Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз": Титанова Ю.А. (доверенность от 22.06.2012 N 197)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2011,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-16889/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз"
(ИНН: 5200000102; ОГРН: 1025203724171)
о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области
(ИНН: 5262034800; ОГРН: 1025203749560),
изложенного в письме от 21.04.2011 N 22-20/317,
и
открытое акционерное общество "Нижегородоблгаз" (далее - Общество, ОАО "Нижегородоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), изложенного в письме от 21.04.2011 N 22-20/317, и выразившегося в идентификации Общества в Статрегистре Росстата ОКФС кодом "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", об обязании Нижегородстата идентифицировать Общество в Статрегистре Росстата ОКФС кодом "49 - Иная смешанная российская собственность".
Решением суда первой инстанции от 17.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.03.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь статью 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 и 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Общество полагает, что с апреля 2008 года в реестре акционеров ОАО "Нижегородоблгаз" Российская Федерация в лице каких-либо уполномоченных органов, федеральных унитарных предприятий или учреждений не значилась. Открытое акционерное общество "Роснефтьгаз" как самостоятельное юридическое лицо, являющееся акционером Общества, не могло быть признано представителем государственной собственности, в связи с чем у Нижегородстата имелись основания для смены кода по ОКФС в отношении ОАО "Нижегородоблгаз". По мнению Общества, необоснованное присвоение ему кода "41" по ОКФС обязывает последнее проводить конкурс по отбору аудитора, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Росстат в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя; надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2010 Общество обратилось в Нижегородстат с заявлением, в котором просило произвести смену в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) присвоенного ему кода "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", представив, в том числе, выписки из реестра акционеров с полным перечнем владельцев ценных бумаг. При этом ОАО "Нижегородоблгаз" исходило из того, что Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2008 N 464 оно было исключено из перечня стратегических предприятий Российской Федерации.
Письмом от 21.04.2011 N 22-20/317 Нижегородстат отказал Обществу в смене кода ОКФС, указав, что 25,5 процента его акций, находившихся в федеральной собственности, были внесены в уставный капитал открытого акционерного общества "Роснефтегаз" (далее - ОАО "Роснефтегаз") в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала; в настоящее время 100 процентов акций ОАО "Роснефтегаз" принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества, которое идентифицировано кодом ОКФС "12 - федеральная собственность".
Полагая, что отказ в смене кода ОКФС не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Положением о статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 N 122, Общероссийским классификатором форм собственности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.1997 N 97, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что идентификация в статрегистре ОАО "Нижегородоблгаз" кодом ОКФС "41" является обоснованной.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) под системой государственной статистики понимается государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 N 122 утверждено Положение о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, согласно которому в процессе учета каждому объекту Статрегистра присваиваются уникальный код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), который сохраняется за организацией на все время осуществления ею хозяйственной деятельности, и коды классификационных признаков, установленные на основе классификаторов технико-экономической информации и позволяющие определить их местонахождение (ОКАТО), (ОКТМО), форму собственности (ОКФС), организационно - правовую форму (ОКОПФ) и др., которые в процессе деятельности организации могут быть изменены.
Учет и достоверность информации о хозяйствующих субъектах в Статрегистре обеспечивается территориальными органами Росстата во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и, в ряде случаев, непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.1997 N 97 утвержден "Общероссийский классификатор форм собственности", который разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20.04.1993 N 47.
При этом ОКФС предназначен для: формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права; решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом; обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации; анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
В соответствии с ОКФС под кодом "41" установлена "Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности".
Согласно пояснениям к позициям смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 2 раздела IV приложения N 1 к названному постановлению объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются предприятия топливно-энергетического комплекса.
Судами установлено, что крупным акционером Общества является ОАО "Роснефтегаз" с пакетом акций в размере 25,535 процента.
Согласно пункту 400.1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 ОАО "Роснефтегаз" является стратегическим предприятием, 100 процентов акций которого находятся в федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2008 N 464 Общество исключено из стратегических предприятий, однако согласно приложению к данному указу акции Общества в количестве 25,5 процента в качестве вклада Российской Федерации были внесены в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз".
Поскольку в уставном капитале Общества среди акционеров, владеющих его акциями, присутствует ОАО "Роснефтегаз", имущество которого находится в федеральной собственности, суды обоснованно посчитали, что Нижегородстат правомерно идентифицировал форму собственности Общества в статрегистре Росстата по коду ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", в связи с чем основания для смены данного кода на код "49 - Иная смешанная российская собственность" у Нижегородстата отсутствовали.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ОАО "Нижегородоблгаз" в материалы дела не представило.
Согласно статье 7 Федерального закона N 282-ФЗ применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с принятой Росстатом методологией идентификация открытых акционерных обществ кодами ОКФС осуществляется на основе представленной данными организациями выписки из реестра акционеров.
Из представленной в материалы дела выписки следует, что Общество имеет форму собственности в статрегистре Росстата по коду ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности".
По сведения Нижегородстата, он ежеквартально получает от Росстата перечень хозяйственных обществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество. В данном перечне присутствует ОАО "Роснефтегаз", 100 процентов акций которого принадлежат Росимуществу.
В рамках обращения Общества с соответствующим заявлением Нижегородстатом по его запросу получен ответ от Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации (ГМЦ Росстата) от 22.04.2011 N 28-902-49/53, в котором сообщалось, что идентификация в Статрегистре Росстата формы собственности Общества кодом ОКФС "41" осуществлена в соответствии с принятой Росстатом методологией, а изменение идентификации в Статрегистре в части изменения кода ОКФС возможно после изменения состава акционеров данного Общества.
Доказательства изменения состава участников Общества в материалах дела отсутствуют, в связи с чем отказ Нижегородстата в смене кода ОФКС является обоснованным.
Ссылка Общества на то, что решение территориального органа Росстата о присвоении кода ОКФС имеет правовые последствия для Общества, несостоятельна, так как идентификация в Статрегистре Общества кодом ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности" не влияет на его коммерческую деятельность; Статрегистр является ведомственной базой данных и ведется исключительно для статистических задач; действующее законодательство не обязывает предприятия представлять сведения из Статрегистра об их идентификации кодом ОКФС по требованию соответствующих органов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение Нижегородстата соответствовало требованиям действующего законодательства и не нарушало прав и законных интересов Общества, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу N А43-16889/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Нижегородоблгаз".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2012 ПО ДЕЛУ N А43-16889/2011
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2012 г. по делу N А43-16889/2011
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз": Титанова Ю.А. (доверенность от 22.06.2012 N 197)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2011,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-16889/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз"
(ИНН: 5200000102; ОГРН: 1025203724171)
о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области
(ИНН: 5262034800; ОГРН: 1025203749560),
изложенного в письме от 21.04.2011 N 22-20/317,
и
установил:
открытое акционерное общество "Нижегородоблгаз" (далее - Общество, ОАО "Нижегородоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), изложенного в письме от 21.04.2011 N 22-20/317, и выразившегося в идентификации Общества в Статрегистре Росстата ОКФС кодом "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", об обязании Нижегородстата идентифицировать Общество в Статрегистре Росстата ОКФС кодом "49 - Иная смешанная российская собственность".
Решением суда первой инстанции от 17.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.03.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь статью 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28 и 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Общество полагает, что с апреля 2008 года в реестре акционеров ОАО "Нижегородоблгаз" Российская Федерация в лице каких-либо уполномоченных органов, федеральных унитарных предприятий или учреждений не значилась. Открытое акционерное общество "Роснефтьгаз" как самостоятельное юридическое лицо, являющееся акционером Общества, не могло быть признано представителем государственной собственности, в связи с чем у Нижегородстата имелись основания для смены кода по ОКФС в отношении ОАО "Нижегородоблгаз". По мнению Общества, необоснованное присвоение ему кода "41" по ОКФС обязывает последнее проводить конкурс по отбору аудитора, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Росстат в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя; надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.04.2010 Общество обратилось в Нижегородстат с заявлением, в котором просило произвести смену в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) присвоенного ему кода "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", представив, в том числе, выписки из реестра акционеров с полным перечнем владельцев ценных бумаг. При этом ОАО "Нижегородоблгаз" исходило из того, что Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2008 N 464 оно было исключено из перечня стратегических предприятий Российской Федерации.
Письмом от 21.04.2011 N 22-20/317 Нижегородстат отказал Обществу в смене кода ОКФС, указав, что 25,5 процента его акций, находившихся в федеральной собственности, были внесены в уставный капитал открытого акционерного общества "Роснефтегаз" (далее - ОАО "Роснефтегаз") в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала; в настоящее время 100 процентов акций ОАО "Роснефтегаз" принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества, которое идентифицировано кодом ОКФС "12 - федеральная собственность".
Полагая, что отказ в смене кода ОКФС не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Положением о статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 N 122, Общероссийским классификатором форм собственности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.1997 N 97, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что идентификация в статрегистре ОАО "Нижегородоблгаз" кодом ОКФС "41" является обоснованной.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) под системой государственной статистики понимается государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 05.08.2005 N 122 утверждено Положение о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, согласно которому в процессе учета каждому объекту Статрегистра присваиваются уникальный код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), который сохраняется за организацией на все время осуществления ею хозяйственной деятельности, и коды классификационных признаков, установленные на основе классификаторов технико-экономической информации и позволяющие определить их местонахождение (ОКАТО), (ОКТМО), форму собственности (ОКФС), организационно - правовую форму (ОКОПФ) и др., которые в процессе деятельности организации могут быть изменены.
Учет и достоверность информации о хозяйствующих субъектах в Статрегистре обеспечивается территориальными органами Росстата во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и, в ряде случаев, непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.1997 N 97 утвержден "Общероссийский классификатор форм собственности", который разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, с учетом практического использования Классификатора форм собственности (КФС), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20.04.1993 N 47.
При этом ОКФС предназначен для: формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права; решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом; обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации; анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
В соответствии с ОКФС под кодом "41" установлена "Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности".
Согласно пояснениям к позициям смешанной российской собственностью с долей федеральной собственности является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности с наличием доли федеральной собственности и отсутствием доли собственности субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 2 раздела IV приложения N 1 к названному постановлению объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются предприятия топливно-энергетического комплекса.
Судами установлено, что крупным акционером Общества является ОАО "Роснефтегаз" с пакетом акций в размере 25,535 процента.
Согласно пункту 400.1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 ОАО "Роснефтегаз" является стратегическим предприятием, 100 процентов акций которого находятся в федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 08.04.2008 N 464 Общество исключено из стратегических предприятий, однако согласно приложению к данному указу акции Общества в количестве 25,5 процента в качестве вклада Российской Федерации были внесены в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз".
Поскольку в уставном капитале Общества среди акционеров, владеющих его акциями, присутствует ОАО "Роснефтегаз", имущество которого находится в федеральной собственности, суды обоснованно посчитали, что Нижегородстат правомерно идентифицировал форму собственности Общества в статрегистре Росстата по коду ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности", в связи с чем основания для смены данного кода на код "49 - Иная смешанная российская собственность" у Нижегородстата отсутствовали.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ОАО "Нижегородоблгаз" в материалы дела не представило.
Согласно статье 7 Федерального закона N 282-ФЗ применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с принятой Росстатом методологией идентификация открытых акционерных обществ кодами ОКФС осуществляется на основе представленной данными организациями выписки из реестра акционеров.
Из представленной в материалы дела выписки следует, что Общество имеет форму собственности в статрегистре Росстата по коду ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности".
По сведения Нижегородстата, он ежеквартально получает от Росстата перечень хозяйственных обществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество. В данном перечне присутствует ОАО "Роснефтегаз", 100 процентов акций которого принадлежат Росимуществу.
В рамках обращения Общества с соответствующим заявлением Нижегородстатом по его запросу получен ответ от Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации (ГМЦ Росстата) от 22.04.2011 N 28-902-49/53, в котором сообщалось, что идентификация в Статрегистре Росстата формы собственности Общества кодом ОКФС "41" осуществлена в соответствии с принятой Росстатом методологией, а изменение идентификации в Статрегистре в части изменения кода ОКФС возможно после изменения состава акционеров данного Общества.
Доказательства изменения состава участников Общества в материалах дела отсутствуют, в связи с чем отказ Нижегородстата в смене кода ОФКС является обоснованным.
Ссылка Общества на то, что решение территориального органа Росстата о присвоении кода ОКФС имеет правовые последствия для Общества, несостоятельна, так как идентификация в Статрегистре Общества кодом ОКФС "41 - Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности" не влияет на его коммерческую деятельность; Статрегистр является ведомственной базой данных и ведется исключительно для статистических задач; действующее законодательство не обязывает предприятия представлять сведения из Статрегистра об их идентификации кодом ОКФС по требованию соответствующих органов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение Нижегородстата соответствовало требованиям действующего законодательства и не нарушало прав и законных интересов Общества, в связи с чем правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу N А43-16889/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородоблгаз" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Нижегородоблгаз".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)