Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-54204/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N А41-54204/12


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Себельдиной Д.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: Федорова Э.А., по доверенности от 28.12.12 г. N 04-05/2912; от ООО "СлавИнвест": Бовкун Е.В. по доверенности от 30.10.12 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2013 года по делу N А41-54204/12, принятое судьей Морхатом П.М. по заявлению ООО "СлавИнвест" к МРИ ФНС России N 1 по Московской области о признании недействительным решения от 21.06.2012 N 2644 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

ООО "СлавИнвест" (далее - "налогоплательщик", "организация", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МРИ ФНС России N 1 по Московской области (далее - "налоговый орган", "инспекция", "заинтересованное лицо") о признании от 21.06.2012 N 2644 О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2013 года по делу N А41-54204/12 требования ООО "СлавИнвест" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 28.03.2013 года по делу N А41-54204/12 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Должностными лицами МРИ ФНС России N 1 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., по результатам которой составлен Акт N 51573 от 16.05.2011 г. и вынесено решение N 2644 от 21.06.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в сумме 201 224,60 рублей; налогоплательщику начислены пени по земельному налогу по состоянию на 21.06.2012 года в сумме 19 965,17 рублей; налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 006 123 рублей; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
10 июля 2012 г. налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Московской области с апелляционной жалобой на решение N 2644 от 21.06.2012 г. в. Решением Управления ФНС России по Московской области N 07-12/073042 от 17.09.2012 г. налогоплательщику отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, Решение МРИ ФНС N 1 по Московской области N 2644 от 21.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и вступило в силу.
Не согласившись с указанными актами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Основанием вынесения решения N 2644 от 21.06.2012 г. явился установленный налоговым органом факт неполной уплаты авансовых платежей по земельному налогу и земельного налога, основанный на неверном, по мнению налогового органа, применении налогоплательщиком налоговой ставки земельного налога: при расчете земельного налога налогоплательщиком применялась ставка 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии с Решением совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 г. (в отношении земельных участков, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в сельском поселении Рыболовское и используемых для сельскохозяйственного производства; а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (представленных) для жилищного строительства.
Между тем, по мнению налогового органа, при расчете земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) подлежала применению ставка 1,3% от кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии с п. 2.7 Решения совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 г., установленная в отношении земельных участков, отнесенных к категории "прочие земельные участки".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 387 Налогового Кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Часть 2 статьи 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
ООО "СлавИнвест" является собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 50:23:50373:27; 50:23:50373:37; 50:23:50373:54; 50:23:50373:67; 50:23:50373:72; 50:23:50373:100; 50:23:50373:113; 50:23:50373:116; 50:23:50373:128; 50:23:50384:45.
Согласно правоустанавливающих документов, категория земель, принадлежащих ООО "СлавИнвест" на праве собственности, определена как земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района установлены Решения совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 г. в зависимости от отнесения земель к той или иной категории с видом разрешенного использования, а также с учетом фактического использования земельных участков.
П. 2.1 Решения совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 г. сформулирован следующим образом: установить на территории сельского поселения налоговые ставки в процентах от налоговой базы в размере 0,3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования сельского поселения Рыболовское и используемых для сельскохозяйственного производства.
П. 2.2 Решения совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 г. сформулирован следующим образом: установить на территории сельского поселения налоговые ставки в процентах от налоговой базы в размере 0,3 процента - в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
П. 2.7 Решения совета депутатов сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области N 7/1 от 30.09.2010 сформулирован следующим образом: установить на территории сельского поселения налоговые ставки в процентах от налоговой базы в размере 1,3 процента - в отношении прочих земельных участков.
Суд первой инстанции указал, что для применения налоговой ставки 0,3% необходимо выполнение одного из двух условий: земли должны быть либо заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), либо быть приобретены (предоставлены) для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, частный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Так, статья 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 предусматривает, что дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Формулировка вида разрешенного пользования, указанная в кадастровых паспортах и свидетельствах о государственной регистрации права в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 50:23:50373:27; 50:23:50373:37; 50:23:50373:54; 50:23:50373:67; 50:23:50373:72; 50:23:50373:100; 50:23:50373:113; 50:23:50373:116; 50:23:50373:128; 50:23:50384:45 - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем - позволяет применять к указанному определению как нормы Жилищного кодекса РФ, так и Федеральный закон N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Вид разрешенного использования земельных участков (для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем) соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что считать жилищным фондом и строительством. Присвоенный вид разрешенного пользования соответствует намерениям собственника земельных участков и фактическому виду использования. В рамках предоставления земли под дачное строительство с правом возведения жилого дома заключены договоры на осуществление работ по устройству объездной дороги на территории, работ по устройству забора, работ по обустройству внутрипоселковых дорог и въездов, работ по обустройству дорожного покрытия, работ по устройству водовыпуска между участками, планировка растительного грунта и иные. Указанные документы, подтверждают, что земли приобретены для жилищного строительства (строительства жилого фонда) и ведется активная работа по их предоставлению под дачные участки с жилыми домами.
В своей апелляционной жалобе инспекция указывает, что земельные участки, принадлежащие ООО "СлавИнвест", хотя и относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", однако не используются собственником для сельскохозяйственного производства, что исключает возможность применения к ним ставки земельного налога в размере 0,3%, для применения которой, при буквальном толковании как норм Налогового кодекса РФ, так и положений Решения совета депутатов N 7/1 от 30.09.2010 г., требуется соблюдение двух условий в совокупности: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования сельского поселения Рыболовское и использование указанных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы в связи со следующим.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", указано, что: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
Налогоплательщиком в материалы дела представлены следующие документы: договор на разработку проекта планировки территории; схема размещения (ситуационный план) территории в системе расселения региона, генеральный план (основной чертеж), схема вертикальной планировки, чертеж перенесения проекта на местность, схема инженерных сетей, пояснительная записка, пояснительная записка к разделу: охрана окружающей среды, пояснительная записка к разделу: перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2009 - 2010 года ставки 1,3% незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Утверждение налогового органа о том, что ставка земельного налога не превышающая 0,3% может применяться только организациями, выполняющими одновременно два существенных условия: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения; земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначением) противоречит Решению Совета депутатов N 7/1 от 30.09.2010.
Данная правовая позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 января 2013 года по делу N А41-22248/12.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2013 года по делу N А41-54204/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)