Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (ОГРН 1076623007185, ИНН 6661094873) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая", заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 февраля 2013 года
по делу N А60-52223/2012,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 1 174 953 руб., начисления пени в сумме 26 290,36 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 11 225 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 11 225 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части, заявление удовлетворить полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год не подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
В свою очередь, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт в данной части отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для освобождения заявителя от налоговой ответственности, поскольку в ходе камеральной проверки установлена вина налогоплательщика, выразившаяся в неправильном самостоятельном определении им налоговой базы по земельному налогу за 2011 год. При этом заинтересованное лицо отмечает правомерность выводов суда о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год не подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Заявитель представил в суд апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым просит решение суда в обжалуемой налоговым органом части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны по делу, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая", составлен акт от 11.07.2012 N 14/9614 и вынесено решение от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11 225 руб., ему начислены пени по состоянию на 09.08.2012 в сумме 26 290,36 руб., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 174 953 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 24.09.2012 N 1083/12 указанное решение оставлено без изменения и утверждено.
Основанием для доначисления земельного налога явились выводы проверяющих о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности общества, Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Полагая, что решение налогового органа принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении недоимки по земельному налогу и пени, суд исходил из отсутствия правовых оснований для исчисления земельного налога за 2011 год с применением кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением N 695-ПП.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:19:0103006:492.
Налогоплательщик не согласен с применением в 2011 г. кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной названным Постановлением N 1347-ПП, поскольку с 01.01.2011 подлежит применению Постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011.
Суд первой инстанции, рассмотрев данные доводы общества, правомерно отклонил их в силу следующего.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного Постановления Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Иного заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя в оспариваемой части.
Вместе с тем, установив, что налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия), суд посчитал, что основания для привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ отсутствовали, в связи с чем удовлетворил требования налогоплательщика в указанной части.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) наступает в результате неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Таким образом, для привлечения к налоговой ответственности необходимо установить факт занижения налоговой базы либо иное неправильное исчисление налога или других неправомерных действий.
Применительно к ст. 122 НК РФ в обязанности налогового органа по доказыванию правонарушения также входит представление доказательств, указывающих на неправомерный характер действий (бездействия) налогоплательщика, повлекших неуплату налога.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что состав налогового правонарушения, изложенный в решении о привлечении к налоговой ответственности, не подтверждается документально. Из текста решения видно, что налоговый орган вменяет налогоплательщику факт неуплаты налога в связи с его неправильным исчислением (указание недостоверных сведений в декларации), что составляет объективную сторону налогового правонарушения.
Вместе с тем, привлекая к налоговой ответственности налоговый орган в соответствии с требованиями статей 106, 108, 109 НК РФ обязан установить наличие в действиях (бездействии) налогоплательщика вины, как обязательного элемента налогового правонарушения. Суд первой инстанции правомерно сослался на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлениях N 11-П от 15.07.1999 г. и N 20-П от 17.12.1996 г.
Между тем из материалов дела невозможно установить имелась ли в действиях налогоплательщика вина в неуплате земельного налога, в результате чего нельзя считать доказанным виновный характер действий налогоплательщика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание различное толкование п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, содержащего в прежней редакции указание на дату формирования земель населенных пунктов, оцениваемую налогоплательщиком как дату кадастровой оценки.
Таким образом, наличие состава правонарушения применительно к п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым органом не доказано в связи с отсутствием описания субъективной стороны правонарушения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исходя из вышесказанного, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на ее заявителей.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 19.03.2013 N 621 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2013 года по делу N А60-52223/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (ОГРН 1076623007185, ИНН 6661094873) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 19.03.2013 N 621.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2013 N 17АП-3974/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-52223/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. N 17АП-3974/2013-АК
Дело N А60-52223/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (ОГРН 1076623007185, ИНН 6661094873) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая", заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 февраля 2013 года
по делу N А60-52223/2012,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Горнолыжный комплекс "Гора Белая"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 1 174 953 руб., начисления пени в сумме 26 290,36 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 11 225 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 11 225 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части, заявление удовлетворить полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год не подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
В свою очередь, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт в данной части отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для освобождения заявителя от налоговой ответственности, поскольку в ходе камеральной проверки установлена вина налогоплательщика, выразившаяся в неправильном самостоятельном определении им налоговой базы по земельному налогу за 2011 год. При этом заинтересованное лицо отмечает правомерность выводов суда о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год не подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Заявитель представил в суд апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым просит решение суда в обжалуемой налоговым органом части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны по делу, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая", составлен акт от 11.07.2012 N 14/9614 и вынесено решение от 09.08.2012 N 14/1937 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11 225 руб., ему начислены пени по состоянию на 09.08.2012 в сумме 26 290,36 руб., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 174 953 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 24.09.2012 N 1083/12 указанное решение оставлено без изменения и утверждено.
Основанием для доначисления земельного налога явились выводы проверяющих о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности общества, Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Полагая, что решение налогового органа принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении недоимки по земельному налогу и пени, суд исходил из отсутствия правовых оснований для исчисления земельного налога за 2011 год с применением кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением N 695-ПП.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом статья 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:19:0103006:492.
Налогоплательщик не согласен с применением в 2011 г. кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной названным Постановлением N 1347-ПП, поскольку с 01.01.2011 подлежит применению Постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011.
Суд первой инстанции, рассмотрев данные доводы общества, правомерно отклонил их в силу следующего.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
В соответствии с п. 3 данного Постановления Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Иного заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя в оспариваемой части.
Вместе с тем, установив, что налоговым органом не представлены достаточные доказательства вины налогоплательщика в совершении неправомерных действий (бездействия), суд посчитал, что основания для привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ отсутствовали, в связи с чем удовлетворил требования налогоплательщика в указанной части.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) наступает в результате неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Таким образом, для привлечения к налоговой ответственности необходимо установить факт занижения налоговой базы либо иное неправильное исчисление налога или других неправомерных действий.
Применительно к ст. 122 НК РФ в обязанности налогового органа по доказыванию правонарушения также входит представление доказательств, указывающих на неправомерный характер действий (бездействия) налогоплательщика, повлекших неуплату налога.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что состав налогового правонарушения, изложенный в решении о привлечении к налоговой ответственности, не подтверждается документально. Из текста решения видно, что налоговый орган вменяет налогоплательщику факт неуплаты налога в связи с его неправильным исчислением (указание недостоверных сведений в декларации), что составляет объективную сторону налогового правонарушения.
Вместе с тем, привлекая к налоговой ответственности налоговый орган в соответствии с требованиями статей 106, 108, 109 НК РФ обязан установить наличие в действиях (бездействии) налогоплательщика вины, как обязательного элемента налогового правонарушения. Суд первой инстанции правомерно сослался на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлениях N 11-П от 15.07.1999 г. и N 20-П от 17.12.1996 г.
Между тем из материалов дела невозможно установить имелась ли в действиях налогоплательщика вина в неуплате земельного налога, в результате чего нельзя считать доказанным виновный характер действий налогоплательщика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание различное толкование п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, содержащего в прежней редакции указание на дату формирования земель населенных пунктов, оцениваемую налогоплательщиком как дату кадастровой оценки.
Таким образом, наличие состава правонарушения применительно к п. 1 ст. 122 НК РФ налоговым органом не доказано в связи с отсутствием описания субъективной стороны правонарушения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исходя из вышесказанного, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на ее заявителей.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 19.03.2013 N 621 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2013 года по делу N А60-52223/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ГБУ СО "Горнолыжный комплекс "Гора Белая" (ОГРН 1076623007185, ИНН 6661094873) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 19.03.2013 N 621.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)