Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен "29" октября 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8а, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" (410038, г. Саратов, 2-ой Соколовогорский проезд, д. 2, ОГРН 1086450002847, ИНН 6450933030),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8а, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892), Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),
о признании недействительным в части решения N 152 от 29.09.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз",
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 02-09/02862 от 17.07.2012, удостоверение,
от Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 05-17/71 от 16.12.2011, удостоверение,
от открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" - представитель Рыжова Е.В., по доверенности от 15.09.2012, паспорт
установил:
Открытое акционерное общество "Нижневолжскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения N 152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" от 29.09.2011 года, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, в части привлечения ОАО "НВНГ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виду взыскания штрафа в размере 1 956 551 рубля, начисления пени по состоянию на 29.09.2011 года в размере 278 723 рублей, доначисления к уплате недоимки в размере 9782755 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, о признании недействительным требования N 27 об уплате налога по состоянию на 23.11.2011 года, выставленное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, о взыскании судебных расходов.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 заявление открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением в части, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным решения Инспекции N 152 от 29.09.2011 и требования N 27 от 23.11.2011 в части доначисления НДПИ в сумме 9350 254 руб., начисления пени 263 618,39 руб., и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 1870050,80 руб., по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Налоговая инспекция ссылается на предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность использовать при расчетах данные государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2006, а также указывает, что в установленном порядке изменения в данные баланса по состоянию на 01.01.2006 не внесены. Налоговая инспекция не согласна с выводом суда о сторнировании в государственном балансе ранее отраженных данных о размере начальных извлекаемых запасов нефти по состоянию на 01.01.2007, поскольку такая процедура в отношении ведения государственного баланса законодательством не предусмотрена.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОАО "Нижневолжскнефтегаз" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на незаконности судебного акта в обжалуемой Инспекцией части.
В судебном заседании представители открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз", Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Открытым акционерным обществом "Нижневолжскнефтегаз" в территориальный налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за отчетный период апрель 2011 г.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых ОАО "Нижневолжскнефтегаз" 30.08.2011 г. налоговым органом составлен акт N 461.
29.09.2011 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области по результатам рассмотрения акта проверки, материалов камеральной налоговой проверки, письменных и устных возражений Налогоплательщика было вынесено решение N 152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым ОАО "НВНГ" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1956551 рубля, начислены пени по состоянию на 29.09.2011 года в размере 278723 рублей 49 копеек, кроме того Налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 9 782 755 рублей, в том числе 432501 рублей (газовый конденсат), 9350254 рублей (нефть).
14.11.2011 года УФНС России по Саратовской области вынесено решение по апелляционной жалобе ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым решение N 152 от 29.09.2011 года о привлечении к ответственности за совершение было утверждено.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки, Налоговым органом сделан вывод, что Налогоплательщик, являясь пользователем недр на Баирской площади Ики-Бурульского района республики Калмыкия, в соответствии с лицензией ЭЛИ 00269 НЭ от 09.06.2008, занизил сумму НДПИ, подлежащего уплате в бюджет за апрель и май 2011.
В нарушение п. 4 ст. 342 НК РФ ОАО "Нижневолжскнефтегаз", необоснованно применен коэффициент КВ, характеризующий степень выработанности запасов участка недр 0,3. При расчете коэффициента степени выработанности запасов налогоплательщиком принят показатель начальных извлекаемых запасов в размере 205 тыс. тонн, который не нашел своего отражения в государственном балансе запасов на 01.01.2006 года в результате чего произведено доначисление НДПИ (нефть) в размере 9 350 254 рублей. Инспекцией коэффициент КВ принят равным 1.
Полагая, что оспариваемое решение Налоговой инспекции не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Нижневолжскнефтегаз", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.
Удовлетворяя требования Налогоплательщика в вышеуказанной части, суд первой инстанции признал соответствующим положениям статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации расчет степени выработанности запасов, произведенный Налогоплательщиком на основании сведений государственного баланса на 01.01.2007.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 Кодекса).
Пунктом 4 ст. 342 НК РФ установлен порядок определения налогоплательщиком коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:
Кв = 3,8-3,5 N / V,
- где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;
- V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях, не указанных в абз. 2 и 6 п. 4 ст. 342 НК РФ, коэффициент Кв принимается равным 1.
Исходя из толкования ст. 342 НК РФ предоставление данной льготы связано с наличием на 01.01.2006 года начальных извлекаемых запасов в количестве, которое дает при делении накопленной добычи коэффициент степени выработанности более 0,8.
Документом, подтверждающим указанные данные является государственный баланс.
Таким образом, условием для применения коэффициента является утвержденный в установленном порядке соответствующий размер начальных запасов, а государственный баланс это лишь документ, который в силу ст. 31 закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" должен содержать достоверные данные и подтверждать их фактическое состояние.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств установлено, что фактические запасы (205 тыс.тонн), которые должны были числиться за предприятием не нашли своего отражения в Государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, и были скорректированы Роснедрами путем внесения изменений лишь по состоянию на 01.01.2007 года, что подтверждается Протоколом N 18/365-пр от 10.05.2007 г.
Недостоверность сведений о начальных данных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, также подтверждается постановлением от 31 мая 2012 года Девятого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А40-111495/11-72-731. Судебным актом установлено, что по состоянию на 01.01.2006 года показатель извлекаемых запасов нефти разрабатываемого Баирского месторождения в Республике Калмыкия составляет 205 тыс. тонн (нефти геол/изв) по категории А+В+С1-584/143 тыс.тонн, нефти (геол/изв) по категории С2-156/62.
Налогоплательщиком для расчета коэффициента степени выработанности было принято количество начальных извлекаемых запасов - 205 тыс.тонн.
Налоговый орган в судах первой и апелляционной инстанций документально не опроверг факт о недостоверности сведений о начальных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года.
Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.
В материалы дела представлено экспертное заключение об уменьшении запасов (с 542 тыс.тонн, до 399 тыс. тонн), утвержденное Роснедрами (протокол N 11пд от 28.10.2005 года), и именно данный протокол отражен в государственном балансе по состоянию на 01.01.2007 года, что свидетельствует о его законности. В п. 2. Протокола N 11-пд ГКЗ Роснедра указано, что изменение состояния запасов нефти и растворенного газа по Баирскому месторождению должно быть отражено за 2005 год, т.е. по состоянию на 01.01.2006 года.
Также, в материалы дела был представлен протокол N 18/305-пр от 08.05.2007 года, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию, которым были утверждены результаты государственной экспертизы, изложенные в экспертном заключении ЭЗ N 910-07 оп. В соответствии с п. 1. экспертного заключения ЭЗ N 910-07-оп параметры запасов надо было принять по протоколу ГКЗ Роснедра N 11-пд от 28.10.2005 года.
В 2007 году проведена экспертиза целью которой являлось лишь установление количества запасов не распределенного фонда, которые составляют часть поднятия "Василек" по прекращенной лицензии (в самом заключении эксперта делается ссылка, что сами запасы были подсчитаны в 2005 году) и в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в государственный баланс в периоде, в котором был допущена ошибка, т.е. на прошедшую дату, корректировка сведений за 2005 год, которая не нашла своего отражения по состоянию на 01.01.2006 года была сделана Роснедрами по состоянию на 01.01.2007 год.
Таким образом, налоговый орган при расчете коэффициента степени выработанности запасов конкретного участка недр, на момент вынесения решения должен был принять сведения о начальных извлекаемых запасов по состоянию на 01.01.2006 года с учетом корректировки сделанной по состоянию на 01.01.2007 года.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебный акт в обжалуемой части основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г. ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N А57-24802/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N А57-24802/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен "29" октября 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8а, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" (410038, г. Саратов, 2-ой Соколовогорский проезд, д. 2, ОГРН 1086450002847, ИНН 6450933030),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, 8а, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892), Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),
о признании недействительным в части решения N 152 от 29.09.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз",
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 02-09/02862 от 17.07.2012, удостоверение,
от Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 05-17/71 от 16.12.2011, удостоверение,
от открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" - представитель Рыжова Е.В., по доверенности от 15.09.2012, паспорт
установил:
Открытое акционерное общество "Нижневолжскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения N 152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" от 29.09.2011 года, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, в части привлечения ОАО "НВНГ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виду взыскания штрафа в размере 1 956 551 рубля, начисления пени по состоянию на 29.09.2011 года в размере 278 723 рублей, доначисления к уплате недоимки в размере 9782755 рублей, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, о признании недействительным требования N 27 об уплате налога по состоянию на 23.11.2011 года, выставленное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, о взыскании судебных расходов.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 заявление открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением в части, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным решения Инспекции N 152 от 29.09.2011 и требования N 27 от 23.11.2011 в части доначисления НДПИ в сумме 9350 254 руб., начисления пени 263 618,39 руб., и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 1870050,80 руб., по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Налоговая инспекция ссылается на предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность использовать при расчетах данные государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2006, а также указывает, что в установленном порядке изменения в данные баланса по состоянию на 01.01.2006 не внесены. Налоговая инспекция не согласна с выводом суда о сторнировании в государственном балансе ранее отраженных данных о размере начальных извлекаемых запасов нефти по состоянию на 01.01.2007, поскольку такая процедура в отношении ведения государственного баланса законодательством не предусмотрена.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОАО "Нижневолжскнефтегаз" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налогоплательщик просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на незаконности судебного акта в обжалуемой Инспекцией части.
В судебном заседании представители открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз", Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Открытым акционерным обществом "Нижневолжскнефтегаз" в территориальный налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за отчетный период апрель 2011 г.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых ОАО "Нижневолжскнефтегаз" 30.08.2011 г. налоговым органом составлен акт N 461.
29.09.2011 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области по результатам рассмотрения акта проверки, материалов камеральной налоговой проверки, письменных и устных возражений Налогоплательщика было вынесено решение N 152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым ОАО "НВНГ" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1956551 рубля, начислены пени по состоянию на 29.09.2011 года в размере 278723 рублей 49 копеек, кроме того Налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 9 782 755 рублей, в том числе 432501 рублей (газовый конденсат), 9350254 рублей (нефть).
14.11.2011 года УФНС России по Саратовской области вынесено решение по апелляционной жалобе ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым решение N 152 от 29.09.2011 года о привлечении к ответственности за совершение было утверждено.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки, Налоговым органом сделан вывод, что Налогоплательщик, являясь пользователем недр на Баирской площади Ики-Бурульского района республики Калмыкия, в соответствии с лицензией ЭЛИ 00269 НЭ от 09.06.2008, занизил сумму НДПИ, подлежащего уплате в бюджет за апрель и май 2011.
В нарушение п. 4 ст. 342 НК РФ ОАО "Нижневолжскнефтегаз", необоснованно применен коэффициент КВ, характеризующий степень выработанности запасов участка недр 0,3. При расчете коэффициента степени выработанности запасов налогоплательщиком принят показатель начальных извлекаемых запасов в размере 205 тыс. тонн, который не нашел своего отражения в государственном балансе запасов на 01.01.2006 года в результате чего произведено доначисление НДПИ (нефть) в размере 9 350 254 рублей. Инспекцией коэффициент КВ принят равным 1.
Полагая, что оспариваемое решение Налоговой инспекции не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Нижневолжскнефтегаз", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.
Удовлетворяя требования Налогоплательщика в вышеуказанной части, суд первой инстанции признал соответствующим положениям статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации расчет степени выработанности запасов, произведенный Налогоплательщиком на основании сведений государственного баланса на 01.01.2007.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 Кодекса).
Пунктом 4 ст. 342 НК РФ установлен порядок определения налогоплательщиком коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:
Кв = 3,8-3,5 N / V,
- где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;
- V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях, не указанных в абз. 2 и 6 п. 4 ст. 342 НК РФ, коэффициент Кв принимается равным 1.
Исходя из толкования ст. 342 НК РФ предоставление данной льготы связано с наличием на 01.01.2006 года начальных извлекаемых запасов в количестве, которое дает при делении накопленной добычи коэффициент степени выработанности более 0,8.
Документом, подтверждающим указанные данные является государственный баланс.
Таким образом, условием для применения коэффициента является утвержденный в установленном порядке соответствующий размер начальных запасов, а государственный баланс это лишь документ, который в силу ст. 31 закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" должен содержать достоверные данные и подтверждать их фактическое состояние.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств установлено, что фактические запасы (205 тыс.тонн), которые должны были числиться за предприятием не нашли своего отражения в Государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, и были скорректированы Роснедрами путем внесения изменений лишь по состоянию на 01.01.2007 года, что подтверждается Протоколом N 18/365-пр от 10.05.2007 г.
Недостоверность сведений о начальных данных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, также подтверждается постановлением от 31 мая 2012 года Девятого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А40-111495/11-72-731. Судебным актом установлено, что по состоянию на 01.01.2006 года показатель извлекаемых запасов нефти разрабатываемого Баирского месторождения в Республике Калмыкия составляет 205 тыс. тонн (нефти геол/изв) по категории А+В+С1-584/143 тыс.тонн, нефти (геол/изв) по категории С2-156/62.
Налогоплательщиком для расчета коэффициента степени выработанности было принято количество начальных извлекаемых запасов - 205 тыс.тонн.
Налоговый орган в судах первой и апелляционной инстанций документально не опроверг факт о недостоверности сведений о начальных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года.
Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.
В материалы дела представлено экспертное заключение об уменьшении запасов (с 542 тыс.тонн, до 399 тыс. тонн), утвержденное Роснедрами (протокол N 11пд от 28.10.2005 года), и именно данный протокол отражен в государственном балансе по состоянию на 01.01.2007 года, что свидетельствует о его законности. В п. 2. Протокола N 11-пд ГКЗ Роснедра указано, что изменение состояния запасов нефти и растворенного газа по Баирскому месторождению должно быть отражено за 2005 год, т.е. по состоянию на 01.01.2006 года.
Также, в материалы дела был представлен протокол N 18/305-пр от 08.05.2007 года, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию, которым были утверждены результаты государственной экспертизы, изложенные в экспертном заключении ЭЗ N 910-07 оп. В соответствии с п. 1. экспертного заключения ЭЗ N 910-07-оп параметры запасов надо было принять по протоколу ГКЗ Роснедра N 11-пд от 28.10.2005 года.
В 2007 году проведена экспертиза целью которой являлось лишь установление количества запасов не распределенного фонда, которые составляют часть поднятия "Василек" по прекращенной лицензии (в самом заключении эксперта делается ссылка, что сами запасы были подсчитаны в 2005 году) и в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в государственный баланс в периоде, в котором был допущена ошибка, т.е. на прошедшую дату, корректировка сведений за 2005 год, которая не нашла своего отражения по состоянию на 01.01.2006 года была сделана Роснедрами по состоянию на 01.01.2007 год.
Таким образом, налоговый орган при расчете коэффициента степени выработанности запасов конкретного участка недр, на момент вынесения решения должен был принять сведения о начальных извлекаемых запасов по состоянию на 01.01.2006 года с учетом корректировки сделанной по состоянию на 01.01.2007 года.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебный акт в обжалуемой части основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-24802/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г. ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)