Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2013 N Ф03-1032/2013 ПО ДЕЛУ N А51-21151/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N Ф03-1032/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Кургузовой Л.К., Филимоновой Е.П.
при участии
- от общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатское инвестиционное агентство" - Иванов А.Ю., представитель по доверенности от 07.09.2012; Сафронов С.В., представитель по доверенности от 22.04.2013;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю - Данилян Е.Ю., представитель по доверенности от 25.01.2013 N 04-03/02558; Головачева С.В., представитель по доверенности от 25.01.2013 N 04-03/02558; Щекач Н.В., представитель по доверенности от 22.04.2013 N 04-10/16419;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю
на решение от 21.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013
по делу N А51-21151/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатское инвестиционное агентство"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю
о признании недействительным решения от 28.06.2012 N 20401
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатское инвестиционное агентство" (ОГРН 1022501897560, 690002, г. Владивосток, проспект Острякова, 6; далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ОГРН 11222539000011, 690002, г. Владивосток, ул. Русская, 19; далее - инспекция; налоговый орган) от 28.06.2012 N 20401 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 21.11.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013, заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение инспекции признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой предлагает отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, как принятые с неправильным применением норм материального права, а именно положений пункта 1 статьи 5, статьи 390, пункта 14 статьи 396 НК РФ.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для дополнительного начисления обществу за 2011 год земельного налога в спорной сумме, исчисленного, с учетом кадастровой оценки, установленной постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление N 437-па). Как указывает инспекция, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 N 56-Г11-22, названное выше Постановление N 437-па действует, начиная с 01.01.2011, подлежит применению при установлении кадастровой стоимости земельных участков и неправомерно не учтено налогоплательщиком при определении им налоговой базы по земельному налогу за 2011 год.
Представители общества в судебном заседании против отмены принятых по делу судебных актов возражают, считают правильным истолкование судами положений пункта 1 статьи 5 и главы 31 НК РФ и не подлежащим применению к возникшим спорным правоотношениям Постановления N 437-па, не оспаривая при этом правильность расчета доначисленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год сумм земельного налога, пеней и налоговой санкции.
Судебное заседание проводилось в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу инспекции обоснованной, а принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, исходя из следующего.
Как установили суды по материалам дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 05.05.2012 N 19527 и, с учетом рассмотрения письменных возражений налогоплательщика, принято решение от 28.06.2012 N 20401 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 53 477 руб., о начислении земельного налога в сумме 267 387 руб. за указанный налоговый период, а также пеней, составивших 17 262,07 руб.
Основанием для дополнительного начисления земельного налога, пеней и штрафа послужили выводы налогового органа о занижении обществом налоговой базы по данному налогу вследствие неверного указания кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 25:28:040009:29) в размере 12 585 497 руб., без учета изменений, установленных постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па. Кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, как видно из оспариваемого решения, определена инспекцией в размере 30 411 276 руб.
Апелляционная жалоба общества решением управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 24.08.2012 N 13-11/21113 оставлена без удовлетворения, решение инспекции - без изменения.
Суд первой инстанции, проверяя по заявлению общества решение инспекции от 28.06.2012, удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое решение недействительным, как несоответствующее, статьям 390, 396 НК РФ, с чем согласился апелляционный суд.
При этом обе судебные инстанции исходили из того, что определение кадастровой стоимости земельных участков, в том числе принадлежащих заявителю, в соответствии со средним уровнем кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка, утвержденной Постановлением N 437-па от 30.12.2010, может производиться для целей налогообложения земельным налогом не ранее 01.01.2012.
Как указали суды, с учетом толкования природы земельного налога, имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. В обоснование своих выводов суды сослались на положения пункта 1 статьи 5 НК РФ и правовую позицию, которая сформулирована в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О и от 08.04.2003 N 159-О.
Между тем, судами не учтено следующее.
Земельный налог согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Налоговая база в силу положений статьи 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", принятым в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края.
Из пункта 4 Постановления N 437-па следует, что оно вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Указанное постановление, как установили суды и не оспаривают лица, участвующие в деле, официально опубликовано в издании "Приморская газета", спецвыпуск 31.12.2010 N 111 (502) и доведены до сведения налогоплательщиков в установленном порядке. Названные обстоятельства подтверждены также вступившим в законную силу определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 N 56-Г11-22, проверявшим на соответствие пункту 1 статьи 5 НК РФ пункт 4 постановления администрации Приморского края N 437-па.
Таким образом, до начала налогового периода (01.01.2011), исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждена кадастровая стоимость, следовательно, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки и определении налоговой обязанности заявителя по уплате земельного налога за 2011 год обоснованно исходил из установленного Постановлением N 437-па показателя кадастровой стоимости земельного участка общества.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации положений пункта 14 названной выше статьи Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Общество, как следует из материалов дела и не опровергнуто последним, за получением указанной информации не обращалось.
Вывод судов относительно начала действия Постановления N 437-па для целей налогообложения (с 01.01.2012) основан на ошибочном истолковании положений статьи 5, статей 390, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что указанный выше нормативный акт в силу прямого указания статьи 390 НК РФ и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству.
Правильность расчета дополнительно начисленных сумм земельного налога, пеней и штрафа проверена судами, подтверждается материалами дела и обществом, как видно из материалов дела (заявления, заявления об уточнении требований, протоколов судебных заседаний), не оспаривалась.
Поскольку суды установили все юридически значимые обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает необходимым отменить обжалуемые инспекцией решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю от 28.06.2012 N 20401.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.11.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А51-21151/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатское инвестиционное агентство" о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю от 28.06.2012 N 20401 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.
Арбитражному суду Приморского края произвести поворот исполнения решения от 21.11.2012 по указанному делу в части взыскания с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Азиатское инвестиционное агентство" судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.В.КОТИКОВА

Судьи
Л.К.КУРГУЗОВА
Е.П.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)