Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Соколовой А.С. (доверенность от 21.07.2013 N 03-22/20), рассмотрев 07.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-10632/2012,
установил:
государственное унитарное предприятие Тверской области "Максатихинский районный лесхоз" (ОГРН 1086906000092; далее - ГУП "Максатихинский районный лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.06.2012 N 719 в части требования об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 609 656 руб., наложения штрафа в размере 121 931 руб. и 500 руб., соответственно, а также - начисления пеней в размере 114 448 руб. 02 коп. и внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, заявленные предприятием требования удовлетворены, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным, с инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ГУП "Максатихинский районный лесхоз" являлось налоговым агентом по уплате НДС с дохода по реализации имущества (лесных насаждений), составляющего казну Российской Федерации, необоснованно не исполнило обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет данного налога. Налоговый орган считает, что в рассматриваемом случае нет оснований относить продажу лесных насаждений к природным ресурсам, а связанные с этим платежи по контрактам, заключенным предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, - к платежам за пользование природными ресурсами, а поэтому полагает неправильным применение судами к рассматриваемым правоотношениям положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 23.05.2012 N 9 и вынесено решение от 19.06.2012 N 719 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное невыполнение обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 228 515 руб. 02 коп., за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за I - IV кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб. Указанным решением предприятию как налоговому агенту начислен и предложен к уплате НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., НДФЛ в размере 884 987 руб. 88 коп. и пени по НДФЛ в сумме 69 243 руб. 74 коп., предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3770 руб., внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В ходе проведения проверки инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение требований абзаца 2 пункта 3 статьи 161, пункта 4 статьи 173 НК РФ заявитель, являясь покупателем государственного имущества (лесных насаждений), не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, не исполнил обязанности налогового агента по исчислению, удержанию НДС из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет сумм данного налога за I - IV кварталы 2010 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 15.08.2012 N 08-11/206 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, считает, что суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования ГУП "Максатихинский районный лесхоз", правомерно основывались на следующем.
Из материалов дела видно, что в проверяемых периодах между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ГУП "Максатихинский районный лесхоз" на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заключены государственные контракты от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным условием о продаже лесных насаждений, расположенных на оговоренных договорами землях лесного фонда в Тверской области (том 1, листы 45 - 102, 103 - 169; том 2, листы 1 - 41, 42 - 91).
В соответствии с указанными контрактами предприятие обязалось выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной покупкой лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, а Департамент обязался оплатить стоимость работ в размерах и в сроки, установленные данными контрактами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС налоговыми агентами установлены статьей 161 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 данного Кодекса.
По мнению предприятия, плата по договору купли-продажи лесных насаждений по своей правовой природе является вносимой в бюджет платой за использование лесов, то есть платой за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные платежи, в силу подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС, а заявитель в данном случае не является налоговым агентом.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с этим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом N 94-ФЗ при условии, что иное не установлено указанным Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, Лесным кодексом Российской Федерации устанавливаются два вида платежей за использование лесов.
Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 указанного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 75 ЛК РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Таким образом, плата по договору купли-продажи лесных насаждений, несмотря на ее обусловленность договором, по своей правовой природе является публично-правовым платежом за пользование природными ресурсами, поскольку необходимость заключения такого договора вытекает из требований Лесного кодекса Российской Федерации; одним из обязательных сторон договора являются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы (то есть публичные органы) власти, а предметом договора купли-продажи лесных насаждений могут быть только лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений только в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством, плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (по нормативу 100%) поступает в доход федерального бюджета, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по такому договору - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из пунктов 2 государственных контрактов от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41, заключенных предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, наряду с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГУП "Максатихинский районный лесхоз" осуществляет покупку лесных насаждений для заготовки древесины.
В 2010 году Департамент лесного комплекса Тверской области являлся главным администратором доходов областного и федерального бюджетов с кодами бюджетной классификации доходов 328 1 12 04021 02 0000 1120 (плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений) и 053 1 12 04011 01 0000 120 (плата за использование лесов в части превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений), что подтверждается приказом Министерства сельского хозяйства и Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2008 N 43 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов, постановлением администрации Тверской области от 31.12.2009 N 583-па "О реорганизации департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области", приказом Департамента финансов Тверской области от 31.05.2010 N 12-нп "О применении в отношении Департамента лесного комплекса Тверской области кодов бюджетной классификации".
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в доход федерального бюджета Российской Федерации и в доход областного бюджета Тверской области по установленным кодам бюджетной классификации по государственным контрактам от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41 заявителем вносилась плата за использование лесов в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер платы доходов представленных в материалы дела документов (том 2, листы 113 - 162; том 3, листы 1 - 93).
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что с целью выполнения работы по спорным государственным контрактам, предприятие осуществляло платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные суммы в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежали обложению НДС.
Соответственно, у заявителя не возникло обязанности представления в инспекцию как налоговым агентом деклараций по указанному налогу за I - IV кварталы 2010 года.
Таким образом, доначисление НДС и пеней по указанному налогу, а также привлечение предприятия к ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанности налогового агента по НДС, а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в качестве налогового агента в установленные сроки деклараций по данному налогу обоснованно признано судами неправомерным, а оспариваемое решение налогового органа в данной части - недействительным.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения требований инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А66-10632/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.И.КОРАБУХИНА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N А66-10632/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А66-10632/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Соколовой А.С. (доверенность от 21.07.2013 N 03-22/20), рассмотрев 07.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-10632/2012,
установил:
государственное унитарное предприятие Тверской области "Максатихинский районный лесхоз" (ОГРН 1086906000092; далее - ГУП "Максатихинский районный лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.06.2012 N 719 в части требования об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 609 656 руб., наложения штрафа в размере 121 931 руб. и 500 руб., соответственно, а также - начисления пеней в размере 114 448 руб. 02 коп. и внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, заявленные предприятием требования удовлетворены, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным, с инспекции в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ГУП "Максатихинский районный лесхоз" являлось налоговым агентом по уплате НДС с дохода по реализации имущества (лесных насаждений), составляющего казну Российской Федерации, необоснованно не исполнило обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет данного налога. Налоговый орган считает, что в рассматриваемом случае нет оснований относить продажу лесных насаждений к природным ресурсам, а связанные с этим платежи по контрактам, заключенным предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, - к платежам за пользование природными ресурсами, а поэтому полагает неправильным применение судами к рассматриваемым правоотношениям положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 23.05.2012 N 9 и вынесено решение от 19.06.2012 N 719 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное невыполнение обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 228 515 руб. 02 коп., за неправомерное неудержание и неперечисление как налоговым агентом НДС в виде штрафа в сумме 121 931 руб. 20 коп., предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок как налоговым агентом деклараций по НДС за I - IV кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 500 руб. Указанным решением предприятию как налоговому агенту начислен и предложен к уплате НДС в размере 609 656 руб. и пени по НДС в размере 114 448 руб. 02 коп., НДФЛ в размере 884 987 руб. 88 коп. и пени по НДФЛ в сумме 69 243 руб. 74 коп., предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3770 руб., внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В ходе проведения проверки инспекция пришла к выводу о том, что в нарушение требований абзаца 2 пункта 3 статьи 161, пункта 4 статьи 173 НК РФ заявитель, являясь покупателем государственного имущества (лесных насаждений), не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, не исполнил обязанности налогового агента по исчислению, удержанию НДС из выплачиваемых доходов и уплате в бюджет сумм данного налога за I - IV кварталы 2010 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 15.08.2012 N 08-11/206 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, считает, что суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования ГУП "Максатихинский районный лесхоз", правомерно основывались на следующем.
Из материалов дела видно, что в проверяемых периодах между Департаментом лесного комплекса Тверской области и ГУП "Максатихинский районный лесхоз" на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и пункта 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заключены государственные контракты от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным условием о продаже лесных насаждений, расположенных на оговоренных договорами землях лесного фонда в Тверской области (том 1, листы 45 - 102, 103 - 169; том 2, листы 1 - 41, 42 - 91).
В соответствии с указанными контрактами предприятие обязалось выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной покупкой лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда в Тверской области, а Департамент обязался оплатить стоимость работ в размерах и в сроки, установленные данными контрактами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС налоговыми агентами установлены статьей 161 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 данного Кодекса.
По мнению предприятия, плата по договору купли-продажи лесных насаждений по своей правовой природе является вносимой в бюджет платой за использование лесов, то есть платой за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные платежи, в силу подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат обложению НДС, а заявитель в данном случае не является налоговым агентом.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
Согласно статье 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с этим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом N 94-ФЗ при условии, что иное не установлено указанным Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, Лесным кодексом Российской Федерации устанавливаются два вида платежей за использование лесов.
Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 указанного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 75 ЛК РФ в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Таким образом, плата по договору купли-продажи лесных насаждений, несмотря на ее обусловленность договором, по своей правовой природе является публично-правовым платежом за пользование природными ресурсами, поскольку необходимость заключения такого договора вытекает из требований Лесного кодекса Российской Федерации; одним из обязательных сторон договора являются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы (то есть публичные органы) власти, а предметом договора купли-продажи лесных насаждений могут быть только лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений только в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством, плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (по нормативу 100%) поступает в доход федерального бюджета, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по такому договору - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из пунктов 2 государственных контрактов от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41, заключенных предприятием с Департаментом лесного комплекса Тверской области, наряду с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов ГУП "Максатихинский районный лесхоз" осуществляет покупку лесных насаждений для заготовки древесины.
В 2010 году Департамент лесного комплекса Тверской области являлся главным администратором доходов областного и федерального бюджетов с кодами бюджетной классификации доходов 328 1 12 04021 02 0000 1120 (плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений) и 053 1 12 04011 01 0000 120 (плата за использование лесов в части превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений), что подтверждается приказом Министерства сельского хозяйства и Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2008 N 43 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов, постановлением администрации Тверской области от 31.12.2009 N 583-па "О реорганизации департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области", приказом Департамента финансов Тверской области от 31.05.2010 N 12-нп "О применении в отношении Департамента лесного комплекса Тверской области кодов бюджетной классификации".
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в доход федерального бюджета Российской Федерации и в доход областного бюджета Тверской области по установленным кодам бюджетной классификации по государственным контрактам от 13.11.2009 N 72, от 11.05.2010 N 17 и N 18, от 14.09.2010 N 41 заявителем вносилась плата за использование лесов в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер платы доходов представленных в материалы дела документов (том 2, листы 113 - 162; том 3, листы 1 - 93).
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что с целью выполнения работы по спорным государственным контрактам, предприятие осуществляло платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, а следовательно, данные суммы в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежали обложению НДС.
Соответственно, у заявителя не возникло обязанности представления в инспекцию как налоговым агентом деклараций по указанному налогу за I - IV кварталы 2010 года.
Таким образом, доначисление НДС и пеней по указанному налогу, а также привлечение предприятия к ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанности налогового агента по НДС, а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в качестве налогового агента в установленные сроки деклараций по данному налогу обоснованно признано судами неправомерным, а оспариваемое решение налогового органа в данной части - недействительным.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения требований инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А66-10632/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.И.КОРАБУХИНА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)