Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от ответчика Администрации Подольского муниципального района Московской области Гусарова В.А. по доверенности N 1364/1-49 от 12 октября 2010 года
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области Гусарова В.А. по доверенности N 02-334 от 21 февраля 2013 года
рассмотрев 14 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Администрации Подольского муниципального района Московской области
на решение от 22 августа 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
на постановление от 17 декабря 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мордкиной Л.М., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-12545/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ВЕГАТРОН" (ООО "ВЕГАТРОН", ОГРН 1057746226163)
к Администрации Подольского муниципального района Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка
третье лицо Комитет по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
установил:
ООО "ВЕГАТРОН" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево; об обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево; об обязании поручить Комитету по управлению имуществом Администрацию Подольского муниципального района Московской области (далее - Комитет по управлению имуществом) заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево.
В качестве третьего лица по делу привлечен Комитет по управлению имуществом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации и Комитета по управлению имуществом поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "ВЕГАТРОН", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "ВЕГАТРОН" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости расположенные по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковское с/п, д. Малое Брянцево, ул. Промышленная, д. 11, а именно контрольно-пропускной пункт, общей площадью 42,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2011 года серии 50-АВ N 429283; площадка открытого хранения общей площадью 24300 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 июня 2012 года серия 50-АД N 138338.
Земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 05 13:0274, площадью 2900 кв. м был предоставлен ООО "ВЕГАТРОН" на основании постановления Главы Подольского муниципального района от 11 мая 2007 года N 960.
Между Комитетом по управлению имуществом и ООО "ВЕГАТРОН" 30 мая 2007 года заключен договор аренды земельного участка N 1049, согласно пунктам 1.3, 3.4 которого земельный участок передан в аренду для строительства. Земельный участок предоставляется ООО "ВЕГАТРОН" с правом преимущественной покупки.
22 декабря 2011 года ООО "ВЕГАТРОН" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка за плату по цене в размере десятикратной ставки земельного налога.
Письмом от 20 января 2012 года N 9813/1-40 Администрация указала, что не имеет возможности предоставить данный земельный участок в порядке статьи 36 ЗК РФ и применить цену выкупа в размере десятикратной ставки земельного налога, установленной на основании статьи 12 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон о регулировании земельных отношений в Московской области), в связи с тем, что контрольно-пропускной пункт, общей площадью 42,3 кв. м не соответствует разрешенному использованию арендуемого земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Спорный земельный участок не является ограниченным в обороте или изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ.
Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 ЗК РФ собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что согласно техническому описанию N ТО-050512, выполненному специалистами ООО "Спецстроймонтаж", ООО "ВЕГАТРОН" на земельном участке площадью 2,9 га, по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево были построены: площадка открытого хранения площадью 24300 кв. м; здание контрольно-пропускной пункт площадью 56,8 кв. м; ливневая канализация площадью 2900 кв. м; открытая асфальтированная стоянка площадью 200 кв. м; противопожарный резервуар объемом 300 куб. м; открытая асфальтированная площадка площадью 20 кв. м; навес для размещения генераторов площадью 20 кв. м; ограждение протяженностью 677,8 м.
ООО "ВЕГАТРОН" использует земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием - "для строительства складского комплекса".
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Закона о регулировании земельных отношений в Московской области, согласно которым до 01 января 2010 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене установленной субъектами Российской Федерации, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка, что соответствует испрашиваемой заявителем цене земельного участка.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится.
Довод ответчика о том, что заявитель является собственником лишь одного объекта недвижимости, несостоятелен, так как согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО "ВЕГАТРОН" является собственником следующих объектов недвижимости: контрольно-пропускной пункт общей площадью 42,3 кв. м; площадка открытого хранения общей площадью 24300 кв. м.
Доводы ответчика о том, что здание контрольно-пропускного пункта и площадка открытого хранения не являются складским комплексом, а также о том, что доказательств, подтверждающих завершение строительства складского комплекса, не представлено, правомерно отклонены судами, так как из технического описания N ТО-050512, выполненного специалистами ООО "Спецстроймонтаж", следует, что проект планировки складского комплекса ООО "ВЕГАТРОН", расположенного в д. Малое Брянцево, сельского поселения Стрелковское, Подольского муниципального района Московской области реализован.
Ссылка ответчика на то, что заявителем не обоснован размер испрашиваемого земельного участка (29000 кв. м) с учетом размера находящегося в его собственности строений (здание контрольно-пропускного пункта - 42,3 кв. м, площадка открытого хранения - 24300 кв. м), также несостоятельна, поскольку помимо указанных объектов недвижимости, на которые заявителем зарегистрировано право собственности, ООО "ВЕГАТРОН" на земельном участке были построены дополнительно вспомогательные сооружения: ливневая канализация площадью 2900 кв. м; открытая асфальтированная стоянка площадью 200 кв. м; противопожарный резервуар объемом 300 куб. м; открытая асфальтированная площадка площадью 20 кв. м; навес для размещения генераторов площадью 20 кв. м; ограждение протяженностью 677,8 м.
При этом доказательств, подтверждающих, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует площади земельного участка, необходимой для использования принадлежащих ООО "ВЕГАТРОН" объектов недвижимого имущества, ответчиком не представлено.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года по делу N А41-12545/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Подольского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-12545/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А41-12545/12
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от ответчика Администрации Подольского муниципального района Московской области Гусарова В.А. по доверенности N 1364/1-49 от 12 октября 2010 года
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области Гусарова В.А. по доверенности N 02-334 от 21 февраля 2013 года
рассмотрев 14 марта 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Администрации Подольского муниципального района Московской области
на решение от 22 августа 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
на постановление от 17 декабря 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мордкиной Л.М., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-12545/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ВЕГАТРОН" (ООО "ВЕГАТРОН", ОГРН 1057746226163)
к Администрации Подольского муниципального района Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка
третье лицо Комитет по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
установил:
ООО "ВЕГАТРОН" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным отказа о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево; об обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево; об обязании поручить Комитету по управлению имуществом Администрацию Подольского муниципального района Московской области (далее - Комитет по управлению имуществом) заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020513:274, площадью 29000 кв. м, по 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, находящегося на землях "земель населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для строительства складского комплекса", расположенного по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево.
В качестве третьего лица по делу привлечен Комитет по управлению имуществом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации и Комитета по управлению имуществом поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "ВЕГАТРОН", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "ВЕГАТРОН" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости расположенные по адресу: Московская область, Подольский район, Стрелковское с/п, д. Малое Брянцево, ул. Промышленная, д. 11, а именно контрольно-пропускной пункт, общей площадью 42,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2011 года серии 50-АВ N 429283; площадка открытого хранения общей площадью 24300 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 июня 2012 года серия 50-АД N 138338.
Земельный участок с кадастровым номером 50:27:002 05 13:0274, площадью 2900 кв. м был предоставлен ООО "ВЕГАТРОН" на основании постановления Главы Подольского муниципального района от 11 мая 2007 года N 960.
Между Комитетом по управлению имуществом и ООО "ВЕГАТРОН" 30 мая 2007 года заключен договор аренды земельного участка N 1049, согласно пунктам 1.3, 3.4 которого земельный участок передан в аренду для строительства. Земельный участок предоставляется ООО "ВЕГАТРОН" с правом преимущественной покупки.
22 декабря 2011 года ООО "ВЕГАТРОН" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка за плату по цене в размере десятикратной ставки земельного налога.
Письмом от 20 января 2012 года N 9813/1-40 Администрация указала, что не имеет возможности предоставить данный земельный участок в порядке статьи 36 ЗК РФ и применить цену выкупа в размере десятикратной ставки земельного налога, установленной на основании статьи 12 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон о регулировании земельных отношений в Московской области), в связи с тем, что контрольно-пропускной пункт, общей площадью 42,3 кв. м не соответствует разрешенному использованию арендуемого земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Спорный земельный участок не является ограниченным в обороте или изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ.
Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 ЗК РФ собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что согласно техническому описанию N ТО-050512, выполненному специалистами ООО "Спецстроймонтаж", ООО "ВЕГАТРОН" на земельном участке площадью 2,9 га, по адресу: Московская обл., Подольский район, сельское поселение Стрелковское в деревне Малое Брянцево были построены: площадка открытого хранения площадью 24300 кв. м; здание контрольно-пропускной пункт площадью 56,8 кв. м; ливневая канализация площадью 2900 кв. м; открытая асфальтированная стоянка площадью 200 кв. м; противопожарный резервуар объемом 300 куб. м; открытая асфальтированная площадка площадью 20 кв. м; навес для размещения генераторов площадью 20 кв. м; ограждение протяженностью 677,8 м.
ООО "ВЕГАТРОН" использует земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием - "для строительства складского комплекса".
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Закона о регулировании земельных отношений в Московской области, согласно которым до 01 января 2010 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене установленной субъектами Российской Федерации, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка, что соответствует испрашиваемой заявителем цене земельного участка.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится.
Довод ответчика о том, что заявитель является собственником лишь одного объекта недвижимости, несостоятелен, так как согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО "ВЕГАТРОН" является собственником следующих объектов недвижимости: контрольно-пропускной пункт общей площадью 42,3 кв. м; площадка открытого хранения общей площадью 24300 кв. м.
Доводы ответчика о том, что здание контрольно-пропускного пункта и площадка открытого хранения не являются складским комплексом, а также о том, что доказательств, подтверждающих завершение строительства складского комплекса, не представлено, правомерно отклонены судами, так как из технического описания N ТО-050512, выполненного специалистами ООО "Спецстроймонтаж", следует, что проект планировки складского комплекса ООО "ВЕГАТРОН", расположенного в д. Малое Брянцево, сельского поселения Стрелковское, Подольского муниципального района Московской области реализован.
Ссылка ответчика на то, что заявителем не обоснован размер испрашиваемого земельного участка (29000 кв. м) с учетом размера находящегося в его собственности строений (здание контрольно-пропускного пункта - 42,3 кв. м, площадка открытого хранения - 24300 кв. м), также несостоятельна, поскольку помимо указанных объектов недвижимости, на которые заявителем зарегистрировано право собственности, ООО "ВЕГАТРОН" на земельном участке были построены дополнительно вспомогательные сооружения: ливневая канализация площадью 2900 кв. м; открытая асфальтированная стоянка площадью 200 кв. м; противопожарный резервуар объемом 300 куб. м; открытая асфальтированная площадка площадью 20 кв. м; навес для размещения генераторов площадью 20 кв. м; ограждение протяженностью 677,8 м.
При этом доказательств, подтверждающих, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует площади земельного участка, необходимой для использования принадлежащих ООО "ВЕГАТРОН" объектов недвижимого имущества, ответчиком не представлено.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года по делу N А41-12545/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Подольского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)