Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2007 ПО ДЕЛУ N А68-АП-867/13-05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2007 г. по делу N А68-АП-867/13-05


Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тимашковой Е.Н.
Судей Тучковой О.Г., Игнашиной Г.Д.
по докладу судьи Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный N 20АП-179/2007) НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.11.06 (судья Петрухина Н.В.) по делу N А68-АП-867/13-05 по заявлению НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" к ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы, о признании недействительным решения от 19.09.05 N 102
при участии:
- от заявителя: Алпатов Р.А. - представитель (доверенность от 01.02.07 б/н);
- от ответчика: Кутузов А.А. - специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность от 13.03.06 N б/н),

установил:

Негосударственное образовательное учреждение "Тульская юношеская автомобильная школа ОАО "Тулаавтотранс" (далее - НОУ "ТЮАШ "Тулаавтотранс", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Зареченскому району г. Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) от 19.09.2005 N 102 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2006 (с учетом определения суда от 12.01.07 об исправлении опечатки) решение от 19.09.05 N 102 признано недействительным в части:
- п. 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в размере 20% от суммы неуплаченного налога - 267 934,60 руб.,
- п. 2.1 о предложении уплатить сумму налоговой санкции.
НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс", не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, подало апелляционную жалобу, в которой просит в этой части его отменить.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ Двадцатым арбитражным апелляционным судом проверена законность решения суда первой инстанции исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы проведена камеральная проверка представленной Учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, в ходе которой был установлен факт неуплаты (неполной уплаты) налога на землю в сумме 1 339 673 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Инспекции 19.09.05 принято решение N 102 (л.д. 33-34), в соответствии с которым НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде взыскания штрафа в сумме 267 934,6 руб. и ему предложено уплатить не полностью уплаченный земельный налог в сумме 1 339 673 руб.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и, частично удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 8 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.11.04 N 141-ФЗ с 01.01.05 вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 01.01.05 г., согласно гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований, Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется.
Таким образом, на тех территориях, где с 01.01.05 не введен земельный налог в соответствии со ст. 31 НК РФ, исчисление и уплата земельного налога осуществляется на основании Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Земельный налог на территории г. Тулы установлен решением Тульской городской Думы от 13.07.05 N 68/1311 только с 01.01.06, в связи с чем исчисление и уплата земельного налога в 2005 году осуществлялись плательщиком на основании Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1.
Согласно ст. 1 указанного Закона, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона, от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории, культуры и архитектуры.
Исходя из изложенного, следует, что основанием для возникновения права на льготу по земельному налогу является принадлежность к определенной категории учреждений и наличие финансирования за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из материалов дела, НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" Постановлением Администрации г. Тулы от 05.12.96 N 1427 предоставлен земельный участок площадью 55519 кв. м и выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 15.05.97 N 71-30-000307 (л.д. 35).
"Тульская юношеская автомобильная школа ОАО "Тулаавтотранс" согласно п. 1.1 Устава является учреждением начального профессионального и дополнительного образования, целенаправленно осуществляющим процесс обучения и воспитания школьников и молодежи в интересах общества.
Как следует из п. 1.2 Устава, ТЮАШ по своей организационно-правовой форме является негосударственным образовательным учреждением. Учредителем является ОАО "Тулаавтотранс".
Исходя из п. 5.1 и п. 5.2 Устава, деятельность Учреждения финансируется ее учредителем.
Вместе с тем, ТЮАШ может привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе и валютные ресурсы, за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе и зарубежных.
Как установлено судом, финансирование НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" из бюджета Тульской области осуществлялось на основании:
- 1999 год - Постановление Губернатора Тульской области от 23.07.99 N 278 "О финансировании Тульской юношеской автомобильной школы" (с изменениями),
- 2000 год - Постановление Губернатора Тульской области от 26.12.00 N 442 "О финансировании Тульской юношеской автомобильной школы в 2000 году" (с изменениями),
- 2001 год - Постановление Губернатора Тульской области от 27.02.01 N 79 "О финансировании Тульской юношеской автомобильной школы в 2201 году",
- 2002 год - Постановление Администрации Тульской области от 29.03.02 N 159 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом" путем компенсации расходов при осуществлении образовательной деятельности,
- 2003 год - Постановление Администрации Тульской области от 18.06.03 N 367 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом" путем компенсации расходов при осуществлении образовательной деятельности,
- 2004 год - Постановление Администрации Тульской области от 02.04.04 N 181 "Об организации финансирования в 2004 году дорожных работ, строительства объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями), в котором предусматривалось финансирование ремонта филиалов НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс", как объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет средств резерва территориального дорожного фонда.
Согласно Постановлению Администрации Тульской области от 28.02.05 N 163 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области на 2005 год организаций, осуществляющих пассажирские перевозки транспортом общего пользования", возмещение из бюджета Тульской области расходов при осуществлении образовательной деятельности Тульской юношеской автомобильной школы в указанный период не предусмотрено.
Как усматривается из налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, представленной Учреждением в налоговый орган, земельный налог был рассчитан заявителем с учетом льготы, предусмотренной п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Поскольку в данном случае предоставление налоговых льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога зависит от бюджетного финансирования в соответствующем налоговом периоде, за который предоставляется льгота, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в 2005 году Учреждение неправомерно воспользовалось льготой по земельному налогу, в связи с чем, признал действия Инспекции по начислению налога за указанный период правомерными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что доказательством финансирования НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" из бюджета Тульской области является Постановление Губернатора Тульской области от 23.07.1999 N 278 "О финансировании Тульской юношеской автомобильной школы", не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Как установлено ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 12 БК РФ, годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Из материалов дела следует, что Постановлением Губернатора Тульской области от 23.07.1999 N 278 утверждена смета расходов на 1999 год (п. 2 постановления). Осуществление бюджетного финансирования на последующие периоды не предусмотрено.
Постановлением Администрации Тульской области от 28.02.05 N 163 "Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области на 2005 год организаций, осуществляющих пассажирские перевозки транспортом общего пользования", возмещение из бюджета Тульской области расходов при осуществлении образовательной деятельности Тульской юношеской автомобильной школы в указанный период не заложено.
Кроме того, согласно письму Департамента финансов Тульской области от 01.02.07 N МР25-6-7/182, в 2005 году финансирование НОУ "ТЮАШ ОАО "Тулаавтотранс" из бюджета Тульской области не осуществлялось.
Апелляционный суд также считает необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не представлены доказательства того, что Учреждение не является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств соответствующего бюджета, в связи с чем права на льготу по оплате земельного налога не имеет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.03 N 472-О, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 его статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Таким образом, именно налогоплательщик, а не налоговый орган должен доказать свое право на применение налоговой льготы.
Как усматривается из материалов дела, Учреждение не доказало выполнение одного из необходимых условий для получения права на льготу.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что судебный акт принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, а, следовательно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2006 по делу N А68-АП-867/13-05 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)