Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Зубова Т.Н.
Федеральный судья: Тишаева Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Корневой М.А.
судей Зубовой Т.Н. и Георгиновой Н.А.
при секретаре Ж.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ч.Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на решение Северного районного суда г. Орла от 03 июня 2013 г., которым, с учетом определения Северного районного суда г. Орла от 17.06.2013 об исправлении описки, постановлено:
"Исковые требования Ч.Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год, удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> N от <дата> об отказе Ч.Е.В. в осуществлении возврата налога на доходы физических лиц за 2009 год.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести Ч.Е.В. возврат налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу в пользу Ч.Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей и почтовые расходы в сумме <...> рублей."
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Орлу М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ч.Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ИФНС России по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> ИФНС России по г. Орлу было принято решение, которым ей было отказано в осуществлении зачета (возврата) социального налогового вычета за 2009 год в размере <...> рублей в связи с тем, что заявление о возврате данного вычета было подано ею по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Не согласившись с принятым решением, она обжаловала его в УФНС России по Орловской области.
Решением N от <дата> УФНС России по <адрес> ее жалоба оставлена без удовлетворения, а решение ИФНС России по <адрес> было признано правомерным на основании п. 6 ст. 78 НК РФ.
Истица полагала, что обжалуемое решение ИФНС России по г. Орлу от <дата> является незаконным и ущемляет ее интересы, поскольку на основании ст. 219 Налогового кодекса РФ она имеет право на социальный налоговый вычет в связи с понесенными расходами на обучение в 2009 году.
Кроме того, по ее мнению, применение п. 6 ст. 78 НК РФ, предусматривающего подачу заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 3-х лет со дня уплаты налога, является необоснованным и не подлежащим применению к возникшим правоотношениям, так как ее требования связаны не с возвратом излишне уплаченного налога, а с предоставлением ей социального налогового вычета.
Считала, что право на предоставление социального налогового вычета в соответствии с действующим налоговым законодательством связано со своевременной подачей налоговой декларации, сроки подачи которой ею нарушены не были.
Поэтому с учетом уточненных исковых требования просила суд признать незаконным решение ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе в осуществлении зачета (возврата), обязать ответчика в связи с предоставлением социального налогового вычета произвести ей возврат налога на доходы физических лиц в размере <...> рублей, уплаченного в 2009 году, а также взыскать почтовые расходы в размере <...>. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Орлу просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Считает необоснованным вывод суда о том, что п. 6 ст. 78 НК РФ не применим к данным правоотношениям, поскольку социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется путем возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ за предыдущие налоговые периоды в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ по заявлению налогоплательщика. При этом заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано до истечения трех лет со дня уплаты суммы налога.
Поэтому полагает, что право истицы на вычет утрачено на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, поскольку днем уплаты сумм по договору с образовательным учреждением является 17 августа 2009, а заявление налогоплательщиком подано в налоговый орган только 12.01.2013, т.е. по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Кроме того, указывает, что истицей пропущен трехмесячный срок на подачу настоящего заявления в порядке ст. 254 ГПК РФ, поскольку истице было известно о ее нарушенном праве 07.02.2013, а с настоящим иском она обратилась лишь 13.05.2013.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положениями ст. 21 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики имеют право, в частности, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
В соответствии с п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ) социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
Пунктом 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 29 декабря 2009 года, одновременно с подачей налоговой декларацией от налогоплательщика для получения социального налогового вычета требовалось его письменное заявление.
Федеральным законом от 27.12.2009 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", вступившим в силу 29.12.2009 года, требование закона о предоставлении налогоплательщиком письменного заявления для получения социального налогового вычета, было исключено.
Налоговым периодом согласно ст. 216 НК РФ признается календарный год.
Пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ предусматривает, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено материалами дела, <дата> Ч.Е.В. в ИФНС России по г. Орлу были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2009 и 2010 годы для предоставления ей социального налогового вычета в связи с оплатой обучения в <...> Налоговые декларации были приняты ответчиком от Ч.Е.В.
В налоговой декларации за отчетный налоговый период - 2009 год истица указала право на предоставление ей социального налогового вычета в размере расходов, понесенных на свое обучение в 2009 году в сумме <...> рублей, и соответственно, право на возврат из бюджета суммы налога в размере <...>). Наряду с декларациями Ч.Е.В. в налоговый орган были представлены документы, подтверждающие ее фактические расходы за обучение.
В дальнейшем по результатам камеральной проверки представленных Ч.Е.В. в налоговый орган деклараций и документов, налоговым органом было подтверждено ее право на социальный налоговый вычет в заявленном размере.
<дата> Ч.Е.В. обратилась в ИФНС по г. Орлу в целях получения информации о результатах камеральной проверки и сотрудником налоговой инспекции ей было предложено написать заявление о возврате налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
По представленному истицей заявлению <дата> ИФНС России по <адрес> было вынесено решение N об отказе Ч.Е.В. в осуществлении зачета (возврата) налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей, ввиду того, что на момент подачи заявления о возврате налога за 2009 год истек трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата сумм излишне уплаченного налога.
Не согласившись с данным решением, Ч.Е.В. <дата> направила по почте в Управление ФНС России по Орловской области жалобу на решение ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на доходы физических лиц.
Рассмотрев жалобу, Управление ФНС России по Орловской области 13.03.2013 приняло решение об оставлении жалобы Ч.Е.В. без удовлетворения по тем основаниям, что на момент подачи заявления на возврат налога за 2009 год трехлетний срок, определенный п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщиком был пропущен.
Указанные обстоятельства послужили поводом обращения истицы в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор и признавая незаконным решение ИФНС по г. Орлу, которым отказано истице в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление социального налогового вычета как и имущественного вычета связано только со своевременной подачей налоговой декларации, при этом момент начала течения трехлетнего срока определяется не датой внесения платежа за обучение, а налоговым периодом, в котором был уплачен налогоплательщиком налог на доходы физического лица (НДФЛ).
Поэтому, учитывая, что срок подачи декларации за 2009 год Ч.Е.В. нарушен не был, ею были понесены расходы на обучение в 2009 году в сумме <...> рублей, в налоговой декларации ею было заявлено право на возврат налога в сумме <...> рублей, при этом право Ч.Е.В. на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за обучение в 2009 году, ответчик не оспаривал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе Ч.Е.В. в осуществлении возврата налога на доходы физических лиц за 2009 год и обязал инспекцию произвести ей возврат налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы ИФНС по г. Орлу о необходимости применения положений статьи 78 Налогового кодекса РФ при предоставлении социального налогового вычета, поскольку налоговый вычет является налоговой льготой, предусмотренной законом, подразумевающей возврат определенной законом части налога, правильно исчисленного и уплаченного налогоплательщиком, в то время как излишне уплаченный налог является переплатой определенной суммы налога в текущем налоговом периоде, при этом переплата налога производится при отсутствии законного на то основания.
Поэтому, учитывая, что по своей правовой природе возврат излишне уплаченного налога отличается от социального налогового вычета, порядок предоставления которого регламентирован нормой статьи 219 налогового кодекса РФ, являющейся специальной по отношению к норме ст. 78 Налогового кодекса, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение ИФНС России по г. Орлу об отказе Ч.Е.В. в предоставлении налогового вычета.
Несостоятельным является довод жалобы ответчика о том, что истицей пропущен трехмесячный срок на подачу настоящего заявления в порядке ст. 256 ГПК РФ, поскольку указанная норма права в данном случае не применима. Как следует из материалов дела, исковое заявление Ч.Е.В. не рассматривалось в порядке главы 25 ГПК РФ, так как оспариваемым решением ИФНС России по г. Орлу нарушено ее имущественное право на получение налогового вычета. Поэтому суд руководствовался ст. 196 ГК РФ об общем сроке исковой давности, составляющем 3 года. Срок исковой давности истицей не пропущен.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 03 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1546
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N 33-1546
Докладчик: Зубова Т.Н.
Федеральный судья: Тишаева Ю.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Корневой М.А.
судей Зубовой Т.Н. и Георгиновой Н.А.
при секретаре Ж.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Ч.Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на решение Северного районного суда г. Орла от 03 июня 2013 г., которым, с учетом определения Северного районного суда г. Орла от 17.06.2013 об исправлении описки, постановлено:
"Исковые требования Ч.Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год, удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> N от <дата> об отказе Ч.Е.В. в осуществлении возврата налога на доходы физических лиц за 2009 год.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести Ч.Е.В. возврат налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу в пользу Ч.Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей и почтовые расходы в сумме <...> рублей."
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Орлу М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ч.Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ИФНС России по г. Орлу об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> ИФНС России по г. Орлу было принято решение, которым ей было отказано в осуществлении зачета (возврата) социального налогового вычета за 2009 год в размере <...> рублей в связи с тем, что заявление о возврате данного вычета было подано ею по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Не согласившись с принятым решением, она обжаловала его в УФНС России по Орловской области.
Решением N от <дата> УФНС России по <адрес> ее жалоба оставлена без удовлетворения, а решение ИФНС России по <адрес> было признано правомерным на основании п. 6 ст. 78 НК РФ.
Истица полагала, что обжалуемое решение ИФНС России по г. Орлу от <дата> является незаконным и ущемляет ее интересы, поскольку на основании ст. 219 Налогового кодекса РФ она имеет право на социальный налоговый вычет в связи с понесенными расходами на обучение в 2009 году.
Кроме того, по ее мнению, применение п. 6 ст. 78 НК РФ, предусматривающего подачу заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 3-х лет со дня уплаты налога, является необоснованным и не подлежащим применению к возникшим правоотношениям, так как ее требования связаны не с возвратом излишне уплаченного налога, а с предоставлением ей социального налогового вычета.
Считала, что право на предоставление социального налогового вычета в соответствии с действующим налоговым законодательством связано со своевременной подачей налоговой декларации, сроки подачи которой ею нарушены не были.
Поэтому с учетом уточненных исковых требования просила суд признать незаконным решение ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе в осуществлении зачета (возврата), обязать ответчика в связи с предоставлением социального налогового вычета произвести ей возврат налога на доходы физических лиц в размере <...> рублей, уплаченного в 2009 году, а также взыскать почтовые расходы в размере <...>. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Орлу просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Считает необоснованным вывод суда о том, что п. 6 ст. 78 НК РФ не применим к данным правоотношениям, поскольку социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется путем возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ за предыдущие налоговые периоды в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ по заявлению налогоплательщика. При этом заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано до истечения трех лет со дня уплаты суммы налога.
Поэтому полагает, что право истицы на вычет утрачено на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, поскольку днем уплаты сумм по договору с образовательным учреждением является 17 августа 2009, а заявление налогоплательщиком подано в налоговый орган только 12.01.2013, т.е. по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Кроме того, указывает, что истицей пропущен трехмесячный срок на подачу настоящего заявления в порядке ст. 254 ГПК РФ, поскольку истице было известно о ее нарушенном праве 07.02.2013, а с настоящим иском она обратилась лишь 13.05.2013.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положениями ст. 21 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики имеют право, в частности, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
В соответствии с п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ) социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
Пунктом 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 29 декабря 2009 года, одновременно с подачей налоговой декларацией от налогоплательщика для получения социального налогового вычета требовалось его письменное заявление.
Федеральным законом от 27.12.2009 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", вступившим в силу 29.12.2009 года, требование закона о предоставлении налогоплательщиком письменного заявления для получения социального налогового вычета, было исключено.
Налоговым периодом согласно ст. 216 НК РФ признается календарный год.
Пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ предусматривает, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено материалами дела, <дата> Ч.Е.В. в ИФНС России по г. Орлу были представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2009 и 2010 годы для предоставления ей социального налогового вычета в связи с оплатой обучения в <...> Налоговые декларации были приняты ответчиком от Ч.Е.В.
В налоговой декларации за отчетный налоговый период - 2009 год истица указала право на предоставление ей социального налогового вычета в размере расходов, понесенных на свое обучение в 2009 году в сумме <...> рублей, и соответственно, право на возврат из бюджета суммы налога в размере <...>). Наряду с декларациями Ч.Е.В. в налоговый орган были представлены документы, подтверждающие ее фактические расходы за обучение.
В дальнейшем по результатам камеральной проверки представленных Ч.Е.В. в налоговый орган деклараций и документов, налоговым органом было подтверждено ее право на социальный налоговый вычет в заявленном размере.
<дата> Ч.Е.В. обратилась в ИФНС по г. Орлу в целях получения информации о результатах камеральной проверки и сотрудником налоговой инспекции ей было предложено написать заявление о возврате налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
По представленному истицей заявлению <дата> ИФНС России по <адрес> было вынесено решение N об отказе Ч.Е.В. в осуществлении зачета (возврата) налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей, ввиду того, что на момент подачи заявления о возврате налога за 2009 год истек трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата сумм излишне уплаченного налога.
Не согласившись с данным решением, Ч.Е.В. <дата> направила по почте в Управление ФНС России по Орловской области жалобу на решение ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на доходы физических лиц.
Рассмотрев жалобу, Управление ФНС России по Орловской области 13.03.2013 приняло решение об оставлении жалобы Ч.Е.В. без удовлетворения по тем основаниям, что на момент подачи заявления на возврат налога за 2009 год трехлетний срок, определенный п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщиком был пропущен.
Указанные обстоятельства послужили поводом обращения истицы в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор и признавая незаконным решение ИФНС по г. Орлу, которым отказано истице в предоставлении социального налогового вычета за 2009 год, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление социального налогового вычета как и имущественного вычета связано только со своевременной подачей налоговой декларации, при этом момент начала течения трехлетнего срока определяется не датой внесения платежа за обучение, а налоговым периодом, в котором был уплачен налогоплательщиком налог на доходы физического лица (НДФЛ).
Поэтому, учитывая, что срок подачи декларации за 2009 год Ч.Е.В. нарушен не был, ею были понесены расходы на обучение в 2009 году в сумме <...> рублей, в налоговой декларации ею было заявлено право на возврат налога в сумме <...> рублей, при этом право Ч.Е.В. на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за обучение в 2009 году, ответчик не оспаривал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения ИФНС России по <адрес> N от <дата> об отказе Ч.Е.В. в осуществлении возврата налога на доходы физических лиц за 2009 год и обязал инспекцию произвести ей возврат налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме <...> рублей.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы ИФНС по г. Орлу о необходимости применения положений статьи 78 Налогового кодекса РФ при предоставлении социального налогового вычета, поскольку налоговый вычет является налоговой льготой, предусмотренной законом, подразумевающей возврат определенной законом части налога, правильно исчисленного и уплаченного налогоплательщиком, в то время как излишне уплаченный налог является переплатой определенной суммы налога в текущем налоговом периоде, при этом переплата налога производится при отсутствии законного на то основания.
Поэтому, учитывая, что по своей правовой природе возврат излишне уплаченного налога отличается от социального налогового вычета, порядок предоставления которого регламентирован нормой статьи 219 налогового кодекса РФ, являющейся специальной по отношению к норме ст. 78 Налогового кодекса, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение ИФНС России по г. Орлу об отказе Ч.Е.В. в предоставлении налогового вычета.
Несостоятельным является довод жалобы ответчика о том, что истицей пропущен трехмесячный срок на подачу настоящего заявления в порядке ст. 256 ГПК РФ, поскольку указанная норма права в данном случае не применима. Как следует из материалов дела, исковое заявление Ч.Е.В. не рассматривалось в порядке главы 25 ГПК РФ, так как оспариваемым решением ИФНС России по г. Орлу нарушено ее имущественное право на получение налогового вычета. Поэтому суд руководствовался ст. 196 ГК РФ об общем сроке исковой давности, составляющем 3 года. Срок исковой давности истицей не пропущен.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 03 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)