса с законченным производственным циклом сельскохозяйственного предприятия. Заключением отдела архитектуры и градостроительства муниципального образования Кореновского района N 80 от 10.09.2007 г. установлено, что земельный участок по ул. Маяковского, 79, площадью 107 166 кв. м является объектом использования свиноводческого комплекса с законченным циклом сельскохозяйственного предприятия.
Данными заключениями установлен перечень объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и их основные характеристики (целевое назначение). В соответствии с заключением N 80 установлен следующий перечень объектов недвижимости: кормосклад, площадью 122 кв. м; зерносклад, площадью 632 кв. м; бойня, 60,7 кв. м; воловня, площадью 1 504,8 кв. м; свинарник литер "Е", площадью 1112 кв. м; кормозапарник, площадью 45,9 кв. м; свинарник литеры "И, и, и1" площадью 1 228,8 кв. м; весовая площадью 41,6 кв. м; свинарники литеры "М, м" площадью 1175,9 кв. м; свинарник литер "Н" площадью 1 571,4 кв. м; кормосклад площадью 47,2 кв. м; кормоцех площадью 105,2 кв. м; санпропускник площадью 401,7 кв. м; свинарник литер "X" площадью 937,9 кв. м; зерносклад площадью 1 800 кв. м; кормосклад площадью 100,9 кв. м. Все названные объекты имеют специализированное назначение и в заключениях сделан вывод о соответствии свиноводческого комплекса положениям СНиП П-97 - 76.
Как видно из материалов дела, откормсовхоз "Кубанский" (правопредшественник общества) создан в 1956 г. как закрытый свиноводческий комплекс на основе долевого участия колхозов "Путь к коммунизму", "Победа", "Киров", "Калинина", "Маяк коммунизма", "Ленинец", "XXII партсъезда", "Ленина", "Путь Ленина", что подтверждается историческими справками, приложенными к плану приватизации совхоза.
Земельные участки общей площадью 1199,5 га были предоставлены откормсовхозу "Кубанское" в соответствии с государственным актом от 10.03.1982 г. и отнесены к категории земель сельскохозяйственного использования. В соответствии с графическим планом землепользования откормсовхоза "Кубанский" от 1982 г. (приложением к госакту от 1982 г.) третий участок чересполосица относится к землям, которые повторно были предоставлены обществу в рамках государственного акта от 1995 г. и полностью идентичны.
Свидетельством о праве бессрочного пользования от марта 1993 г. определено, что земельный участок площадью 1199 га предоставлен откормсовхозу "Кубанский" для сельскохозяйственного использования и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Актом установления нормативной цены земельного участка, утвержденного председателем районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам от 21.10.1993 г. определено целевое назначение земельного участка площадью 1015 га, как земли сельскохозяйственного использования для откормсовхоза "Кубанский".
В соответствии с Уставом аграрного акционерного общества закрытого типа "Кубанский" утвержденного 30.06.1994 г. организация является правопреемником откормсовхоза "Кубанский". Пунктом 1.1. Устава определено, что аграрное акционерное общество закрытого типа "Кубанское" создано в порядке приватизации откормсовхоза "Кубанский" с согласия Минсельхоза РФ с сохранением целостности производственных структур, без выделения земельных и имущественных паев. Уставом общества, пунктом 2.3. определены три вида его деятельности, такие как доращивание и откорм крупного рогатого скота и свиней, производство кормов и закупка недостающих кормов.
Пунктом 3.2. Устава общества, зарегистрированного 23.06.2002 г. определен основной вид деятельности, разведение, доращивание и откорм крупного рогатого скота и свиней. Информационным письмом Госкомстата России Усть-Лабинского межрайонного отдела статистики от 29.05.2003 г. определены виды деятельности общества и все они отнесены к видам сельскохозяйственной деятельности и основным является откорм и доращивание свиней.
Положением о реорганизации откормсовхоза "Кубанское" от 11.02.1994 г.
N 5-14/78, утвержденным заместителем министра А.С. Копыловым, закреплено правило о сохранении деятельности специализированных участков производства и технологических линий по выращиванию крупного рогатого скота и свиней.
Положениями ст. 8 ЗК РФ и ст. 2, 4 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственной категории возможен только уполномоченным органом субъекта федерации.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что земельные участки с момента создания ЗАО "Кубанское" предоставлялись для ведения сельскохозяйственной деятельности, относятся в соответствии с правоустанавливающими документами к категории земель сельскохозяйственного назначения и в иную категорию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не переводились.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств отнесения земель общества к землям сельскохозяйственного использования является необоснованным.
Кроме того, муниципальное образование Кореновского района городское поселение не имеет принятых в установленном порядке правил землепользования и застройки, а также, градостроительных регламентов, которыми определяются зоны и виды использования земельных участков в границе земель поселений (правила землепользования и застройки, градостроительный регламент).
В соответствии со ст. 3 ЗК РФ объектом регулирования ЗК РФ является использование и охрана земель, а ст. 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определен предмет его ведения, в который входит территориальное планирование, градостроительное зонирование, архитектурно-строительное проектирование. Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, такие как: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, обеспечения космической деятельности и другие. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок которого устанавливается федеральными законами.
Главой 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определены общие принципы градостроительного зонирования, которые устанавливаются правилами землепользования и застройки, а также градостроительными регламентами. Пунктом 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также, предельные размеры земельных участков, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки в соответствии с положениями ст. 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления, с обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки протоколов публичных слушаний.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции в г. Кореновск и Кореновском районе отсутствуют правила землепользования и застройки, а также, градостроительный регламент.
Таким образом, отсутствуют документы, названные законом как доказательства, определяющие отнесения земель к определенной территориальной зоне, виду использования и целевому назначению земли.
Суд первой инстанции ошибочно применил данные государственного акта от 1995 г. (размещение производственных и административных зданий), которые не являются правовым основанием для определения категории земли, территориальной зоны или вида использования. При этом суд не установил фактический вид (целевое) использования спорных земельных участков.
Вместе с тем, административные и производственные здания, сооружения в соответствии с градостроительным и земельным законодательством могут находиться на землях различных категорий и на землях различных территориальных зон использования земельных участков, и определяющими будут являться цели деятельности, как на объектах недвижимости, так и на земельном участке.
Министерство финансов РФ в письме от 28.04.2006 г. N 03-06-02-02/49 и от 08.08.2006 г. N 03-06-02-04/119 по вопросу применения ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства указало на необходимость для правильного определения вида использования применять ПЗЗ, градостроительные регламенты, общероссийский классификатор видов экономической деятельности и виды уставной деятельности предприятий.
Как установлено судом и не оспаривается участниками процесса в г. Кореновске и Кореновском районе правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты не определены и в установленном порядке не утверждены представительными органами.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности используется при решении следующих основных задач, связанных с: определения основных видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; регулирования отдельных видов экономической деятельности; обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности.
Разделом "А" ОКВЭД определены виды экономической деятельности, отнесенные к видам деятельности в отрасли сельского хозяйства. В рамках раздела "А" (сельское хозяйство) видом сельскохозяйственной деятельности назван вид деятельности связанный с разведение свиней (01.23). Разделом вторым (раздел "А" сельское хозяйство) ОКДП названы продукция и услуги, которые производятся или предоставляются в отрасли сельскохозяйственной деятельности. К продукции и услугам сельскохозяйственного назначения отнесена продукция и деятельность, осуществляемая обществом - живые животные и продукции животноводства (0120000 и 0121000). В подразделе живые животные за кодом 0121400 названы свиньи.
Одной из задач ОКВЭД в соответствии частью второй является организация и обеспечение функционирования системы налогообложения. Часть 3, ОКДП позволяет определить здания и сооружения которые относятся к машиностроительным предприятиям, предприятиям топливно-энергетического комплекса, предприятиям лесной и целлюлозно-бумажный отрасли и другие (4521000, 522000, 4523000). Отдельным разделом ОКДП определены здания и сооружения сельскохозяйственных предприятий и предприятий лесного хозяйства (4525000). К зданиям и сооружениям сельскохозяйственных предприятий отнесен комплекс для выращивания и откорма свиней (4525103).
Вид и целевое использование земельного участка в соответствии с положениями п. 2 ст. 7 ЗК РФ и п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выбираются правообладателем самостоятельно, без предварительного согласования.
Общество с момента предоставления земельного участка не заявляло об изменении вида деятельности на предоставленных в бессрочное пользование земельных участках, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалы дела общество за период 2004 г. - 2007 г. представлены налоговые декларации по уплате единого сельскохозяйственного налога.
В соответствии с данными баланса предприятия на откорме находятся 8000 свиней.
Формулировка государственного акта от 1995 г. соответствует фактическому размещению уже функционирующего комплекса по выращиванию свиней, который был построен и введен в эксплуатацию до 1990 г., что подтверждается сведениями филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" по Кореновскому району. В соответствии со сведениями, изложенными в ответе филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" по Кореновскому району от 15.07.2008 г. N 285 все объекты недвижимого имущества общества, прошедшие первичную инвентаризацию, имеют год постройки до 1994 г.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сведения управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю указывают на осуществление на предоставленном земельном участке сельскохозяйственной деятельности и отсутствие нормативных актов об установлении территориальных зон в соответствии с правилами землепользования и застройки.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, считает, что общество правомерно к спорным земельным участкам применило налоговую ставку 0,3 процента, как к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Суд не принимает доводы налоговой инспекции и Администрации муниципального образования Кореновский район, изложенные ими в отзывах на апелляционную жалобу, как основанные на неверном толковании норм налогового, земельного и градостроительного законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по государственной пошлине следует возложить на налоговую инспекцию.

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 мая 2008 г. по делу N А32-6824/2008-4/170 отменить.
Признать недействительным п. 2 решения ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края от 11.03.2008 г. N 4468, как несоответствующий НК РФ.
Взыскать с ИФНС России по Кореновскому району Краснодарского края в пользу ЗАО "Кубанское" 3 тыс. руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Н.В.ШИМБАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)