Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 09 октября 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06 (судья Кривуля Л.Г.), принятое
по заявлению Прокурора Тульской области
к ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области, УФК по Тульской области
3-и лица: ОАО "Тулэнерго", Администрация МО Новомосковский район
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Сударчикова Л.В. - ст. прокурор (удов. N 139004 до 02.11.2009 г.),
от ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области: Квасова Е.И.,
от УФК по Тульской области: не явился, извещен надлежаще,
от ОАО "Тулэнерго": Сухорукова Л.Г. - представитель (дов. б/н от 27.09.2007 г.), Полосина И.Л. - нач. отд. пр. обеспеч. (дов. N 33/232 от 16.12.2005 г.),
от Администрация МО Новомосковский район: не явился, извещен надлежаще
установил:
Прокурора Тульской области обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области N 7927 от 11.08.2006 г. о возврате из местного бюджета земельного налога за 2004-2005 г.г. в сумме 51 259 714 руб. в части возврата 26 381 945 руб.
Решением суда от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06-444/11 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в апелляционную инстанцию с жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
УФК по Тульской области, Администрация МО Новомосковский район, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направили, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без участия их представителей в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что по заявлению ОАО "Тулэнерго" от 28.06.2006 г. N 04-705 Инспекция ФНС РФ г. Новомосковску Тульской области принято решение N 7927 от 11.08.2006 г. о возврате из местного бюджета Обществу излишне уплаченного земельного налога в сумме - 51259714 руб., в том числе за 2004 год - 24409427 руб., за 2005 год - 26850287 руб.
Земельный налог в 2002 - 2004 гг. зачислялся в определенной пропорции в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 194-ФЗ от 13.12.2001 г. "О федеральном бюджете на 2002 год", Федерального закона N 176-ФЗ от 24.12.2002 г. "О федеральном бюджете на 2003 год", Федерального закона N 186-ФЗ от 23.12.2003 г. "О федеральном бюджете на 2004 год" ставка местного бюджета по земельному налогу в этот период составляла 50%, а оставшаяся сумма зачислялась в другие уровни бюджета.
В связи с принятием Федерального закона N 95-ФЗ от 29.07.2004 г. "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" денежные средства от уплаты земельного налога в 2005 г. подлежали зачислению в размере 100% в местный бюджет.
УФК по Тульской области приступило к исполнению решения налогового органа N 7927, осуществляя возврат земельного налога в сумме 51259714 руб. за счет бюджета МО Новомосковский район. Согласно справке ОАО "Тулэнерго" N 04-869 от 02.08.2006 г. сумма возвращенного земельного налога из бюджета МО Новомосковский район по состоянию на 01.08.2006 г. составила 28000000 руб.
Полагая, что за счет средств местного бюджета подлежал возврату земельный налог в сумме 12204713,5 руб. (50% от 24409427 руб.), то есть только в той части, в которой поступила переплата налога в местный бюджет, исходя из норматива отчислений по уровням бюджетов на 2002 - 2004 гг., Прокуратура Тульской области обратилась в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
- В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
В данном случае возврат суммы из бюджета муниципального образования в большей сумме, чем перечислено, является нарушением указанной выше нормы Налогового кодекса РФ.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, нельзя не учитывать, что налог является источником доходной части бюджетов соответствующего субъекта Российской Федерации и местного бюджета, которая предназначена для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления на текущий финансовый год.
Поступление в 2004-2005 г. в доход местного бюджета только в половинном размере земельного налога может неблагоприятно повлиять на межбюджетные отношения в случае возврата этого налога в полном объеме в последующие годы, повлечь неисполнение местного бюджета (в том числе по социальным программам) и, как следствие, привести к нарушению прав граждан.
Таким образом, проанализировав решение N 7927 от 11.08.2006 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оно принято с нарушением норм налогового законодательства, поскольку исходя из указанного в нем кода бюджетной классификации следовало, что возврат излишне уплаченных сумм налога следовало производить полностью из местного бюджета.
Также правомерен вывод суда о том, что орган Федерального казначейства, хотя и совершал действия в исполнение заключения налогового органа, однако, исполняя его, должен был действовать в соответствии с требованиями закона. Ссылка апелляционной жалобы на то, что его действия по исполнению решения соответствовали требованию п. 18 Приказа Минфина РФ N 116 от 16.12.2004 г., не основана на нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение суда первой инстанции от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06-444/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2007 ПО ДЕЛУ N А68-8024/06-444/11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2007 г. по делу N А68-8024/06-444/11
Резолютивная часть объявлена 09 октября 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06 (судья Кривуля Л.Г.), принятое
по заявлению Прокурора Тульской области
к ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области, УФК по Тульской области
3-и лица: ОАО "Тулэнерго", Администрация МО Новомосковский район
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Сударчикова Л.В. - ст. прокурор (удов. N 139004 до 02.11.2009 г.),
от ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области: Квасова Е.И.,
от УФК по Тульской области: не явился, извещен надлежаще,
от ОАО "Тулэнерго": Сухорукова Л.Г. - представитель (дов. б/н от 27.09.2007 г.), Полосина И.Л. - нач. отд. пр. обеспеч. (дов. N 33/232 от 16.12.2005 г.),
от Администрация МО Новомосковский район: не явился, извещен надлежаще
установил:
Прокурора Тульской области обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области N 7927 от 11.08.2006 г. о возврате из местного бюджета земельного налога за 2004-2005 г.г. в сумме 51 259 714 руб. в части возврата 26 381 945 руб.
Решением суда от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06-444/11 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в апелляционную инстанцию с жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
УФК по Тульской области, Администрация МО Новомосковский район, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направили, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без участия их представителей в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что по заявлению ОАО "Тулэнерго" от 28.06.2006 г. N 04-705 Инспекция ФНС РФ г. Новомосковску Тульской области принято решение N 7927 от 11.08.2006 г. о возврате из местного бюджета Обществу излишне уплаченного земельного налога в сумме - 51259714 руб., в том числе за 2004 год - 24409427 руб., за 2005 год - 26850287 руб.
Земельный налог в 2002 - 2004 гг. зачислялся в определенной пропорции в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 194-ФЗ от 13.12.2001 г. "О федеральном бюджете на 2002 год", Федерального закона N 176-ФЗ от 24.12.2002 г. "О федеральном бюджете на 2003 год", Федерального закона N 186-ФЗ от 23.12.2003 г. "О федеральном бюджете на 2004 год" ставка местного бюджета по земельному налогу в этот период составляла 50%, а оставшаяся сумма зачислялась в другие уровни бюджета.
В связи с принятием Федерального закона N 95-ФЗ от 29.07.2004 г. "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" денежные средства от уплаты земельного налога в 2005 г. подлежали зачислению в размере 100% в местный бюджет.
УФК по Тульской области приступило к исполнению решения налогового органа N 7927, осуществляя возврат земельного налога в сумме 51259714 руб. за счет бюджета МО Новомосковский район. Согласно справке ОАО "Тулэнерго" N 04-869 от 02.08.2006 г. сумма возвращенного земельного налога из бюджета МО Новомосковский район по состоянию на 01.08.2006 г. составила 28000000 руб.
Полагая, что за счет средств местного бюджета подлежал возврату земельный налог в сумме 12204713,5 руб. (50% от 24409427 руб.), то есть только в той части, в которой поступила переплата налога в местный бюджет, исходя из норматива отчислений по уровням бюджетов на 2002 - 2004 гг., Прокуратура Тульской области обратилась в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
- В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
В данном случае возврат суммы из бюджета муниципального образования в большей сумме, чем перечислено, является нарушением указанной выше нормы Налогового кодекса РФ.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, нельзя не учитывать, что налог является источником доходной части бюджетов соответствующего субъекта Российской Федерации и местного бюджета, которая предназначена для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления на текущий финансовый год.
Поступление в 2004-2005 г. в доход местного бюджета только в половинном размере земельного налога может неблагоприятно повлиять на межбюджетные отношения в случае возврата этого налога в полном объеме в последующие годы, повлечь неисполнение местного бюджета (в том числе по социальным программам) и, как следствие, привести к нарушению прав граждан.
Таким образом, проанализировав решение N 7927 от 11.08.2006 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оно принято с нарушением норм налогового законодательства, поскольку исходя из указанного в нем кода бюджетной классификации следовало, что возврат излишне уплаченных сумм налога следовало производить полностью из местного бюджета.
Также правомерен вывод суда о том, что орган Федерального казначейства, хотя и совершал действия в исполнение заключения налогового органа, однако, исполняя его, должен был действовать в соответствии с требованиями закона. Ссылка апелляционной жалобы на то, что его действия по исполнению решения соответствовали требованию п. 18 Приказа Минфина РФ N 116 от 16.12.2004 г., не основана на нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение суда первой инстанции от 21.02.2007 г. по делу N А68-8024/06-444/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)