Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.02.2008 ПО ДЕЛУ N А12-13900/07-С42

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2008 г. по делу N А12-13900/07-С42


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей: Александровой Л.Б., Акимовой М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2007 года
по делу N А12-13900/07-С42, принятое судьей Пак С.В.,
по заявлению предпринимателя Лиманского Анатолия Ивановича, г. Волгоград,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области, г. Волгоград,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительным пункта 3 решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области N 16.0697 от 19 июня 2007 года о доначислении налога на игорный бизнес за август 2005 года в сумме 23 625 рублей.

установил:

Предприниматель Лиманский Анатолий Иванович обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области N 16.0697 от 19 июня 2007 года о доначислении налога на игорный бизнес за август 2005 года в сумме 23 625 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2007 года заявленные требования предпринимателя Лиманского А.И. были удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 3 решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области N 16.0697 от 19 июня 2007 года о доначислении налога на игорный бизнес за август 2005 года в сумме 23 625 рублей. С налогового органа в пользу предпринимателя были взысканы расходы по государственной пошлине в размере 100 рублей.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и в удовлетворении требований ИП Лиманского А.И. отказать, поскольку, по мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель жалобы считает ошибочными выводы суда первой инстанции об исчислении льготного периода налогообложения с момента регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя в мае 2002 года, так как четырехлетний срок на льготный порядок налогообложения, предусмотренный Федеральным законом N 88-ФЗ от 14.06.1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" должен исчисляться с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которым налоговый орган считает 30.01.2001 года.
Предприниматель Лиманский А.И. представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители ИП Лиманского А.И., Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области и Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления NN 97889, 97890, 97891. Почтовые отправления вручены 28 января 2008 год. Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо ходатайствовать об отложении дела. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд праве рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ИП Лиманского М.И., Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области и Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель Лиманский Анатолий Иванович на основании лицензии N 001256, выданной 25 апреля 2003 года Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
ИП Лиманский А.И. со 02 февраля 2005 года состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области по объектам игорного бизнеса.
Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за август 2005 года, представленной ИП Лиманским А.И. в налоговый орган 17 февраля 2007 года.
Согласно заявлениям налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения и представленной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за август 2005 года, ИП Лиманский А.И. применил ставку налога 1 125 рублей за один автомат. В соответствии с уточненной декларацией сумма исчисленного налога составила 7 875 рублей.
По результатам камеральной проверки 19 июня 2007 года исполняющим обязанности заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области И.П. Пансевич принято решение N 16.0697 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предпринимателю был доначислен налог на игорный бизнес за август 2005 года в сумме 23 625 рублей.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд Волгоградской области. Применяя ставку налога равную 1 125 рублей, предприниматель указал, что субъект малого предпринимательства вправе применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации в качестве предпринимателя и получения лицензии, так как увеличение ставки создает менее благоприятные условия для его деятельности.
Признавая недействительным пункт 3 оспариваемого решения налогового органа, в соответствии с которым предпринимателю был доначислен налог на игорный бизнес, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Лиманский Анатолий Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29 мая 2002 года. На дату регистрации предпринимателя в соответствии с Законом Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес" (в редакции Законов Волгоградской области от 23 марта 2001 года N 522-ОД, от 15 ноября 2001 года N 631-ОД) ставка налога за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда, а именно 1125 рублей.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Суд первой инстанции правомерно сделал выводы о том, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Период, в течение которого на предпринимателя распространяется действие абзаца второго части 1 статьи 9 Закона, судом первой инстанции определен верно. Положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации.
Довод налогового органа о том, что предприниматель Лиманский А.И. осуществляет предпринимательскую деятельность с 30 января 2001 года и четыре года деятельности истекли 30 января 2005 года, а, соответственно, нормы абзаца второго части 1 статьи 9 Закона на него в августе 2005 года не распространяются, суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя производилась Управлением государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда на основании Постановление Администрации города Волгограда от 23 июня 1999 года N 758 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Волгограда".
Согласно пункту 7.1 Временного положения о порядке государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением главы администрации Волгограда от 23 июня 1999 года N 758 физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по месту своего жительства.

Статья 2 Федерального закона от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" устанавливает, что документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона N 76-ФЗ запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с данной статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии частью 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.08.2004 года N 1960, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года серии 34 N 001544989 и свидетельство N 6008084 от 29 мая 2002 года подтверждают факт государственной регистрации Лиманского Анатолия Ивановича в качестве индивидуального предпринимателя 29 мая 2002 года.
Как следует из материалов дела государственная регистрация Лиманского Анатолия Ивановича в качестве индивидуального предпринимателя 30 января 2001 года Управлением государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда была аннулирована, что подтверждается сообщением Лиманского А.И. о прекращении деятельности от 01 апреля 2002 года и выдачей 29 мая 2002 года Лиманскому А.И. свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя N 6008084.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно произвел исчисление срока, установленного для льготного порядка налогообложения, предусмотренного Федеральным законом N 88-ФЗ, начиная с момента государственной регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя, а именно, с 29 мая 2002 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку на август 2005 года не истекло четыре года деятельности с момента регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя, то он вправе был применить ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации, т.е. в размере 1 125 руб. за один игровой автомат.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами налогового органа о том, что судом первой инстанции не разрешался вопрос о фактическом осуществлении деятельности в период с 30.01.2001 г. по 01.04.2002 г.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Налоговый орган не представил доказательств в обоснование того обстоятельства, что Лиманский А.И. осуществлял предпринимательскую деятельность в оспариваемый период, в том числе и в сфере игорного бизнеса.
Кроме того, обоснованна ссылка арбитражного суда первой инстанции на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А12-16000/06-с60, N А12-15990/06-с51, N А12-16001/06-с36, в том числе на то обстоятельство, что данными судебными актами подтверждается государственная регистрация Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя 29 мая 2002 года.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы налогового органа о том, что в рамках вышеуказанных дел судом не исследовался вопрос государственной регистрации Лиманского А.И., арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку без исследования вопроса о моменте государственной регистрации Лиманского А.И. невозможно было бы сделать выводы о том, какую следует применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на момент государственной регистрации предпринимателя, а также решить вопрос об исчислении четырехлетнего срока для льготного порядка налогообложения.
Таким образом, арбитражный суд правильно применил нормы права, и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2007 года по делу N А12-13900/07-С42 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)