Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2009 ПО ДЕЛУ N А12-14966/08-С29

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. по делу N А12-14966/08-с29


Резолютивная часть постановления объявлена "13" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичев С.А.,
судей Лыткиной О.В. и Борисовой Т.С.
при ведении протокола председательствующим по делу
при участии в заседании представителя ДООО "Монолит", г. Камышин, Кашириной Н.Б., по доверенности от 22.09.08 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области, г. Камышин
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "10" ноября 2008 года по делу N А12-14966/08-с29 (судья О.В. Афанасенко)
по заявлению ДООО "Монолит", г. Камышин, Волгоградская область
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области, г. Камышин
об обжаловании действий, о признании решения недействительным

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ДООО "Монолит" (далее общество) с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области по отказу в переходе на упрощенную систему налогообложения выраженный в письме от 14 марта 2008 г., признать незаконными действия налогового органа по отказу в принятии декларации по упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев 2008 г., признании незаконными действия налогового органа в направлении уведомления от 11.06.2008 г., признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.08.2008 г., признании недействительным решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 18.09.2008 г., признании недействительным решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках от 18.09.2008 г. N 26497.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2008 года по делу N А12-14966/08-с29 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением инспекция обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2008 года.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 15 ноября 2007 года общество обратилось с заявлением в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 г.
В уведомлении от 11 декабря 2007 года N 108 обществу указано на то, что невозможно применение УСН с 01.01.2008 г так, как не соблюдены требования предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Обществом внесены изменения в учредительные документы и повторно обратилось общество в налоговый орган с заявлением от 10 февраля 2008 года о подтверждении права на переход на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 г.
Налоговым органом отказано в переходе на УСН в связи с тем, что пропущен срок подачи заявления установленного ст. 346.13 НК РФ.
Налоговым органом направлялись уведомления о внесении изменений в налоговую отчетность и необходимости представления отчетности по общей системе налогообложения, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.08.2008 года.
В связи с неисполнением выставленного требования, налоговым органом принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на счетах в банках и приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 18.09.2008 г. N 26497.
Общество не согласилось с вынесенным решением, требованием и действиями налогового органа обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании решения, требования действий незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что действия налогового органа являются незаконными.
Данный вывод Арбитражного суда Волгоградской области, судебная коллегия апелляционной инстанции считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн руб.
В пункте 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Таким образом, в статье 346.12 НК РФ предусмотрены как условие, необходимое для перехода организации на упрощенную систему налогообложения, так и ограничения для применения этой системы налогообложения по субъектному признаку.
В силу пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организация в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщает о размере доходов за девять месяцев текущего года, и также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
По смыслу положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему осуществляется в уведомительном порядке. То есть налогоплательщик направляет в установленный срок свое заявление и с начала следующего календарного года начинает применять упрощенную систему налогообложения. Получения какого-либо подтверждающего документа от налогового органа Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.
При этом, в случае если налогоплательщик начинает применять упрощенную систему налогообложения, несмотря на получение от налогового органа уведомления о невозможности применения этой системы налогообложения, риск неблагоприятных последствий, вызванных неправомерным переходом на упрощенную систему налогообложения, несет именно налогоплательщик. Эти последствия состоят в том, что налоговый орган при проведении выездной проверки (иных мероприятий налогового контроля) имеет право доначислить налоги, которые положено уплачивать при общем режиме налогообложения, и пени за их несвоевременную уплату, а также штрафы за нарушение сроков уплаты налогов и непредставление налоговых деклараций по соответствующим налогам.
В рассматриваемом случае Общество 15.11.2007 представило в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008.
Как видно из материалов дела, Общество не имело за девять месяцев 2007 года доходов от реализации, превышающих 15 млн руб. Это обстоятельство не оспаривается налоговым органом. Таким образом, Обществом выполнено единственное условие для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. При таких обстоятельствах у Инспекции не было законных оснований для отказа Обществу в применении упрощенной системы налогообложения.
Более того, после получения уведомления налогового органа от 11.12.2007 г. N 108 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по причине несоответствия критериям, предусмотренным ст. 346.12 НК РФ (доля непосредственного участия других организаций составляет 25%) налогоплательщик поставил вопрос о внесении изменений в Устав ДВОО "Монолит" соответствующий документ подготовлен 27.12.2007 г. то есть до начала налогового периода.
Таким образом, на 01.01.2008 доля непосредственного участия другой организации в уставном капитале Общества не превышала установленный Налоговым кодексом Российской Федерации размер для применения упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах на 01.01.2008 ограничения, предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ для применения Обществом упрощенной системы налогообложения, отсутствовали, Общество имело право в 2008 году применять указанную систему налогообложения.
В суде апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что в связи с отказом в применении упрощенной системы налогообложения Общество с 01.01.2008 применяет общеустановленную систему налогообложения. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, в апелляционный суд общество представило решение по акту камеральной проверки от 23.12.2008 г. N 14-812 из которого следует, что с 01.01.08 г. организация имеет право на применение упрощенной системы налогообложения.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что Обществом соблюдено условие для применения упрощенной системы налогообложения, ограничения для применения упрощенной системы налогообложения у Общества в 2008 году отсутствовали, а отказ Обществу в применении упрощенной системы налогообложения нарушает его права на самостоятельность выбора организацией применяемого ей режима налогообложения.
Следовательно, оспариваемое уведомление налогового органа не соответствует нормам главы 26.2 НК РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что налоговым органом не представлены документы, подтверждающие обязанность уплаты налогов указанных в требовании.
Также не установлен факт проведения налоговым органом налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства.
Принимая во внимание отсутствие у инспекции доказательств в обоснование доводов, приведенных в апелляционной жалобе, последняя подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "10" ноября 2008 года по делу N А12-14966/08-с29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.С.БОРИСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)