Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2008 ПО ДЕЛУ N А06-1664/2008-13

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. по делу N А06-1664/2008-13


Резолютивная часть постановления объявлена "08" октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульдяковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "02" июня 2008 года по делу N А06-1664/2008-13, (судья Мирекина Е.И.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагропром", с. Каралат Астраханской области,
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области, г. Астрахань,
о признании недействительным решения от 13.03.2008 г. об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и об обязании произвести указанную государственную регистрацию,
при участии в заседании:
представитель ООО "Сельхозагропром" - Власова И.А. доверенность от 04.05.2008 г. действительна в течение трех лет, удостоверение адвоката N 643,
представитель Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области - не явился, извещен,

установил:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилось ООО "Сельхозагропром"с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской о признании недействительным решения от 13.03.2008 г. об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и об обязании произвести указанную государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2008 года: решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 13.03.2008 г. об отказе ООО "Сельхозагропром" в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица признано недействительным. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 5 по Астраханской области произвести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией, с внесением в Единый государственный реестр юридических записей о его ликвидации.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 02.06.2008 года, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Сельхозагропром" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, по основаниям указанным в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ, что подтверждается распиской-извещением (приложение к протоколу судебного заседания от 02.10.2008 года). Инспекция явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене как принятый при неправильном применении закона и неполно выясненных обстоятельствах.
Как видно из материалов дела, 11.09.2007 года общее собрание общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагропром" в связи с малоэффективной экономической деятельностью общества приняло решение о его ликвидации (т. 1, л.д. 9).
19 сентября 2007 года данное решение было опубликовано в Вестнике государственной регистрации (т. 1, л.д. 12).
В октябре 2007 года осуществлено выбытие основных средств ликвидируемого общества и распределение между его участниками, (том 1 л.д. 37-55) 25 октября 2007 года, в связи с отсутствием задолженностей перед кредиторами, общее собрание утвердило, в соответствии со ст. 63 ГК РФ, промежуточный и ликвидационный балансы (т. 1, л.д. 10).
23 ноября 2007 года в связи с ликвидацией общества в налоговый орган была представлена налоговая декларация за 2007 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (т. 1, л.д. 56).
18 февраля 2008 года промежуточный баланс был представлен в налоговый орган (т. 1, л.д. 59).
05 марта 2008 года налогоплательщик представил в регистрирующий орган: заявление о государственной регистрации по форме Р 16001 от 03.03.2008 года, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ о представлении сведений в Пенсионный фонд РФ (т. 1, л.д. 65-74).
13 марта 2008 года регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с предоставлением недостоверных сведений в ликвидационном балансе, в результате чего ликвидационный баланс считается не представленным.
Считая данное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что налоговый орган, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил доказательств подтверждающих наличие оснований, установленных статьей 23 ФЗ N 129-ФЗ.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции неправомерными по следующим основаниям.
Суд первой инстанции указывает, что в адрес налогоплательщика налоговой инспекцией были направлены две редакции решения об отказе в государственной регистрации.
Из текста решения, полученного факсом, следует, что отказ в государственной регистрации основан в связи с непредставлением налогоплательщиком: заявления о государственной регистрации по форме Р 16001, ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлине, документа о представлении сведений в Пенсионный фонд РФ, а также в связи с выявлением в результате выездной проверки факта представления недостоверных сведений в ликвидационном балансе (т. 1, л.д. 7).
Из текста второго решения полученного налогоплательщиком, следует, что отказ в государственной регистрации основан на факте отсутствия среди представленных для государственной регистрации документов, а именно: "В результате выездной проверки выявлено представление недостоверных сведений в ликвидационном балансе. В результате чего ликвидационный баланс считается не представленным" (т. 1, л.д. 8).
Представитель налогового органа пояснил суду апелляционной инстанции, что заместителем начальника инспекции Пищухиным С.Е. было вынесено только одно решение от 13.03.2008 года об отказе в государственной регистрации юридического лица. Основанием для отказа послужило предоставление ООО "Сельхозагропром" недостоверных сведений в ликвидационном балансе, в результате чего ликвидационный баланс считается не представленным. Иного решения не выносилось, в адрес Общества факсом оно не направлялось.
Суд первой инстанции также указал, что в силу пункта 5 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ, услуг - передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества, в том числе при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между участниками (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции установил следующее.
22 октября 2007 года ООО "Сельхозагропром" (Продавец) заключен договор купли продажи с ООО "Колочный" (Покупатель) о продаже недвижимого имущества общей площадью 271, 10 кв. м. Цена, уплаченная покупателем продавцу - 800 000 руб. (т. 1, л.д. 37-40).
22 октября 2007 года ООО "Сельхозагропром" (Продавец) заключен договор купли продажи с ООО "Колочный" (Покупатель) о продаже имущества (перечень имущества указан в приложении к договору). Цена, уплаченная покупателем продавцу - 127 375 руб. (т. 1, л.д. 41-44).
22 октября 2007 года ООО "Сельхозагропром" (Продавец) заключен договор купли продажи с ООО "Колочный" (Покупатель) о продаже автомобиля. Цена, уплаченная покупателем продавцу - 10 000 руб. (т. 1, л.д. 45-46).
22 октября 2007 года ООО "Сельхозагропром" (Продавец) заключен договор купли продажи с ООО "Колочный" (Покупатель) о продаже недвижимого имущества общей площадью 113, 10 кв. м. Цена, уплаченная покупателем продавцу - 650 000 руб. (т. 1, л.д. 47-50).
22 октября 2007 года ООО "Сельхозагропром" (Продавец) заключен договор купли продажи с ООО "Колочный" (Покупатель) о продаже земельного участка общей площадью 7239,00 кв. м. Цена, уплаченная покупателем продавцу - 248 953 руб. (т. 1, л.д. 51-54).
Платежным поручением N 6 от 30.10.2007 года ООО "Сельхозагропром" получило от ООО "Колочный" по вышеуказанным договорам денежные средства в сумме 1 837 375 руб. (т. 1, л.д. 55).
23 ноября 2007 года в связи с ликвидацией общества в налоговый орган была представлена налоговая декларация за 2007 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В данной декларации указаны полученные Обществом доходы в сумме 252 239 руб., расходы в сумме 292 235 руб., исчислен налог к уменьшению в сумме 429 руб., сумма минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 2 522 руб.
18 февраля 2008 года в налоговый орган ООО "Сельхозагропром" был представлен промежуточный баланс (т. 1, л.д. 59).
В данном балансе указано наличие у Общества на конец отчетного года в активе - основных средств на сумме 1 837 000 руб.; в пассиве - задолженности перед участниками (учредителями) по выплате доходов в сумме 1 037 000 руб.; на начало ответного периода - показатели отсутствуют.
05 марта в налоговый орган ООО "Сельхозагропром" был представлен ликвидационный баланс, в котором отсутствуют показатели. Перечень дебиторов и кредиторов также не содержит сведений (т. 1, л.д. 65-68).
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что Обществом налог с реализации основных средств не исчислялся и не уплачивался.
Как пояснил представить ООО "Сельхозагропром" размер уставного капитала Общества составляет 800 000 руб. Обществом реализованы основные средства на сумму 1 837 375 руб. Данные денежные средства - 1 837 375 руб. распределены между пятью участниками Общества - физическими лицами согласно протоколу Общего собрания ООО "Сельхозагропром" от 29.10.2007 года пропорционально их долям в уставном капитале. Общество полагает, что не обязано было уплачивать с данных сделок налог в силу пункта 5 статьи 39 НК РФ. Физические же лица уплатили с полученных средств налог на доходы физических лиц.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом Общества по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Таким образом, распределение имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками не признается реализацией только в пределах первоначального взноса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав в порядке, установленном статьей 249 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 249 НК РФ доходы от реализации учитываются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Следовательно, Обществу следовало включить доходы от реализации основных средств, в сумме превышающей размер уставного капитала, в объект налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) записи сведений вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о регистрации о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных указанным Законом.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 23 Закона о регистрации основанием для отказа в регистрации юридического лица является: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС от 20 февраля 2008 г. N 1665/08.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Сельхозагропром" не соблюден порядок ликвидации юридического лица. В нарушение требований, установленных Законом о регистрации представленный Обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения (в ликвидационном балансе отсутствуют сведения о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет).
Доводы заявителя о том, что налоговым органом контрольные мероприятия по проведению выездной налоговой проверки общества стали проводится только 13.03.2008 года, то есть после принятия решения об отказе в государственной регистрации несостоятельны, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать законно установленные налоги.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в настоящее время у общества отсутствуют денежные средства для удовлетворения требований кредиторов.
При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ГК РФ и частью 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" коммерческая организация должна быть ликвидирована в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене решения суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Сельхозагропром" требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2008 года по делу N А06-1664/2008-13 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных ООО "Сельхозагропром" требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 13.03.2008 года об отказе ООО "Сельхозагропром" в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и обязании Межрайонную ИФНС России N 5 по Астраханской области произвести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией, с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записей о его ликвидации - отказать.
Взыскать с ООО "Сельхозагропром", с. Каралат Астраханской области, в пользу Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области, г. Астрахань, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Астраханской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)