Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от ИФНС по г. Новороссийску: Бабурина Д.В. по доверенности от 27.12.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Янтарь"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23
принятое в составе судьи Фефеловой И.И.
по заявлению ООО "Янтарь"
к заинтересованным лицам:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску,
Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительными решений налоговых органов
установил:
ООО "Янтарь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее -налоговая инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений налоговой инспекции от 11.01.07 г. N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 г. N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 29.08.07 г. требования общества удовлетворены, суд пришел к выводу о необоснованности отнесения налоговой инспекцией 2 030 038 рублей к внереализационным доходам.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Постановлением ФАС СКО от 24.12.2007 г. решение суда от 29.08.2007 г. по делу N А-32-7432/2007-56/191 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 27.06.2008 г. в удовлетворении заявленных ООО "Янтарь" требований о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 11.01.07 N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля, отказано. Решение мотивировано тем, что поступившие ООО "Янтарь" денежные средства являются внереализационным доходом, а следовательно подлежат обложению налогом на прибыль.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Янтарь" обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе ООО "Янтарь" просит решение суда от 27.06.2008 года отменить. Податель жалобы полагает, что решение не соответствует нормам законодательства, поскольку денежные средства, перечисленные за изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, носят компенсационный и целевой характер, отражаются на отдельном счете, не являются внереализационным доходом. ООО "Янтарь" являлось сельскохозяйственным производителем, в силу чего, по ФЗ N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка в 2004-2007 г.г. установлена 0%.
В отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к нему, инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель инспекции повторил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к нему.
Представитель ООО "Янтарь", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Направил в суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю ходатайствовало о рассмотрении жалобы в их отсутствие. При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства за период с 01.01.03 г. по 30.06.06 г., по результатам составлен акт от 13.11.06 г. N 122д4.
В ходе выездной налоговой проверки установлена неполная уплата налогов в сумме 665 323 рублей, в том числе: 526 550 рублей налог на прибыль, 64 416 рублей НДС, 15 559 рублей налога на имущество, 2 134 рублей транспортного налога, 56 664 рублей налога на доходы физических лиц и 81 371 рублей 83 копеек пени.
По материалам проверки вынесено решение от 11.01.07 г. N 6д1 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20% - 119 986 рублей, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20% -11 332 рублей 80 копеек, по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов -15 000 рублей. Всего дополнительно начислено - 893 013 рублей 63 копейки.
Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю об отмене решения налоговой инспекции от 11.01.07 г. N 6д1, которая была оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с постановлениями главы администрации Краснодарского края от 17.08.95 г. N 454 и 31.03.95 г. N 189 в 1995 году у ТОО "Янтарь" под казачье поселение изъято 42,31 га земли, в том числе молодых виноградников - 31 га. Администрация г. Новороссийска согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.01.93 г. N 77 и пункта 2 постановления главы администрации Краснодарского края от 17.08.95 г. N 454 обязывалась предоставить обществу земельный участок площадью 42,31 га взамен изъятого.
В связи с тем, что администрация г. Новороссийска не исполнила указанные постановления, общество обратилось с иском в Арбитражный суд Краснодарского края о взыскании убытков за уничтожение виноградников. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.05 по делу N А32-30849/2004-42/710 утверждено мировое соглашение, в котором установлена сумма убытков в размере 25 613 086 рублей, подлежащая уплате администрацией г. Новороссийска с рассрочкой платежа на три года. В 2005 году во исполнение мирового соглашения от администрации г. Новороссийска на расчетный счет общества поступили денежные средства в размере 2 030 038 рублей.
Сделка по передаче земель от общества к администрации г. Новороссийска не оформлена актом приема-передачи земель, обществу не выделен взамен новый участок для закладки виноградников, поэтому поступившие денежные средства, которые должны быть направлены на покрытие затрат по списанию, раскорчевке изъятых виноградников, посадке новых насаждений и по уходу за ними до стадии плодоношения, отражены на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Так как не выделен участок взамен изъятого, ООО "Янтарь" не приступало к раскорчевке старых виноградников и посадке новых.
Объектом обложения налогом на прибыль для российских налогоплательщиков признается прибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (статья 247 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В пункте 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Внереализационные доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета в порядке, установленном статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений главы 25 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Порядок признания доходов налогоплательщиком, применяющим метод начисления, установлен в статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации: доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Аналогично в главе 25 Кодекса урегулирован вопрос о внереализационных расходах в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в отношении расходов на возмещение причиненного ущерба.
Таким образом, дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения внереализационного дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.
В статье 317 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договоров.
В случае, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. В данном случае убытки в виде упущенной выгоды возникли у общества в результате изъятия земель для государственных и муниципальных нужд согласно постановлениям от 17.08.95 г. N 454 и 31.03.95 г. N 189, что отражено в акте проверки и по существу не оспаривается налоговым органом.
Прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд предусмотрено статьей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в силу названной нормы в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Убытки, причиненные собственнику (землепользователю, землевладельцу) изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в выкупную цену, порядок определения которой непосредственно урегулирован гражданским законодательством.
Довод ООО "Янтарь" о том, что сумма, перечисленная администрацией г. Новороссийска, не является доходом, не может быть принят. В силу п. 8 ч. 3 ст. 39 НК РФ, не признается реализацией товаров, работ или услуг, в частности, изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поступившие на расчетный счет ООО "Янтарь" денежные средства на возмещение убытков за уничтоженные многолетние насаждения следует рассматривать для целей налогообложения как внереализационные доходы, которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Не включение обществом данных средств в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль за 2005 г., повлекло занижение налогооблагаемой базы и занижение налога на прибыль.
Отнесение данных денежных средств к внереализационным доходам, не исключает права общества на учет расходов, связанных с изъятием имущества.
Порядок формирования расходов, связанных с изъятием земель, определен Налоговым кодексом РФ. В частности, согласно п. 1 ст. 252 ПК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В подтверждение понесенных расходов в 2005 г. заявитель представил договор на оказание услуг с ООО "Промстройтехника", платежные поручения и акт выполненных работ, а также Справку Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института по капитальным вложениям на закладку 1 га привитого виноградника (в ценах на 4 кв. 2006 г.). В соответствии с п. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Согласно ст. 285 НК РФ период по налогу на прибыль признается календарные год. Согласно п. 18 ПБУ-10/99 "Расходы организации" - расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Договор на оказание услуг с ООО "Промстройтехника" от 20.08.2005 г. представленный заявителем, именуется как предварительный, предметом которого является обязанность впоследствии заключить договоры на оказание услуг.
Договор на оказание услуг с ООО "АЛРЭСИНГ" заключен на период с 23.10.2007 г. по 23.10.2008 г., в платежном поручении, справке о стоимости выполненных работ и затрат, счет-фактуре также указан период - 2008 г.
В данном случае рассматривается налоговый период по налогу на прибыль за 2005 г., следовательно, указанные документы не подтверждают расходы, понесенные обществом в проверяемом налоговом периоде.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Янтарь" является сельскохозяйственным производителем и, следовательно, освобождается от налогообложения, не может быть принят, поскольку не соответствует законодательству.
Согласно статье 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ.." налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004-2005 годах - 0 процентов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО "Янтарь" не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем, для целей применения данной нормы права. Согласно статье 1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции. В силу ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно сведениям, изложенным в акте проверки, доля выручки ООО "Янтарь" от реализации сельскохозяйственной продукции в 2005 г. в общей выручке составляет 12 процентов.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о законности решений ИФНС РФ по г. Новороссийску от 11.01.07 г. N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 г. N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и в силу статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Г.ВИНОКУР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2008 N 15АП-5349/2008 ПО ДЕЛУ N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2008 г. N 15АП-5349/2008
Дело N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от ИФНС по г. Новороссийску: Бабурина Д.В. по доверенности от 27.12.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Янтарь"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23
принятое в составе судьи Фефеловой И.И.
по заявлению ООО "Янтарь"
к заинтересованным лицам:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску,
Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительными решений налоговых органов
установил:
ООО "Янтарь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее -налоговая инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений налоговой инспекции от 11.01.07 г. N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 г. N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 29.08.07 г. требования общества удовлетворены, суд пришел к выводу о необоснованности отнесения налоговой инспекцией 2 030 038 рублей к внереализационным доходам.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Постановлением ФАС СКО от 24.12.2007 г. решение суда от 29.08.2007 г. по делу N А-32-7432/2007-56/191 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 27.06.2008 г. в удовлетворении заявленных ООО "Янтарь" требований о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края от 11.01.07 N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля, отказано. Решение мотивировано тем, что поступившие ООО "Янтарь" денежные средства являются внереализационным доходом, а следовательно подлежат обложению налогом на прибыль.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Янтарь" обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе ООО "Янтарь" просит решение суда от 27.06.2008 года отменить. Податель жалобы полагает, что решение не соответствует нормам законодательства, поскольку денежные средства, перечисленные за изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, носят компенсационный и целевой характер, отражаются на отдельном счете, не являются внереализационным доходом. ООО "Янтарь" являлось сельскохозяйственным производителем, в силу чего, по ФЗ N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка в 2004-2007 г.г. установлена 0%.
В отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к нему, инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27 июня 2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель инспекции повторил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях к нему.
Представитель ООО "Янтарь", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Направил в суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю ходатайствовало о рассмотрении жалобы в их отсутствие. При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства за период с 01.01.03 г. по 30.06.06 г., по результатам составлен акт от 13.11.06 г. N 122д4.
В ходе выездной налоговой проверки установлена неполная уплата налогов в сумме 665 323 рублей, в том числе: 526 550 рублей налог на прибыль, 64 416 рублей НДС, 15 559 рублей налога на имущество, 2 134 рублей транспортного налога, 56 664 рублей налога на доходы физических лиц и 81 371 рублей 83 копеек пени.
По материалам проверки вынесено решение от 11.01.07 г. N 6д1 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20% - 119 986 рублей, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20% -11 332 рублей 80 копеек, по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов -15 000 рублей. Всего дополнительно начислено - 893 013 рублей 63 копейки.
Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю об отмене решения налоговой инспекции от 11.01.07 г. N 6д1, которая была оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с постановлениями главы администрации Краснодарского края от 17.08.95 г. N 454 и 31.03.95 г. N 189 в 1995 году у ТОО "Янтарь" под казачье поселение изъято 42,31 га земли, в том числе молодых виноградников - 31 га. Администрация г. Новороссийска согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.01.93 г. N 77 и пункта 2 постановления главы администрации Краснодарского края от 17.08.95 г. N 454 обязывалась предоставить обществу земельный участок площадью 42,31 га взамен изъятого.
В связи с тем, что администрация г. Новороссийска не исполнила указанные постановления, общество обратилось с иском в Арбитражный суд Краснодарского края о взыскании убытков за уничтожение виноградников. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.05 по делу N А32-30849/2004-42/710 утверждено мировое соглашение, в котором установлена сумма убытков в размере 25 613 086 рублей, подлежащая уплате администрацией г. Новороссийска с рассрочкой платежа на три года. В 2005 году во исполнение мирового соглашения от администрации г. Новороссийска на расчетный счет общества поступили денежные средства в размере 2 030 038 рублей.
Сделка по передаче земель от общества к администрации г. Новороссийска не оформлена актом приема-передачи земель, обществу не выделен взамен новый участок для закладки виноградников, поэтому поступившие денежные средства, которые должны быть направлены на покрытие затрат по списанию, раскорчевке изъятых виноградников, посадке новых насаждений и по уходу за ними до стадии плодоношения, отражены на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Так как не выделен участок взамен изъятого, ООО "Янтарь" не приступало к раскорчевке старых виноградников и посадке новых.
Объектом обложения налогом на прибыль для российских налогоплательщиков признается прибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (статья 247 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В пункте 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Внереализационные доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета в порядке, установленном статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений главы 25 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Порядок признания доходов налогоплательщиком, применяющим метод начисления, установлен в статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации: доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
Аналогично в главе 25 Кодекса урегулирован вопрос о внереализационных расходах в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в отношении расходов на возмещение причиненного ущерба.
Таким образом, дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения внереализационного дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.
В статье 317 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договоров.
В случае, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. В данном случае убытки в виде упущенной выгоды возникли у общества в результате изъятия земель для государственных и муниципальных нужд согласно постановлениям от 17.08.95 г. N 454 и 31.03.95 г. N 189, что отражено в акте проверки и по существу не оспаривается налоговым органом.
Прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд предусмотрено статьей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в силу названной нормы в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Убытки, причиненные собственнику (землепользователю, землевладельцу) изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в выкупную цену, порядок определения которой непосредственно урегулирован гражданским законодательством.
Довод ООО "Янтарь" о том, что сумма, перечисленная администрацией г. Новороссийска, не является доходом, не может быть принят. В силу п. 8 ч. 3 ст. 39 НК РФ, не признается реализацией товаров, работ или услуг, в частности, изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поступившие на расчетный счет ООО "Янтарь" денежные средства на возмещение убытков за уничтоженные многолетние насаждения следует рассматривать для целей налогообложения как внереализационные доходы, которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Не включение обществом данных средств в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль за 2005 г., повлекло занижение налогооблагаемой базы и занижение налога на прибыль.
Отнесение данных денежных средств к внереализационным доходам, не исключает права общества на учет расходов, связанных с изъятием имущества.
Порядок формирования расходов, связанных с изъятием земель, определен Налоговым кодексом РФ. В частности, согласно п. 1 ст. 252 ПК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В подтверждение понесенных расходов в 2005 г. заявитель представил договор на оказание услуг с ООО "Промстройтехника", платежные поручения и акт выполненных работ, а также Справку Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института по капитальным вложениям на закладку 1 га привитого виноградника (в ценах на 4 кв. 2006 г.). В соответствии с п. 1. ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Согласно ст. 285 НК РФ период по налогу на прибыль признается календарные год. Согласно п. 18 ПБУ-10/99 "Расходы организации" - расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Договор на оказание услуг с ООО "Промстройтехника" от 20.08.2005 г. представленный заявителем, именуется как предварительный, предметом которого является обязанность впоследствии заключить договоры на оказание услуг.
Договор на оказание услуг с ООО "АЛРЭСИНГ" заключен на период с 23.10.2007 г. по 23.10.2008 г., в платежном поручении, справке о стоимости выполненных работ и затрат, счет-фактуре также указан период - 2008 г.
В данном случае рассматривается налоговый период по налогу на прибыль за 2005 г., следовательно, указанные документы не подтверждают расходы, понесенные обществом в проверяемом налоговом периоде.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Янтарь" является сельскохозяйственным производителем и, следовательно, освобождается от налогообложения, не может быть принят, поскольку не соответствует законодательству.
Согласно статье 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ.." налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004-2005 годах - 0 процентов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО "Янтарь" не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем, для целей применения данной нормы права. Согласно статье 1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции. В силу ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно сведениям, изложенным в акте проверки, доля выручки ООО "Янтарь" от реализации сельскохозяйственной продукции в 2005 г. в общей выручке составляет 12 процентов.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о законности решений ИФНС РФ по г. Новороссийску от 11.01.07 г. N 6д1 и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.02.07 г. N 27-13-37-211 в части: доначисления 487 209 рублей налога на прибыль, 52 953 рублей 48 копеек пени; привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 97 442 рубля.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и в силу статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2008 года по делу N А32-7432/2007-56/191-2008-56/23 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Г.ВИНОКУР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)