Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 07.05.2013 N 05-11/004568 Каминский Владимир Александрович;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по городу Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.08.2013 по делу N А32-9839/2013, принятое судьей Ермоловой Н.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие СИРИУС"
к заинтересованному лицу Инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по городу Краснодару
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие СИРИУС" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просило:
- - признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару от 26.02.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328;
- - обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие "СИРИУС", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328;
- - признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару от 26.02.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329;
- - обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие "СИРИУС", на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судом установлено, что внесение изменений в учредительные документы ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" об уставном капитале общества в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук, было произведено обществом в нарушение ст. 12 ФЗ "Об акционерных обществах" в отсутствие зарегистрированного в установленном порядке выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций, в связи с чем соответствующие сведения в ЕГРЮЛ являются недостоверными. Отсутствие в Законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующей порядок аннулирования (исключения) недостоверной записи из ЕГРЮЛ, препятствует регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС". Поскольку единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию. При разрешении данного спора суд исходил из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц. Такое требование подлежит удовлетворению, несмотря на то, что формально налоговый орган действовал правомерно (осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, требуемых Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Указанная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А53-20338/2010.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что обществом не представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации уменьшения размера уставного капитала, в том числе документы, подтверждающие размещение в СМИ публикации об уменьшении уставного капитала. Кроме того, налоговый орган указывает, что регистрация изменений относительно уменьшения уставного капитала может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, заключивших в период действительности записи о размере уставного капитала в 10 000 000 рублей сделки с обществом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" было зарегистрировано при его создании 06.06.1996 г.
В соответствии с п. 5.1 Устава общества 2002 г. уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов общества, и составляет 100 000 (сто тысяч) руб. Уставный капитал Общества состоит из 1 000 именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая.
На внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", оформленном протоколом N 2 от 21.03.2012, было принято решение об увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций в количестве 99 000 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения закрытая подписка среди акционеров, и о внесении соответствующих изменений в устав общества.
Указанные изменения по заявлению общества были зарегистрированы ИФНС России N 3 по г. Краснодару, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись N 2122309011669 от 29.03.2012. Уставный капитал общества составил 10 000 000 руб.
12.12.2012 г. ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" обратилось в Региональное отделение ФСФР России по ЮФО с заявлением N 39 о государственной регистрации дополнительного выпуска 99 000 именных обыкновенных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 100 рублей каждая, размещаемых путем закрытой подписки среди акционеров на основании решения об увеличении уставного капитала общества, принятого внеочередным общим собранием акционеров, оформленным протоколом N 2 от 21.03.2012 г.
Уведомлением от 17.01.2013 N 58-13-Аеу-06/345 Региональное отделение ФСФР России по ЮФО сообщило заявителю - ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" о необходимости предоставления дополнительных документов, а также указало на нарушение эмитентом п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995.
В частности, в уставе ЗАО "АЧ ЭНПП СМРИУС", утвержденном решением общего собрания акционеров от 16.03.2012, протокол N 2, указано, что размер уставного капитала общества составляет 10 000 000 руб., обществом размещены 1 000 акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая, в то время как государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций не была проведена.
Уведомлением от 18.02.2013 N 58-13-АЩ-06/1529 эмиссия ценных бумаг была приостановлена для устранения эмитентом допущенных нарушений.
18.02.2013 г. на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", оформленном протоколом общего собрания акционеров N 5 от 18.02.2013, принято решение об уменьшении уставного капитала общества с 10 000 000 руб. до 100 000 руб., состоящего из 1 000 именных ценных обыкновенных бездокументарных акций, в связи с технической ошибкой и преждевременной регистрацией изменений в устав общества об увеличении уставного капитала, а также в целях исправления противоречивых сведений о размере уставного капитала и устранения нарушения Федерального закона об акционерных обществах.
19.02.2013 г. ЗАО "АЧ ЭНПП СМРИУС" обратилось в ИФНС N 3 по г. Краснодару с заявлениями по форме Р13001 и Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. 26.02.2013 ИФНС России N 3 по г. Краснодару принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328, а также решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329.
Уведомлением от 05.07.2013 N 58-13-НЩ-06/7226 РО ФСФР России в ЮФО отказало ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Поскольку запись в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2122309011669, внесенная регистрирующим органом 29.03.2012, содержит недостоверные сведения об уставном капитале и количестве размещенных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", а также препятствует заявителю произвести государственную регистрацию выпуска указанных акций, ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4, 4.1 ст. 9 вышеуказанного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 5 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Судом установлено, что внесение изменений в учредительные документы ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" об уставном капитале общества в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук было произведено обществом преждевременно в нарушение ст. 12 ФЗ "Об акционерных обществах" в отсутствие зарегистрированного в установленном порядке выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций, в связи с чем соответствующие сведения в ЕГРЮЛ фактически имеют недостоверный характер.
Статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно статьям 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук, при том, что фактически государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций не была произведена, свидетельствует о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений.
Отсутствие в Законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующей порядок аннулирования (исключения) недостоверной записи из ЕГРЮЛ, препятствует регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС".
Поскольку единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию.
При разрешении данного спора суд обоснованно исходил из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, необходимо удовлетворить требование заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Такое требование подлежит удовлетворению, несмотря на формальное соответствие закону действий налогового органа (осуществление регистрации изменений при представлении заявителем всех документов, требуемых Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А53-20338/2010.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа не принимаются судом, поскольку возникшие спорные правоотношения являются по существу результатом преждевременных и ошибочных действий общества по регистрации изменений в сведения об уставном капитале до государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций. В результате запись в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2122309011669, внесенная регистрирующим органом 29.03.2012, содержит недостоверные сведения об уставном капитале и количестве размещенных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", а также препятствует заявителю произвести государственную регистрацию выпуска указанных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС". В связи с чем решение суда фактически направлено на восстановление положения, существовавшего до преждевременной и не соответствующей закону регистрации изменений в сведения об увеличении уставного капитала, с целью предоставления субъекту права возможности реализовать в установленном порядке законное право на выпуск и регистрацию дополнительных акций и произвести дальнейшие необходимые регистрационные действия в соответствии с законом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-9839/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2013 N 15АП-16359/2013 ПО ДЕЛУ N А32-9839/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. N 15АП-16359/2013
Дело N А32-9839/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 07.05.2013 N 05-11/004568 Каминский Владимир Александрович;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по городу Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.08.2013 по делу N А32-9839/2013, принятое судьей Ермоловой Н.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие СИРИУС"
к заинтересованному лицу Инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по городу Краснодару
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие СИРИУС" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просило:
- - признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару от 26.02.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328;
- - обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице - ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие "СИРИУС", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328;
- - признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару от 26.02.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329;
- - обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по г. Краснодару произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ЗАО "Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие "СИРИУС", на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судом установлено, что внесение изменений в учредительные документы ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" об уставном капитале общества в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук, было произведено обществом в нарушение ст. 12 ФЗ "Об акционерных обществах" в отсутствие зарегистрированного в установленном порядке выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций, в связи с чем соответствующие сведения в ЕГРЮЛ являются недостоверными. Отсутствие в Законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующей порядок аннулирования (исключения) недостоверной записи из ЕГРЮЛ, препятствует регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС". Поскольку единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию. При разрешении данного спора суд исходил из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц. Такое требование подлежит удовлетворению, несмотря на то, что формально налоговый орган действовал правомерно (осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, требуемых Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Указанная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А53-20338/2010.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что обществом не представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации уменьшения размера уставного капитала, в том числе документы, подтверждающие размещение в СМИ публикации об уменьшении уставного капитала. Кроме того, налоговый орган указывает, что регистрация изменений относительно уменьшения уставного капитала может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, заключивших в период действительности записи о размере уставного капитала в 10 000 000 рублей сделки с обществом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" было зарегистрировано при его создании 06.06.1996 г.
В соответствии с п. 5.1 Устава общества 2002 г. уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов общества, и составляет 100 000 (сто тысяч) руб. Уставный капитал Общества состоит из 1 000 именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая.
На внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", оформленном протоколом N 2 от 21.03.2012, было принято решение об увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций в количестве 99 000 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения закрытая подписка среди акционеров, и о внесении соответствующих изменений в устав общества.
Указанные изменения по заявлению общества были зарегистрированы ИФНС России N 3 по г. Краснодару, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись N 2122309011669 от 29.03.2012. Уставный капитал общества составил 10 000 000 руб.
12.12.2012 г. ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" обратилось в Региональное отделение ФСФР России по ЮФО с заявлением N 39 о государственной регистрации дополнительного выпуска 99 000 именных обыкновенных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 100 рублей каждая, размещаемых путем закрытой подписки среди акционеров на основании решения об увеличении уставного капитала общества, принятого внеочередным общим собранием акционеров, оформленным протоколом N 2 от 21.03.2012 г.
Уведомлением от 17.01.2013 N 58-13-Аеу-06/345 Региональное отделение ФСФР России по ЮФО сообщило заявителю - ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" о необходимости предоставления дополнительных документов, а также указало на нарушение эмитентом п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995.
В частности, в уставе ЗАО "АЧ ЭНПП СМРИУС", утвержденном решением общего собрания акционеров от 16.03.2012, протокол N 2, указано, что размер уставного капитала общества составляет 10 000 000 руб., обществом размещены 1 000 акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая, в то время как государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций не была проведена.
Уведомлением от 18.02.2013 N 58-13-АЩ-06/1529 эмиссия ценных бумаг была приостановлена для устранения эмитентом допущенных нарушений.
18.02.2013 г. на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", оформленном протоколом общего собрания акционеров N 5 от 18.02.2013, принято решение об уменьшении уставного капитала общества с 10 000 000 руб. до 100 000 руб., состоящего из 1 000 именных ценных обыкновенных бездокументарных акций, в связи с технической ошибкой и преждевременной регистрацией изменений в устав общества об увеличении уставного капитала, а также в целях исправления противоречивых сведений о размере уставного капитала и устранения нарушения Федерального закона об акционерных обществах.
19.02.2013 г. ЗАО "АЧ ЭНПП СМРИУС" обратилось в ИФНС N 3 по г. Краснодару с заявлениями по форме Р13001 и Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. 26.02.2013 ИФНС России N 3 по г. Краснодару принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица, на основании документов полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/328, а также решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании документов, полученных 19.02.2013 вх. N 08-50/329.
Уведомлением от 05.07.2013 N 58-13-НЩ-06/7226 РО ФСФР России в ЮФО отказало ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Поскольку запись в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2122309011669, внесенная регистрирующим органом 29.03.2012, содержит недостоверные сведения об уставном капитале и количестве размещенных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", а также препятствует заявителю произвести государственную регистрацию выпуска указанных акций, ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4, 4.1 ст. 9 вышеуказанного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 5 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Судом установлено, что внесение изменений в учредительные документы ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" об уставном капитале общества в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук было произведено обществом преждевременно в нарушение ст. 12 ФЗ "Об акционерных обществах" в отсутствие зарегистрированного в установленном порядке выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций, в связи с чем соответствующие сведения в ЕГРЮЛ фактически имеют недостоверный характер.
Статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно статьям 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС" в размере 10 000 000 руб. и количестве размещенных акций - 10 000 штук, при том, что фактически государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций не была произведена, свидетельствует о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений.
Отсутствие в Законе N 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующей порядок аннулирования (исключения) недостоверной записи из ЕГРЮЛ, препятствует регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения об уставном капитале ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС".
Поскольку единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, то он не может содержать в себе недостоверную информацию.
При разрешении данного спора суд обоснованно исходил из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, необходимо удовлетворить требование заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Такое требование подлежит удовлетворению, несмотря на формальное соответствие закону действий налогового органа (осуществление регистрации изменений при представлении заявителем всех документов, требуемых Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А53-20338/2010.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа не принимаются судом, поскольку возникшие спорные правоотношения являются по существу результатом преждевременных и ошибочных действий общества по регистрации изменений в сведения об уставном капитале до государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска указанных акций. В результате запись в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 2122309011669, внесенная регистрирующим органом 29.03.2012, содержит недостоверные сведения об уставном капитале и количестве размещенных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", а также препятствует заявителю произвести государственную регистрацию выпуска указанных акций ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС". В связи с чем решение суда фактически направлено на восстановление положения, существовавшего до преждевременной и не соответствующей закону регистрации изменений в сведения об увеличении уставного капитала, с целью предоставления субъекту права возможности реализовать в установленном порядке законное право на выпуск и регистрацию дополнительных акций и произвести дальнейшие необходимые регистрационные действия в соответствии с законом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу N А32-9839/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)