Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2008 N 06АП-А37/2008-2/2880 ПО ДЕЛУ N А37-390/2008-2

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. N 06АП-А37/2008-2/2880


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
- от муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Аптека N 93": не явились;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: не явились;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Аптека N 93"
на решение от 30 июня 2008 года
по делу N А37-390/2008-2
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривал судья Скороходова В.В.
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Аптека N 93"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области
о признании недействительными решения налогового органа от 29.12.2007 N ЕШ 12.1-13/24 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области от 21.02.2008.
Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Аптека N 93" (далее - МУП г. Магадана "Аптека N 93", предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнений, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее - управление, УФНС России по Магаданской области) о признании недействительными решения налогового органа от 29.12.2007 N ЕШ 12.1-13/24 и решения УФНС по Магаданской области от 21.02.2008.
Определением суда от 30.04.2008 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области.
Решением суда от 30.06.2008 решение налогового органа 29.12.2007 N ЕШ-12.1-13/24, в редакции решения УФНС России по Магаданской области от 21.02.2008 N 18-14.3б-1018, признано недействительным в части привлечения Муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Аптека N 93" к налоговой ответственности со снижением налоговых санкций: по пункту 1 статьи 122 НК РФ - до 15 000 руб., по пункту 2 статьи 119 НК РФ-до 5 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Предприятие, налоговый орган и УФНС России по Магаданской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Налоговый орган и УФНС России по Магаданской области в представленных отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу предприятия - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Аптека N 93" зарегистрировано мэрией г. Магадана 15.12.1994, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024900964967.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности заявителя является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.
В соответствии с Протоколом к лицензии ФД 000016 от 25.06.2004 предприятие осуществляет, в том числе розничную реализацию лекарственных средств, разрешенных к применению в РФ, в том числе сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, утвержденных Списками ПККН.
Кроме того, помимо лекарственных средств, реализует в розницу иные виды товаров, перечисленные в пункте 9 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ).
На основании решения и.о.заместителя начальника инспекции от 19.10.2007 N 152 была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет единого налога на вмененный доход за период 01.01.2004 по 31.12.2006.
Результаты выездной налоговой проверки зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 07.12.2007 N 12.1Д/110.
По результатам рассмотрения акта и возражений на него инспекцией принято решение от 29.12.2007 N ЕШ 12.1-13/24, в соответствии с которым предприятие привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2004, 1-4 кварталы 2005, 1-4 кварталы 2006 в виде штрафа в сумме 65 627 руб.; пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по ЕНВД за указанные выше периоды более 180 дней в виде штрафа в сумме 687 476,1 руб.
Кроме того, предприятию доначислен ЕНВД за 4 квартал 2004, 1-4 кварталы 2005, 1-4 кварталы 2006 в сумме 438 812 руб., пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 105 606,82 руб., а также предложено уплатить указанные выше суммы налога, пени и штрафных санкций и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Предприятие в порядке статьи 101.2 НК РФ обратилось в УФНС России по Магаданской области с апелляционной жалобой на решение от 29.12.2007 N ЕШ 12.1-13/24.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Магаданской области принято решение от 21.02.2008 (исх. N 18-14.3б-1018 от 22.02.2008), в соответствии с которым штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ снижен до 63 167 руб.; по пункту 2 статьи 119 НК РФ - до 628 465,50 руб.; пени снижены до 100 988,37 руб., ЕНВД снижен до 389 624 руб., в остальной части решение утверждено.
Не согласившись с вынесенными решениями, предприятие оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа, в редакции решения УФНС России по Магаданской области, в части доначисления ЕНВД, исчислении пени со спорной суммы и штрафных санкций, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, относится к специальным налоговым режимам.
Согласно пункту 1 статьи 18 НК РФ, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.
Порядок определения элементов налогообложения ЕНВД, а также порядок его исчисления и уплаты определен главой 26.3 НК РФ.
В 2004-2005 годах указанная система применялась по решению субъекта РФ, с 2006 года - по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении, в том числе розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. метров.
В отношении указанной деятельности на территории г. Магадана единый налог на вмененный доход применялся: в 2004-2005 - в соответствии с Законом Магаданской области от 28.11.2002 N 293-03 "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; с 01.01.2006 - в соответствии с Решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 N 99-Д "О введении в действие на территории муниципального образования "Город Магадан" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Понятие фармацевтической деятельности дано в статье 4 Закона N 86-ФЗ, исходя из которой, фармацевтическая деятельность охватывает несколько различных самостоятельных видов экономической деятельности: оптовую торговлю лекарственными средствами; розничную торговлю лекарственными средствами; изготовление лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Закона N 86-ФЗ аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию.
Сама фармацевтическая деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, к видам экономической деятельности не относится. В то же время ОК 029-2001 предусматривает следующие виды экономической деятельности:
- - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код 52.3), которая относится к розничной торговле (код 52);
- - оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими товарами (код 51.46), которая относится к оптовой торговле (код 51).
В то же время ОК 029-2001 содержит обязательное приложение А (описание группировок), согласно которому розничная торговля подразделяется по типу торговых точек на розничную торговля в магазинах и розничная торговля вне магазинов. Розничная торговля в магазинах в дальнейшем подразделяется на розничную торговлю новыми товарами и розничную торговлю бывшими в употреблении товарами. Розничная торговля новыми товарами в магазине подразделяется на розничную торговлю в специализированных магазинах и розничную торговлю вне специализированных магазинах. Далее перечисленные группировки подразделяются по виду продаваемых товаров.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что осуществляемая предприятием деятельность, относится к розничной торговле в специализированных магазинах, а лекарственные средства являются одним из видов продаваемых последним товаров.
Согласно статье 4 Закона N 86-ФЗ, под лекарственными средствами понимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
В соответствии со статьей 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ из сферы розничной торговли в целях применения единого налога на вмененный доход исключена реализация только: подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ; продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания; передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также с 01.01.2006 - реализация продукции собственного производства (изготовления). Фармацевтические и медицинские товары в указанный перечень не включены, следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что розничная реализация фармацевтических товаров относится к налогообложению по системе ЕНВД.
Таким образом, МУП г. Магадана "Аптека N 93", реализуя фармацевтические товары в розницу (передавая покупателям товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью) осуществляет вид предпринимательской деятельности, относящийся к розничной торговле, которая должна облагаться единым налогом на вмененный доход.
Статьей 346.27 НК РФ объекты организации торговли классифицируются по двум типам: на объекты стационарной торговой сети и на объекты нестационарной торговой сети.
Согласно указанной норме НК РФ, стационарной торговой сетью является торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ под "магазином" понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже, а "площадью торгового зала" - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и иных правоустанавливающих документов.
С 01.01.2006, согласно статье 346.27 НК РФ стационарной признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Кроме того, с 01.01.2006 введено понятие стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, к которой относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов отнесены магазины и павильоны.
Под "магазином" с 01.01.2006 понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на стационарный объект организации торговли документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию о правовых основаниях на пользование этим объектом (договор передачи, договор купли-продажи помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право ведения торговли на открытой площадке и т.п.).
Для отнесения используемых налогоплательщиками помещений к конкретной категории торговых объектов необходимо, чтобы они соответствовали понятиям, приведенным в статье 346.27 НК РФ, то есть содержали характеризующие их признаки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела: техническим паспортом, протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 06.11.2007 N 1, актом обследования деятельности от 31.10.2007 N 95, помещение, в котором предприятие осуществляет розничную торговлю фармацевтическими товарами, отвечает признакам магазина, перечисленным в статье 346.27 НК РФ.
Согласно пунктам 2, 4, 6 статьи 346.29 НК РФ, налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты K1, К2, К3.
В соответствии с Законом Магаданской области от 28.11.2002 N 293-03 "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и Решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 г. N 99-Д "О введении в действие на территории муниципального образования "Город Магадан" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", значения коэффициента К2, подлежащие применению при расчете налоговой базы в части розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, дифференцированы в зависимости от вида реализуемых налогоплательщиком товаров, а именно - конкретное значение К2 определяется с учетом того, к какой группе (продовольственных либо непродовольственных) относится реализуемый товар.
Согласно Номенклатуре товаров, учитываемых в розничном товарообороте реализуемые МУП г. Магадана "Аптека N 93" товары отнесены к непродовольственной группе.
Следовательно, применение налоговым органом коэффициента К2, установленного для розничной торговли непродовольственными товарами в значении равном "1" правомерно.
Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Поскольку налоговым законодательством определены все необходимые элементы налогообложения ЕНВД для деятельности МУП г. Магадана "Аптека N 93", суд пришел к обоснованному выводу, что решение инспекции в части доначисления заявителю ЕНВД, а также пени за несвоевременную уплату указанного налога, в суммах, скорректированных решением УФНС России по Магаданской области, соответствует действующему законодательству и в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ снизил размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ - до 15 000 руб., по пункту 2 статьи 119 НК РФ - до 5 000 руб.
Поскольку судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела и представленные доказательства, им дана правильная, соответствующая обстоятельствам дела и закону оценка, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 30 июня 2008 года по делу N А37-390/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)