Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Немчиковой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску
ООО "Билд"
к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании:
- от истца: Кудояр Е.А., представитель по доверенности от 04.02.2013;
- от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности от 06.12.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Билд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии по Свердловской области и просит признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 36725 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 28 682 225 руб. исходя из стоимости 1 кв. м в размере 781 руб.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Поскольку представители сторон не возразили против рассмотрения дела непосредственно после завершения предварительного судебного заседания, дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 36725 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35,
Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ N 052501 от 14.09.2011.
Истец, ссылаясь на составленный оценщиком ООО "Консалтинг Групп" отчет от 08.11.2012 N 1248-12/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 28 682 225 рублей, указал на то, что кадастровая стоимость в размере 109 798 936 руб., утвержденная в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
При этом, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, является нарушение прав истца, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет оценщика от 08.11.2012 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение N 528/02-12 от 16.11.2012.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Довод ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не принимается, поскольку ответчик является территориальным подразделением органа государственной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастра и картографии, вследствие чего несет всю полноту ответственности за достоверность данных, внесенных в соответствующие реестры недвижимости, находящейся на территории Свердловской области.
Учитывая изложенное, исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области подлежат удовлетворению.
Поскольку стороны заключили соглашение о распределении судебных расходов, государственная пошлина взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 36725 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 28 682 225 руб. исходя из стоимости 1 кв. м в размере 781 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
А.Г.БИНДЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А60-49625/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А60-49625/2012
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Немчиковой А.А., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску
ООО "Билд"
к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании:
- от истца: Кудояр Е.А., представитель по доверенности от 04.02.2013;
- от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности от 06.12.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Билд" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии по Свердловской области и просит признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 36725 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 28 682 225 руб. исходя из стоимости 1 кв. м в размере 781 руб.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Поскольку представители сторон не возразили против рассмотрения дела непосредственно после завершения предварительного судебного заседания, дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 36725 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35,
Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ N 052501 от 14.09.2011.
Истец, ссылаясь на составленный оценщиком ООО "Консалтинг Групп" отчет от 08.11.2012 N 1248-12/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 28 682 225 рублей, указал на то, что кадастровая стоимость в размере 109 798 936 руб., утвержденная в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
При этом, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, является нарушение прав истца, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет оценщика от 08.11.2012 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение N 528/02-12 от 16.11.2012.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Довод ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не принимается, поскольку ответчик является территориальным подразделением органа государственной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастра и картографии, вследствие чего несет всю полноту ответственности за достоверность данных, внесенных в соответствующие реестры недвижимости, находящейся на территории Свердловской области.
Учитывая изложенное, исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области подлежат удовлетворению.
Поскольку стороны заключили соглашение о распределении судебных расходов, государственная пошлина взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 36725 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, по ул. Бисертской, 132, с кадастровым номером 66:41:0505020:35, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 28 682 225 руб. исходя из стоимости 1 кв. м в размере 781 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
А.Г.БИНДЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)