Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2008 ПО ДЕЛУ N А48-1334/07-15

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2008 г. по делу N А48-1334/07-15


Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 05.09.2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.,
при участии:
от налогоплательщика: Тимошевской Е.А., представителя, доверенность N 1 от 09.01.2008 г., удостоверение <...>,
от налогового органа: Кузнецовой Л.В., заместителя начальника отдела, доверенность N 23 от 07.07.2008 г., паспорт <...>, Зеленцева А.А., специалиста 3 разряда, доверенность N 16 от 02.04.2008 г., паспорт <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АПК "Орловская нива" на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года по делу N А48-1334/07-15 (судья Жернов А.А.) по заявлению ОАО "АПК "Орловская Нива" к ИФНС России по Советскому району г. Орла о признании незаконным отказа в возврате налогов и обязании устранить нарушение прав и законных интересов,

установил:

ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Советскому району г. Орла в проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в сумме 128067 руб. 12 коп. в счет уплаты задолженности по этому налогу в территориальный бюджет за 2005 год, в размере 1286156 руб. в счет уплаты пени по налогу на прибыль в территориальный бюджет, и в проведении возврата налога на прибыль, уплаченного в федеральный бюджет, в размере 107003 руб., НДС в сумме 477447 руб., а также об обязании налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в части территориального бюджета в размере 128067 руб. 12 коп. в счет погашения задолженности по уплате того же налога в тот же бюджет за 2005 год, принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 1286156 руб. в счет погашения задолженности по уплате пени по тому же налогу в тот же бюджет и принятия решений о возврате из федерального бюджета суммы налога на прибыль 107003 руб., суммы налога на добавленную стоимость - 477447 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 04.06.2007 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 г. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением ФАС Центрального округа от 18.02.2008 г. решение Арбитражного суда Орловской области от 04.06.2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 г. по делу N А48-1334/07-15 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.
При новом рассмотрении заявитель неоднократно уточнял требования и в окончательной редакции просил признать незаконным отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла по письму исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г. в возврате НДС в сумме 477 447 руб., в возврате налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286156 руб. 00 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. и обязать ИФНС России по Советскому району г. Орла устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" путем:
- - признания исполненной обязанности по уплате налога на прибыль по платежному поручению N 3173 от 18.10.99 г. на сумму 299 000 руб., по платежному поручению 3181 от 19.10.99 г. на сумму 201 055 руб., по платежному поручению N 3119 от 15.10.99 г. на сумму 1 407494 руб., признания исполненной обязанности по уплате НДС по платежному поручению N 3230 от 22.10.99 г. на сумму 603 092 руб.;
- - признать незаконными действия налогового органа по начислению в лицевом счете заявителя 16.11.04 г.: НДС в сумме 477447,60 руб. и в сумме 25 387 руб., а всего НДС в размере 502 834,60 руб., а также пени по НДС в сумме 33421,33 руб. и в сумме 1764,40 руб., а всего пени в размере 35 185,73 руб., налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 102 648,85 руб. и в сумме 4 354,15 руб., а всего в размере 107 003 руб., а также пени в сумме 10 613,89 руб. и в сумме 448,04 руб., а всего пени в размере 11061,93 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 407 494 руб. и в сумме 6 729,12 руб., а всего налога в сумме 1 414 223,12 руб., а также пени в сумме 6 731,31 руб., в сумме 20 892,42 руб. и в сумме 43766,06 руб., а всего пени по налогу в размере 71 389,84 руб.;
- - признать незаконными действия по проведению 16.11.04 г. налоговым органом: зачета недоимки по НДС в размере 502 834,60 руб. в счет имеющейся у заявителя переплаты по НДС по состоянию на 20.10.04 г.; зачета недоимки по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. в счет имеющейся у заявителя переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет по состоянию на 30.10.04 г.; зачета недоимки по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 401 128,50 руб. за счет имеющейся переплаты по налогу на 28.10.04 г. и зачета недоимки по налогу в размере 1 013 094 руб. в счет оплаты заявителем текущих платежей по этому налогу;
- - обязать налоговый орган принять решения: о зачете НДС в сумме 502 834, 60 руб. КБК 18210301000010000160 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по НДС; о зачете налога прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. КБК 18210101011010000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в федеральный бюджет; о зачете суммы налога на прибыль в территориальный бюджет в размере в сумме 1 414 223, 12 руб. КБК 18210101012020000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в территориальный бюджет.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года по делу N А48-1334/07-15 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решения суда первой инстанции ОАО "АПК "Орловская нива" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года по делу N А48-1334/07-15 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 28.08.2008 г. до 04.09.2008 г. (с учетом выходных дней).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения 29.01.2007 г. сверки расчетов с бюджетом за 2005-2006 г.г. ОАО "АПК "Орловская Нива" выявило, что ИФНС России по Советскому району г. Орла отразила в лицевых счетах организации к начислению выведенные из отсрочки суммы налога на добавленную стоимость - 477447 руб. 60 коп., налога на прибыль в части федерального бюджета - 107003 руб., налога на прибыль в части территориального бюджета - 1414223 руб. 12 коп., которые были уплачены в октябре 1999 года через ОРФ АКБ "СБС-Агро", но не зачислены им на счета по учету доходов бюджета.
Принимая во внимание наличие у ОАО "АПК "Орловская Нива" задолженности в указанных суммах, налоговый орган самостоятельно произвел зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты по НДС в сумме 2972207 руб. в счет погашения недоимки по НДС в сумме 477447 руб. 60 коп., зачет переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в счет погашения задолженности по этому же налогу в сумме 1414223 руб. 12 коп., зачет переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 240997 руб. 70 коп. в счет погашения задолженности по налогу на прибыль в части федерального бюджета в сумме 107003 руб.
ОАО "АПК "Орловская Нива", полагая, что обязанность по уплате упомянутых сумм налога на прибыль и НДС им исполнена, а, следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для отражения данных сумм к начислению, направило в ИФНС России по Советскому району г. Орла заявление N 317 от 09.03.2007 г. о возврате ему суммы излишне уплаченного НДС в размере 477447 руб., заявление N 318 от 09.03.2007 г. о зачете переплаты по налогу на прибыль в части территориального бюджета в счет недоимки по данному налогу в сумме 128067 руб. 12 коп. и о возврате на расчетный счет организации излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 1286156 руб., заявление N 319 от 09.03.2007 г. о возврате на его расчетный счет излишне уплаченного налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107003 руб.
Письмом от 16.03.2007 г. N 10-09/04663 ИФНС России по Советскому району г. Орла уведомила налогоплательщика об оставлении данных заявлений без исполнения, поскольку отсутствует переплата по налогу на прибыль в части территориального и федерального бюджетов, а также по НДС. Кроме того, было указано, что уплата данных налогов производилась налогоплательщиком через ОРФ АКБ СБС "Агро" и РД ПСБ "СОТЭФ", которые согласно Приказам Банка России от 10.06.2004 г. N ОД-472 и от 04.03.2004 г. N ОД-107 были исключены из списка государственной регистрации кредитных организаций.
Считая, что отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла в проведении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов по указанным заявлениям не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Повторно рассматривая дело, суд первой инстанции с учетом указаний ФАС ЦО, изложенных в Постановлении по настоящему делу от 18.02.2008 г. установил ряд обстоятельств.
Относительно отсутствия в материалах дела решения о реструктуризации спорных сумм налогов, суд первой инстанции установил, что письмом от 23.08.2001 г. N 06-282 ИМНС России по Советскому району г. Орла разъяснило заявителю право реструктуризировать свою кредиторскую задолженность по налога и сборам, образовавшуюся в результате списания денежных средств с расчетного счета в ОРФ АКБ "СБС-АГРО". Однако, ОАО АПК "Орловская Нива" своим правом на реструктуризацию задолженности не воспользовалось, что подтвердил в судебном заседании ответчик (протокол судебного заседания от 15-16.05.08 г.). Таким образом, решение о реструктуризации сорных сумм налогов не принималось.
Относительно установления факта признания банкротами ОРФ АКБ "СБС-АГРО" и РД ПСБ "СОТЭФ" судом первой инстанции установил следующее.
Доказательств того, кто выступал кредитором по спорным платежам в реестре требований кредиторов банка, стороны не представили, несмотря на определение суда от 15.04.08 г., от 06.05.08 г.
После утверждения арбитражным судом г. Москвы определением от 08.06.01 г. по делу N А40-104/01-105-146 мирового соглашения между ОРФ АКБ "СБС-АГРО", объединением от кредиторов и государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" в рамках условий соглашения в бюджет поступили денежные средства в сумме 58 645, 59 руб. (1/24 от суммы налога на прибыль, перечисленного заявителем по платежному поручению от 15.10.99 г. N 3119).
Это видно из представленного заявителем реестра платежных документов, положенных в картотеку к корреспондентскому счету АКБ "СБС-АГРО" до 17.11.99 г.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.04 г. по делу N А40-2421/03-101-4Б конкурсное производство в отношении ОРФ АКБ "СБС-АГРО" было завершено и требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника считаются погашенными.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов налогового органа о недобросовестности заявителя, выразившейся в том, что, имея расчетные счета в других банках, ОАО "АПК "Орловская Нива" намеренно использовало счет в АКБ "СБС-Агро" для уплаты спорных налогов.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по причине пропуска заявителем 3-х месячного срок подачи заявления, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ и отсутствия уважительных причин для его восстановления, а также по причине пропуска 3-х годичного срока зачета спорных сумм налогов, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело, пришел к выводу о том, что в отношении требования, с которым ОАО "АПК "Орловская Нива" обратилась в арбитражный суд, срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Первоначально ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Советскому району г. Орла в проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в сумме 128067 руб. 12 коп. в счет уплаты задолженности по этому налогу в территориальный бюджет за 2005 год, в размере 1286156 руб. в счет уплаты пени по налогу на прибыль в территориальный бюджет, и в проведении возврата налога на прибыль, уплаченного в федеральный бюджет, в размере 107003 руб., НДС в сумме 477447 руб., а также об обязании налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в части территориального бюджета в размере 128067 руб. 12 коп. в счет погашения задолженности по уплате того же налога в тот же бюджет за 2005 год, принятия решения о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 1286156 руб. в счет погашения задолженности по уплате пени по тому же налогу в тот же бюджет и принятия решений о возврате из федерального бюджета суммы налога на прибыль 107003 руб., суммы налога на добавленную стоимость - 477447 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
При новом рассмотрении заявитель неоднократно уточнял требования и в окончательной редакции просил признать незаконным отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла по письму исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г. в возврате НДС в сумме 477 447 руб., в возврате налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286156 руб. 00 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. и обязать ИФНС России по Советскому району г. Орла устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" путем:
- - признания исполненной обязанности по уплате налога на прибыль по платежному поручению N 3173 от 18.10.99 г. на сумму 299 000 руб., по платежному поручению 3181 от 19.10.99 г. на сумму 201 055 руб., по платежному поручению N 3119 от 15.10.99 г. на сумму 1 407 494 руб., признания исполненной обязанности по уплате НДС по платежному поручению N 3230 от 22.10.99 г. на сумму 603 092 руб.;
- - признать незаконными действия налогового органа по начислению в лицевом счете заявителя 16.11.04 г.: НДС в сумме 477 447,60 руб. и в сумме 25 387 руб., а всего НДС в размере 502 834,60 руб., а также пени по НДС в сумме 33421,33 руб. и в сумме 1764,40 руб., а всего пени в размере 35 185,73 руб., налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 102 648,85 руб. и в сумме 4 354,15 руб., а всего в размере 107 003 руб., а также пени в сумме 10 613,89 руб. и в сумме 448,04 руб., а всего пени в размере 11 061,93 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 407 494 руб. и в сумме 6 729,12 руб., а всего налога в сумме 1 414 223,12 руб., а также пени в сумме 6 731,31 руб., в сумме 20 892,42 руб. и в сумме 43766, 06 руб., а всего пени по налогу в размере 71 389,84 руб.;
- - признать незаконными действия по проведению 16.11.04 г. налоговым органом: зачета недоимки по НДС в размере 502 834,60 руб. в счет имеющейся у заявителя переплаты по НДС по состоянию на 20.10.04 г.; зачета недоимки по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. в счет имеющейся у заявителя переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет по состоянию на 30.10.04 г.; зачета недоимки по налогу на прибыль в территориальный бюджет в размере 401 128,50 руб. за счет имеющейся переплаты по налогу на 28.10.04 г. и зачета недоимки по налогу в размере 1 013 094 руб. в счет оплаты заявителем текущих платежей по этому налогу;
- - обязать налоговый орган принять решения: о зачете НДС в сумме 502 834,60 руб. КБК 18210301000010000160 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по НДС; о зачете налога прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб. КБК 18210101011010000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в федеральный бюджет; о зачете суммы налога на прибыль в территориальный бюджет в размере в сумме 1 414 223,12 руб. КБК 18210101012020000110 в счет предстоящих платежей ОАО АПК "Орловская Нива" по налогу на прибыль в территориальный бюджет.
Отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате НДС в сумме 477 447 руб., в возврате налога на прибыль в территориальный бюджет в размере 1 286156 руб. 00 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб., выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г., по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен налогоплательщиком путем подачи в арбитражный суд заявления в порядке ст. 198 АПК РФ.
Частью 4 указанной статьи предусмотрен трехмесячный срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с подобным заявлением. Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении прав и законных интересов и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин.
Оспариваемый ненормативный правовой акт (отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате налогов, выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г.) издан налоговым органом 16.03.2007 года. Срок на его обжалование не может начать течение ранее даты его издания. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу 10.04.2007 года.
Таким образом, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование отказа ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате налогов, выраженного в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г., налогоплательщиком не пропущен.
То обстоятельство, что о факте непризнания спорных платежей уплаченными Обществу стало известно 06.02.2002 года, не свидетельствует о пропуске срока на обжалование отказа ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате налогов, от 16.03.07 г.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда.
Если налогоплательщик полагает, что решением налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе оспорить такое решение в суде на основании статьи 22 АПК РФ путем предъявления иска о признании недействительным решения государственного органа.
Если же между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм.
Таким образом, момент, когда налогоплательщик узнал о факте непризнания налоговым органом платежей уплаченными, может иметь значение в том случае, если налогоплательщик обратится в арбитражный суд с заявлением о зачете уплаченных сумм.
Как следует из пояснений представителя ОАО АПК "Орловская Нива" существо требований, с которыми налогоплательщик обратился в арбитражный суд, не сводится к установлению в судебном порядке факта уплаты спорных платежей платежными поручениями N 3173 от 18.10.99 г., N 3181 от 19.10.99 г., N 3119 от 15.10.99 г. (налог на прибыль), N 3230 от 22.10.99 г. (НДС) через АКБ "СБС-АГРО", поскольку в отношении себя налогоплательщик всегда считал указанные платежи уплаченными.
ОАО АПК "Орловская Нива" обращаясь в арбитражный суд с настоящим требованием не согласно с тем, что налоговый орган произвел их принудительное взыскание путем зачета производимых налогоплательщиком текущих платежей по налогу на прибыль и НДС в счет уплаты недоимки по налогу на прибыль и НДС, которая образовалась, по мнению налогового органа, в 1999 году ввиду непризнания исполненной обязанности по вышеперечисленным платежным поручениям.
При этом ОАО АПК "Орловская Нива" ссылается как на факт уплаты спорных налогов платежными поручениями N 3173 от 18.10.99 г., N 3181 от 19.10.99 г., N 3119 от 15.10.99 г. (налог на прибыль), N 3230 от 22.10.99 г. (НДС), так и на то, что налоговым органом при проведении зачета уплачиваемых налогоплательщиком текущих платежей по налогу на прибыль и НДС в счет недоимки, срок уплаты которой наступил в 1999 году, пропущены сроки для ее принудительного взыскания, предусмотренные ст. ст. 45, 46, 47 НК РФ.
Таким образом, поскольку налоговый орган произвел зачет имевшейся переплаты и текущих платежей по налогу на прибыль и НДС в счет восстановленной в лицевом счете недоимки, возникшей в связи с непризнанием им исполненной обязанности по уплате налогов по платежным поручениям N 3173 от 18.10.99 г., N 3181 от 19.10.99 г., N 3119 от 15.10.99 г. (налог на прибыль), N 3230 от 22.10.99 г. (НДС) через АКБ "СБС-АГРО", то налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик, давая поручение банку об уплате спорных платежей имел сведения об отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банка, а также должен подтвердить соблюдение сроков принудительного взыскания, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47 НК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "АПК "Орловская Нива" в октябре 1999 г. платежными поручениями N 3173 от 18.10.99 г., N 3181 от 19.10.99 г., N 3119 от 15.10.99 г. (налог на прибыль), N 3230 от 22.10.99 г. уплатило в бюджет налог на прибыль в сумме 1 907 549 руб., НДС в сумме 603 092 руб., а также другие налоги через ОРФ АКБ "СБС-Агро".
Инспекцией была проведена проверка Общества по вопросам признания исполненной обязанности по платежным документам на перечисление платежей в бюджет. 30.05.2001 г. представителю Общества было вручено уведомление N 06-167 о том, что в лицевых счетах ОАО "АПК "Орловская Нива" не отражены денежные средства в сумме 4 076 459 руб. 68 коп., в том числе налог на прибыль в сумме 1 907 549 руб., НДС в сумме 603 092 руб., не зачисленные ОРФ АКБ "СБС-Агро" на счета по учету доходов бюджета. Обществу было предложено погасить имеющуюся недоимку.
Во исполнение Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.1999 г. N АП-3-18/407, в соответствии с которым по денежным средствам, списанным с расчетного счета налогоплательщика, но не поступившим на соответствующий бюджетный счет, решение о признании обязанности по уплате налога налогоплательщиком исполненной на сумму указанных средств принимается исключительно соответствующим решением Комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, решением комиссии УМНС России по Орловской области от 06.02.2002 г. обязанность Общества по уплате налогов через ОРФ АКБ "СБС-Агро" в сумме 3 657 927 руб. 75 коп. исполненной не признана.
Письмом ИМНС России по Советскому району г. Орла от 23.08.2001 г. N 06-282 Обществу разъяснено право реструктурировать свою кредиторскую задолженность по налогам и сборам, образовавшуюся в результате списания денежных средств с расчетного счета в ОРФ АКБ "СБС-Агро". ОАО "АПК "Орловская Нива" правом на реструктуризацию не воспользовалось, поскольку считало исполненной обязанность по уплате налогов.
Суммы налогов, списанные с расчетного счета Общества, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджета по АКБ "СБС-Агро", были выведены Инспекцией из отсрочки, а именно: НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп., налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 107 003 руб., налог на прибыль в территориальный бюджет 1 414 223 руб. 12 коп.
При этом 16.11.2004 г. в лицевых счетах Общества указанные суммы налогов отражены к начислению, в связи с чем размер налоговых обязательств Общества увеличился. Об указанном обстоятельстве Обществу стало известно 29.01.2007 г. в ходе проведения сверки расчетов за 2005-2006 г.г.
Полагая, что обязанность по уплате налога на прибыль в общей сумме 1 521 226 руб. 12 коп. и НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп. Обществом исполнена своевременно, и у Инспекции не имеется оснований для взыскания путем зачета данных сумм, ОАО "АПК "Орловская Нива" 09.03.2007 г. обратилось в Инспекцию со следующими заявлениями.
В заявлении N 317 Общество указало, что 22.11.2004 г. им сдана налоговая декларация по НДС за октябрь 2004 г., в которой заявлен к возврату НДС в сумме 2 972 207 руб. Вместе с тем, данная сумма частично направлена Инспекцией на погашение недоимки по НДС в сумме 477 447 руб., начисленной необоснованно, что, по мнению Общества, свидетельствует об излишней уплате НДС в сумме 477 447 руб. В связи с этим ОАО "АПК "Орловская Нива" просило возвратить сумму излишне уплаченного НДС в сумме 477 447 руб. на расчетный счет Общества.
В заявлении N 318 Общество указало на необоснованное начисление налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 414 223 руб. 12 коп., в счет уплаты которого Инспекцией самостоятельно зачтены суммы налога на прибыль, уплаченные Обществом в 2005 г. В 2006 г. у Общества образовалась недоимка по налогу в сумме 128 067 руб. 12 коп., которая должна быть погашена переплатой по налогу на прибыль, в связи с чем ОАО "АПК "Орловская Нива" просило зачесть переплату по налогу на прибыль в части территориального бюджета в счет недоимки в сумме 128 067 руб. 12 коп. и возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 1 286 156 руб.
Заявлением N 319 Общество просило возвратить на его расчетный счет излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., мотивируя его тем, что на 16.11.2004 г. имелась переплата по налогу в сумме 240 997 руб. 70 коп., образовавшаяся в результате излишней уплаты налога за сентябрь 2004 г., а Инспекцией произведен зачет этой переплаты в счет недоимки в сумме 107 003 руб.
Инспекция письмом от 16.03.2007 г. N 10-09/04663 отказала Обществу в возврате (зачете) указанных сумм налогов, поскольку отсутствует переплата по НДС и налогу на прибыль в федеральный и территориальный бюджеты.
Не согласившись с отказом Инспекции в возврате излишне уплаченных сумм налогов, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) (в редакции, действующей в спорный период) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 24-П от 12.10.1998 г. обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Последующее перечисление налога в бюджет лежит на банке, а налогоплательщик не отвечает за действия других организаций, участвующих в процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Положения названных норм действуют в отношении добросовестного налогоплательщика.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 г. N 138-О разъяснено, что в обязанности налоговых органов входит доказывание недобросовестности налогоплательщиков и банков. Налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Инспекции о недобросовестности Общества, выразившееся в том, что, имея расчетные счета в других банках, ОАО "АПК "Орловская Нива" намеренно использовало счет в АКБ "СБС-Агро", поскольку Общество было вправе распоряжаться денежными средствами, являющегося его собственностью и находящимися на его счетах, по своему усмотрению, поскольку Инспекцией не представлено доказательств того, что у ОАО "АПК "Орловская Нива" имелась возможность уплатить налоги с расчетных счетов в других банках.
Также Инспекция не представила доказательств того, что ОАО "АПК "Орловская Нива" знало или могло знать на момент оплаты спорных налогов о неплатежеспособности АКБ "СБС-Агро".
Довод Инспекции о том, что Общество имело сведения об отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банка является несостоятельным, поскольку Инспекцией не представлено доказательств информированности Общества о наличии у банка проблем на дату направления ему платежных поручений, а также отсутствия у Общества реальной цели исполнения налоговых обязательств.
Ссылки Инспекции на акт налоговой проверки от 05.07.2000 г., решение от 06.02.2002 г., свидетельствующие, по мнению Инспекции, о том, что Общество знало о неплатежеспособности банка, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными поскольку указанные документы не относятся к периоду, в течение которого были перечислены спорные налоги и датированы 2000 г. и 2002 г.
В порядке полномочий, предоставленных ст. 16 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Центральный банк России назначил временную администрацию в ОАО АКБ "СБС-Агро". В соответствии с пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.
Поскольку лицензия на осуществление банковских операций у ОАО АКБ "СБС-Агро" была аннулирована лишь с 17.01.2003 г. (приказ Центрального банка России от 16.01.2003 г. N ОД-16), суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в период осуществления Обществом спорных платежей, ОАО АКБ "СБС-Агро" являлось действующей кредитной организацией, а действия Центрального банка России по назначению временной администрации в ОАО АКБ "СБС-Агро" и введению моратория в период с 18 августа по 17 декабря 1999 года (приказы Центрального банка России от 16.08.1999 г. N ОД-315, от 15.09.1999 г. N ОД-349, от 15.10.1999 г. N ОД-389, от 04.11.1999 г. N ОД-421, от 12.11.1999 г. N ОД-426) были направлены на предупреждение банкротства кредитной организации, ее финансовое оздоровление.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган в установленном порядке не доказал, что обязанность Общества по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 1 414 223 руб. 12 коп. и НДС в сумме 477 447 руб. 60 коп. не является исполненной, в связи с чем имеются основания принудительного для взыскания данных сумм налогов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что ОАО "АПК "Орловская Нива", заявив в налоговой декларации за октябрь 2004 г. НДС к вычету в сумме 2 972 207 руб., вернуло НДС за минусом налога в сумме 477 447 руб., зачтенного Инспекцией в счет уплаты НДС в указанной сумме, восстановленной к уплате 16.11.2004 г.
Излишне уплатив в сентябре 2004 г. налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 240 997 руб. 70 коп., Общество получило право на распоряжение 133 994 руб., поскольку остальная переплата в размере 107 003 руб. была зачтена Инспекцией самостоятельно в счет уплаты недоимки в сумме 107 003 руб., отраженной по лицевому счету по состоянию на 16.11.2004 г.
В отношении налога на прибыль, зачисляемого в территориальный бюджет, судом апелляционной инстанции установлено, что по лицевому счету по состоянию на 16.11.2004 г. у ОАО "АПК "Орловская Нива" числилась переплата по налогу в сумме 401 128,5 руб.
16.11.2004 г. налоговым органом произведено восстановление сумм налога в размере 1 407 494 руб. и 6 729,12 руб..
Числящаяся на 16.11.2004 г. переплата по налогу в сумме 401128,5 руб. зачтена в погашение восстановленных сумм.
Также в погашение восстановленных сумм налоговый орган направил 7790 руб., уплаченных по платежному поручению N 802 от 30.11.2004 г. с назначением платежа - авансовый платеж по налогу на прибыль за 4-й кв. 2004 г. и 1 руб., уплаченный по платежному поручению N 434 от 28.12.2004 г. с назначением платежа - авансовый платеж по налогу на прибыль за 4-й кв. 2004 г. (копии платежных поручений представлены ОАО "АПК "Орловская Нива" и приобщены к материалам дела.
Доказательств проведения зачета в отношении иных сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в территориальный бюджет, ОАО "АПК "Орловская Нива" не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что в погашение восстановленной недоимки в размере 1 407 494 руб., налоговый орган произвел зачет на общую сумму 408 919,5 руб..
Налоговый орган полагает, что при проведении зачета не применяются положения Налогового кодекса о сроках принудительного взыскания.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1, 2, 3, 7 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Из буквального толкования положений указанных правовых норм следует, что имеющаяся у налогоплательщика-организации задолженность по уплате налогов (сборов) и пени может быть взыскана принудительно либо в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ посредством принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, или решения о взыскании задолженности за счет его иного имущества либо на основании решения суда, если указанные ненормативные акты (или один из них) являются недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Анализ ст. 45, п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что зачет не является мерой принудительного исполнения обязанности по уплате налога, а относится к одному из способов ее исполнения. Следовательно, взыскание инспекцией задолженности по налогам (сборам) и пени путем проведения зачета в порядке ст. 78 НК РФ возможно только при условии соблюдения в отношении указанной задолженности порядка и сроков ее принудительного взыскания, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47 НК РФ (Постановление ФАС ЦО от 11.12.2007 г. по делу N А64-7076/06-22.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 5274/06 также указано, что по смыслу пунктов 3, 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Недоимка, в погашение которой налоговый орган путем зачета направил переплату возникла в 1999 году, в связи с чем к моменту проведения зачета 16.11.2004 года истекли как сроки для бесспорного взыскания налога, установленные ст. 46 НК РФ, так и сроки для обращения в арбитражный суд применительно к ст. 48 НК РФ.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган, пропустив указанные сроки не вправе принудительно взыскивать задолженность, в отношении которой, по его мнению, не исполнена обязанность по ее уплате, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Подпунктом 5 пункта 1 ст. 21 НК РФ установлено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В силу п. 2 ст. 22 НК РФ названное право налогоплательщика обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
При этом в соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в отношении сумм налога на прибыль и НДС, а именно: налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп., НДС в сумме 477 447 руб., которые налоговым органом были неправомерно зачтены в счет уплаты налога, обязанность по уплате которого возникла в 1999 году и, по мнению налогового органа, не исполнена, отказ в их возврате (зачете), выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г. является незаконным и не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "АПК "Орловская Нива".
С соответствии с п. 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом в качестве способа устранения допущенных нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать ИФНС России по Советскому району г. Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" и произвести предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по зачету (возврату) НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. с учетом состояния расчетов ОАО "АПК "Орловская Нива" по указанным налогам с соответствующими бюджетами на момент исполнения судебного акта.
Доводы налогового органа о пропуске срока на возврат спорных сумм налогов суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае, как уже отмечалось выше, Обществом не заявлялось требование о возврате либо зачете сумм налогов, уплаченных в 1999 году.
Предметом настоящего спора является отказ налогового органа в зачете (возврате) сумм налогов, которые были уплачены Обществом в последующие налоговые периоды и необоснованно направлены Инспекцией на погашение налоговой обязанности Общества, неисполненной, по мнению Инспекции, в 1999 г.
Расходы по госпошлине в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110, 112 АПК РФ относятся на налоговый орган и подлежат взысканию с него в пользу ОАО "АПК "Орловская Нива".
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.05.2008 года по делу N А48-1334/07-15 изменить.
Признать незаконным выраженный в письме исх. N 10/09/04663 от 16.03.07 г. отказ ИФНС России по Советскому району г. Орла в возврате НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб., как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать ИФНС России по Советскому району г. Орла устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "АПК "Орловская Нива" и произвести предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по зачету (возврату) НДС в сумме 477 447 руб., налога на прибыль в территориальный бюджет в сумме 408 919 руб. 50 коп. и налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 107 003 руб. с учетом состояния расчетов ОАО "АПК "Орловская Нива" по указанным налогам с соответствующими бюджетами на момент исполнения судебного акта.
В остальной части в удовлетворении требований ОАО "АПК "Орловская Нива" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)