Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2013 ПО ДЕЛУ N А57-3806/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А57-3806/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "28" августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (410040, г. Саратов, Деловой тупик, 3, ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2013 года по делу N А57-3806/2013 (судья Калинина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Контакт" (410086, г. Саратов, ул. Спицина, 1, ОГРН 1086453000567, ИНН 6453097665),
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (410040, г. Саратов, Деловой тупик, 3, ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8а, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Контакт" - Бондаренко Р.В., представитель по доверенности N 68/085 от 13.06.2013, Лапшев С.В., представитель по доверенности от 28.01.2013; инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова - Шикова Ю.В., представитель по доверенности N 04-13 от 22.07.2013, Буракова И.В., представитель по доверенности N 04-08 от 20.10.2011; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Головина К.Ю., представитель по доверенности N 02-08/005439 от 11.11.2011

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО "НПП Контакт" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным (незаконным) решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 14.02.2013 N 4175 "Об отказе в осуществлении зачета", о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, выразившегося в не вынесении в срок, установленный пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ, решения о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в счет предстоящих платежей налогоплательщика или решения об отказе в проведении зачета, об обязании Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области или ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова (если вынесение решения о зачете входит в компетенцию Ленинской налоговой инспекции) в течение 5 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть заявление налогоплательщика "О зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год" от 01.02.2013 и вынести решение о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год, а также излишне уплаченных пени по земельному налогу за 2009 год в счет предстоящих платежей по данному налогу, поскольку переплата по земельному налогу ОАО "НПП Контакт" в 2009 году составила 6 015 997 руб. (12 752 168 руб. - 6 736-171 руб. = 6 015 997 руб., где 12 752 168 руб. - фактически уплаченный за 2009 год земельный налог, а 6 736 171 руб. - сумма земельного налога за 2009 год, которую надо было оплатить), а излишне уплаченные пени по земельному налогу за 2009 год составили 423 911 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2013 года по делу N А57-3806/2013 требования ОАО "НПП "Контакт" удовлетворены в части.
Признано недействительным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 14.02.2013 N 4175 "Об отказе в осуществлении зачета".
На ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 6 015 997 руб. и пени по земельному налогу в размере 423 911 руб. за 2009 год в счет предстоящих платежей ОАО "НПП "Контакт".
В остальной части требований отказано.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОАО "Научно-производственное предприятие "Контакт" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
01 февраля 2013 года за N 0243/258 в адрес ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова и Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области направлено заявление "О зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год" с приложением: - налоговой декларации по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 15.01.2010 г.; - уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу (налоговые периоды 21, 22, 23, отчетный год 2009) от 25.03.2010 г.; - уточненной налоговой декларации по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 25.03.2010 г.; - платежных поручений NN 1968, 3572, 3596, 1321, 2083, 78, 2946, 2947, 2948, 2949, 3562, 3563, 3564, 3565; - уточненная налоговая декларация по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 31.01.2013 г. и налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу (налоговые периоды 21, 22, 23, отчетный год 2009) от 31.01.2013 г. 14.02.2013 г.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова решением N 4175 отказало в проведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год.
Удовлетворяя требования в обжалуемой части, суд пришел к выводу, что заявителем при обращении в суд с требованием о зачете излишне уплаченного земельного налога из бюджета срок исковой давности не пропущен, наличие переплаты подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Вывод суда является правильным и переоценке по доводам апелляционной жалобы инспекции не подлежит.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, в порядке, предусмотренном Кодексом.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (п. 7 ст. 78 Кодекса).
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 2 ст. 393 Кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий квартал календарного года.
На основании п. 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, как правильно указано судами, названные положения Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и земельного налога, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по земельному налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации по земельному налогу, представляемой по итогам налогового периода не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 Кодекса).
Судами установлено, что ОАО "НПП Контакт" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:040232:0030; 64:48:030214:0041; 64:48:040806:0053; 64:48:040225:0024; 64:48:040232:0027; 64:48:040505:0002; 64:48:040230:0009; 64:48:040232:0033; 64:48:040715:0031, 64:48:040715:45, 64:48:040715:46, 64:48:040715:47, 64:48:040715:48, 64:48:040715:49, 64:48:040715:50.
Участок с кадастровым номером 64:48:040715:0031 (ВРИ - нежилые здания: спортивный комплекс, стрелковый тир, спортивно-технический клуб, спортивно-административный центр - лыжная база, стрельбище, насосная) разбит на участки с кадастровыми номерами 64:48:040715:45 (ВРИ - нежилые здания (стрельбище и стрелковый тир)); 64:48:040715:46 (ВРИ - нежилые здания (спортивно-технический клуб)); 64:48:040715:47 (ВРИ - нежилые здания (спортивный комплекс)); 64:48:040715:48 (ВРИ - нежилые здания (лыжная база)); 64:48:040715:49 (ВРИ - нежилые здания (спортивно-технический комплекс)); 64:48:040715:50 (ВРИ -нежилые здания (насосная)), которые находились во владении ОАО "НПП "Контакт" в 2009 г.
ОАО "НПП Контакт" начислен и уплачен платежными поручениями: N 1968 от 20.05.2009 года на сумму 1684100 руб., N 3572 от 06.08.2009 г. на сумму 400000 руб., N 3596 от 07.08.2009 г. на сумму 904100 руб., N 1321 от 07.08.2009 на сумму 380000 руб., N 2083 от 03.11.2009 года на сумму 1684065 руб., N 78 от 01.02.2010 года на сумму 1684100 руб., N 2946 от 29.04.2010 года на сумму 1506989 руб., N 2947 от 29.04.2010 года на сумму 1506989 руб., N 2948 от 29.04.2010 года на сумму 1503949 руб., N 2949 от 29.04.2010 года на сумму 1497876 руб., N 3562 от 19.05.2010 на сумму 181441,48 руб., N 3563 от 19.05.2010 года на сумму 127566,62 руб., N 3564 от 19.05.2010 года на сумму 78105,08 руб., N 3565 от 19.05.2010 года на 36797,82 руб. земельный налог за 2009 год в сумме 12 752 168 руб., а также пени по земельному налогу за 2009 год в сумме 423 911 руб.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что заявителем при обращении в суд с требованием о зачете излишне уплаченного земельного налога из бюджета срок исковой давности не пропущен.
Как установлено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2647/11 от 26 июля 2011 г.:
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Саратовской области постановлением от 30.11.2007 N 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Однако постановлением от 03.03.2009 N 75-П указанные приложения к постановлению от 30.11.2007 N 423-П были признаны утратившими силу.
Кроме того, в 2008-2009 годах Саратовским областным судом был вынесен ряд решений по заявлениям отдельных налогоплательщиков, которыми признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решений в законную силу сведения, содержащиеся в приложении N 1 к постановлению от 30.11.2007 N 423-П, в части утверждения по соответствующим строкам среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, принадлежащих заявителям.
При рассмотрении данных споров суд общей юрисдикции констатировал наличие нарушений при определении органом исполнительной власти кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Саратовской области постановлением от 02.04.2009 N 121-П (далее - постановление от 02.04.2009 N 121-П) внесло изменения в постановление от 30.11.2007 N 423-П и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2.
Пунктом 2 названного постановления было доведено до сведения заинтересованных лиц, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные этим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
Постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П) были вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 и признаны утратившими силу постановления от 30.11.2007 N 423-П, от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П, от 20.05.2009 N 202-П.
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем, поскольку авансовый платеж представляет собой часть налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть уплачен обществом на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Изданные правительством Саратовской области постановления от 02.04.2009 N 121-П и от 07.07.2009 N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010, то есть с начала нового налогового периода
С учетом изложенного Президиум в Постановлении N 2647/11 от 26 июля 2011 г. пришел к выводу, что при расчете земельного налога за отчетные периоды 2009 года подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
В материалы дела ОАО "НПП Контакт" представило перерасчет суммы земельного налога" за 2009 года, в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П.
Согласно представленному расчету сумма земельного налога за 2009 год, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 г. N 6-П составляет 6 736 171 руб.
Данный расчет не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, переплета по земельному налогу ОАО "НПП Контакт" в 2009 году составила 6 015 997 руб. (12 752 168 руб. - 6 736-171 руб. = 6 015 997 руб., где 12 752 168 руб. - фактически уплаченный за 2009 год земельный налог, а 6 736 171 руб. - сумма земельного налога за 2009 год, которую надо было оплатить). 01 февраля 2013 года за N 0243/258 в адрес ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова и Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области было направлено заявление "О зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год" с приложением: - налоговой декларации по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 15.01.2010 г.; - уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу (налоговые периоды 21, 22, 23, отчетный год 2009) от 25.03.2010 г.; - уточненной налоговой декларации по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 25.03.2010 г.; - платежных поручений NN 1968, 3572, 3596, 1321, 2083, 78, 2946, 2947, 2948, 2949, 3562, 3563, 3564, 3565; - уточненная налоговая декларация по земельному налогу (налоговый период 34, отчетный год 2009) от 31.01.2013 г. и налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу (налоговые периоды 21, 22, 23, отчетный год 2009) от 31.01.2013 г. 14.02.2013 г. ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова Решением N 4175 отказало в проведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога за 2009 год, в связи с тем, что представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год по которой не закончена камеральная налоговая проверка. Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое основание для отказа в возврате излишне уплаченного налога, как проведение камеральных налоговых проверок, суд приходит к выводу о том, что решение N 4175 от 14.02.2013 г. является незаконным.
Право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 14.02.2013 N 4175 "Об отказе в осуществлении зачета" подлежит признанию недействительным.
В суд апелляционной инстанции налогоплательщиком представлено решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова от 26.06.2013 N 4819 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым установлено, что на момент вынесения Решения в КРСБ (карточке расчета с бюджетом) имеется переплата по земельному налогу за 2009 в полном объеме - 6015120 руб.
Довод инспекции о том, что в отношении земельных участков, зарегистрированных заявителем в 2008 земельный налог подлежит расчету, исходя из Постановления N 423- П, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Способ восстановления нарушенного права избран судом в порядке п. 4 ст. 201 АПК РФ верно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2013 года по делу N А57-3806/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)