Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Латыповой Р.Г. (доверенность от 24.07.2013 N 913),
Насыровой А.Х. (доверенность от 19.09.2012 б/н),
ответчика - Миннегалеева И.Х. (доверенность от 17.09.2012 N 2.4-0-20/027189),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог", г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-24984/2012
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог", г. Набережные Челны (ИНН 1650052791, ОГРН 1031616029830) о признании в части недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны,
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог" (далее - МУП "Предприятие автомобильных дорог", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны, налоговый орган) от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013, в удовлетворении заявления отказано ввиду соответствия решения налогового органа требованиям закона.
В кассационной жалобе МУП "Предприятие автомобильных дорог" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку заявитель действовал как лицо, уполномоченное администрацией г. Набережные Челны, которая, в свою очередь, наделена полномочиями по организации взимания платы с владельцев или пользователей автомобильным транспортом. При этом налогоплательщик получал денежные средства за выдачу пропусков, что не является реализацией по смыслу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, объектом налогообложения НДС. Кроме того, у налогового органа отсутствовали основания для начисления МУП "Предприятие автомобильных дорог" НДС с сумм платы за провоз тяжеловесных грузов, так как денежные средства, полученные в целях возмещения ущерба, наносимого автомобильным дорогам перевозкой таких грузов, не могут быть отнесены к стоимости реализуемых услуг.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по г. Набережные Челны не согласилась с доводами заявителя по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИФНС России по г. Набережные Челны проведена выездная налоговая проверка своевременности и полноты уплаты заявителем всех налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за период с 01.01.2009 по 31.12.2009. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 04.06.2012 N 2.17-0-13/41.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя налоговым органом вынесено решение от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов. Налогоплательщику доначислен НДС за I, II кварталы 2009 года, I квартал 2010 года в размере 3 291 791 рублей, налог на доходы физических лиц в размере 151 рубля, пени за несвоевременную уплату указанных налогов в сумме 957 418 рублей.
В обоснование данного решения налоговым органом указано на неправомерное занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС в связи с невключением в нее суммы денежных средств, полученных от реализации пропусков, разрешающих движение автотранспорта по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11.09.2012 N 2.14-0-18/015661@ решение ИФНС России по г. Набережные Челны от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, полагая, что решение налогового органа противоречит закону и нарушает его права, оспорил его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом судами установлено следующее.
МУП "Предприятие автомобильных дорог" со ссылкой на постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 04.03.2009 N 893 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в весенний период 2009 года", от 09.03.2010 N 1405 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в весенний период 2010 года" в марте, апреле 2009, 2010 годов реализовывало юридическим и физическим лицам пропуски, разрешающие движение автотранспорта по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов. Реализация платных сезонных пропусков осуществлялась заявителем без учета НДС.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что заявителем с организациями (клиентами) заключались договоры, согласно которым заявитель обязывался оказать клиентам услуги, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог местного значения в г. Набережные Челны, и выдать специальное разрешение (пропуск) на движение по автомобильным дорогам города, а клиенты оплатить стоимость сезонных пропусков. Передача клиентам пропусков осуществлялась в бухгалтерии МУП "Предприятие автомобильных дорог" после их оплаты. Реализация и выдача пропусков производились налогоплательщиком и без договоров.
Суммы денежных средств, полученных от реализации пропусков, разрешающих движение автотранспорта на автомобильных дорогах местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов, в составе выручки для целей налогообложения по НДС за 2009, 2010 годы заявителем не отражались.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются организации, которыми в силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем являются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами, в том числе и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; регионального, межмуниципального или местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Судебными инстанциями установлено, что постановлениями Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 04.03.2009 N 893, от 09.03.2010 N 1405 введены ограничения на движение автотранспортных средств по дорогам местного значения на весенние периоды 2009, 2010 годов.
Абзацами 3, 4 данных постановлений заявителю предписано обеспечить на период вводимых ограничений движения транспорта по дорогам местного значения организацию: пунктов выдачи пропусков на движение по автомобильным дорогам местного значения, а том числе в районах стационарных постов Государственной инспекции безопасности дорожного движения "УВД по городу г. Набережные Челны Республики Татарстан"; выдачи пропусков на движение по автомобильным дорогам местного значения.
На сбор денежных средств за выдачу пропусков МУП "Предприятие автомобильных дорог" органом местного самоуправления не было уполномочено.
При этом, как правильно указали суды, ни один из вышеуказанных нормативных правовых актов не предусматривает взимание платы за проезд по автомобильным дорогам местного значения г. Набережные Челны на период временного ограничения движения транспортных средств весной 2009, 2010 годов.
Согласно письму Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 23.01.2012 N 37 и приложенным к нему документам, поступлений в бюджет г. Набережные Челны денежных средств, полученных заявителем от организаций и физических лиц в 2009, 2010 годах за выдачу пропусков на движение по автомобильным дорогам местного назначения, не было.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления самостоятельно не предоставлено право устанавливать и взимать плату за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам, в том числе передавать право по взиманию данной платы коммерческим и некоммерческим организациям с направлением ее на расчетные счета последних.
Следовательно, МУП "Предприятие автомобильных дорог" производило сбор денежных средств за выдачу пропусков, не соответствующий закону и нормативным правовым актам органов местного самоуправления г. Набережные Челны.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что полученные заявителем от организаций и физических лиц денежные средства за выдачу пропусков, разрешающих проезд по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов, являются реализацией товаров, услуг в толковании статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации и объектом обложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А65-24984/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24984/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А65-24984/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Латыповой Р.Г. (доверенность от 24.07.2013 N 913),
Насыровой А.Х. (доверенность от 19.09.2012 б/н),
ответчика - Миннегалеева И.Х. (доверенность от 17.09.2012 N 2.4-0-20/027189),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог", г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-24984/2012
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог", г. Набережные Челны (ИНН 1650052791, ОГРН 1031616029830) о признании в части недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны,
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Набережные Челны "Предприятие автомобильных дорог" (далее - МУП "Предприятие автомобильных дорог", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны, налоговый орган) от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013, в удовлетворении заявления отказано ввиду соответствия решения налогового органа требованиям закона.
В кассационной жалобе МУП "Предприятие автомобильных дорог" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку заявитель действовал как лицо, уполномоченное администрацией г. Набережные Челны, которая, в свою очередь, наделена полномочиями по организации взимания платы с владельцев или пользователей автомобильным транспортом. При этом налогоплательщик получал денежные средства за выдачу пропусков, что не является реализацией по смыслу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, объектом налогообложения НДС. Кроме того, у налогового органа отсутствовали основания для начисления МУП "Предприятие автомобильных дорог" НДС с сумм платы за провоз тяжеловесных грузов, так как денежные средства, полученные в целях возмещения ущерба, наносимого автомобильным дорогам перевозкой таких грузов, не могут быть отнесены к стоимости реализуемых услуг.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по г. Набережные Челны не согласилась с доводами заявителя по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИФНС России по г. Набережные Челны проведена выездная налоговая проверка своевременности и полноты уплаты заявителем всех налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за период с 01.01.2009 по 31.12.2009. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 04.06.2012 N 2.17-0-13/41.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя налоговым органом вынесено решение от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов. Налогоплательщику доначислен НДС за I, II кварталы 2009 года, I квартал 2010 года в размере 3 291 791 рублей, налог на доходы физических лиц в размере 151 рубля, пени за несвоевременную уплату указанных налогов в сумме 957 418 рублей.
В обоснование данного решения налоговым органом указано на неправомерное занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС в связи с невключением в нее суммы денежных средств, полученных от реализации пропусков, разрешающих движение автотранспорта по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11.09.2012 N 2.14-0-18/015661@ решение ИФНС России по г. Набережные Челны от 27.06.2012 N 2.17-0-13/41 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, полагая, что решение налогового органа противоречит закону и нарушает его права, оспорил его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом судами установлено следующее.
МУП "Предприятие автомобильных дорог" со ссылкой на постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 04.03.2009 N 893 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в весенний период 2009 года", от 09.03.2010 N 1405 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в весенний период 2010 года" в марте, апреле 2009, 2010 годов реализовывало юридическим и физическим лицам пропуски, разрешающие движение автотранспорта по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов. Реализация платных сезонных пропусков осуществлялась заявителем без учета НДС.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что заявителем с организациями (клиентами) заключались договоры, согласно которым заявитель обязывался оказать клиентам услуги, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог местного значения в г. Набережные Челны, и выдать специальное разрешение (пропуск) на движение по автомобильным дорогам города, а клиенты оплатить стоимость сезонных пропусков. Передача клиентам пропусков осуществлялась в бухгалтерии МУП "Предприятие автомобильных дорог" после их оплаты. Реализация и выдача пропусков производились налогоплательщиком и без договоров.
Суммы денежных средств, полученных от реализации пропусков, разрешающих движение автотранспорта на автомобильных дорогах местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов, в составе выручки для целей налогообложения по НДС за 2009, 2010 годы заявителем не отражались.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются организации, которыми в силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем являются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами, в том числе и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; регионального, межмуниципального или местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Судебными инстанциями установлено, что постановлениями Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 04.03.2009 N 893, от 09.03.2010 N 1405 введены ограничения на движение автотранспортных средств по дорогам местного значения на весенние периоды 2009, 2010 годов.
Абзацами 3, 4 данных постановлений заявителю предписано обеспечить на период вводимых ограничений движения транспорта по дорогам местного значения организацию: пунктов выдачи пропусков на движение по автомобильным дорогам местного значения, а том числе в районах стационарных постов Государственной инспекции безопасности дорожного движения "УВД по городу г. Набережные Челны Республики Татарстан"; выдачи пропусков на движение по автомобильным дорогам местного значения.
На сбор денежных средств за выдачу пропусков МУП "Предприятие автомобильных дорог" органом местного самоуправления не было уполномочено.
При этом, как правильно указали суды, ни один из вышеуказанных нормативных правовых актов не предусматривает взимание платы за проезд по автомобильным дорогам местного значения г. Набережные Челны на период временного ограничения движения транспортных средств весной 2009, 2010 годов.
Согласно письму Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 23.01.2012 N 37 и приложенным к нему документам, поступлений в бюджет г. Набережные Челны денежных средств, полученных заявителем от организаций и физических лиц в 2009, 2010 годах за выдачу пропусков на движение по автомобильным дорогам местного назначения, не было.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления самостоятельно не предоставлено право устанавливать и взимать плату за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам, в том числе передавать право по взиманию данной платы коммерческим и некоммерческим организациям с направлением ее на расчетные счета последних.
Следовательно, МУП "Предприятие автомобильных дорог" производило сбор денежных средств за выдачу пропусков, не соответствующий закону и нормативным правовым актам органов местного самоуправления г. Набережные Челны.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что полученные заявителем от организаций и физических лиц денежные средства за выдачу пропусков, разрешающих проезд по автомобильным дорогам местного значения в весенние периоды 2009, 2010 годов, являются реализацией товаров, услуг в толковании статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации и объектом обложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А65-24984/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)