Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Фирсова Д.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 04-06/04-54), рассмотрев 23.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2012 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А05-11379/2012,
установил:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" (местонахождение: 164512, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 57/1; ОГРН 1022900839642; далее - Предприятие, СМУП "Здоровье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (местонахождение: 163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119; ОГРН 1022900516264; далее - Фонд, Отделение) о признании недействительным решения от 08.08.2012 N 15-08/ПТ-141-217 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2012 требования заявителя удовлетворены.
Апелляционный суд постановлением от 06.02.2013 оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 - 2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные им в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить.
Как видно из материалов дела, СМУП "Здоровье" 16.04.2012 представило в Фонд расчет по форме 4-ФСС за 1 квартал 2012 года. По результатам камеральной проверки данного расчета Отделение составило акт от 29.06.2012 N 141-15-217 и приняло решение от 08.08.2012 N 15-08/ПТ-141-217 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Названным решением Предприятию предложено уплатить 49 833 руб. 02 коп. страховых взносов и 941 руб. 84 коп. пеней. Основанием для этого послужил вывод Фонда о занижении СМУП "Здоровье" в проверяемом периоде базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, осуществлявшихся в пользу работников, не имевших права на осуществление фармацевтической деятельности.
Не согласившись с принятым Отделением решением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции признали ошибочным вывод Фонда о том, что аптечная организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, имеет право на применение установленных льготных тарифов только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителя Фонда, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования в размере - 0,0%.
Согласно пункту 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.
Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Материалами дела подтверждается и Фондом не оспаривается, что СМУП "Здоровье" имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Поэтому суды сделали обоснованный вывод о том, что Предприятие является аптечной организацией и осуществляет фармацевтическую деятельность. При этом фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Согласно приведенным выше положениям законодательства фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
В рассматриваемом случае - это начальник АХО, уборщица, заместитель директора по финансовой части, водитель-экспедитор, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, директор, заместитель главного бухгалтера. Однако из материалов дела не следует, что выплаты указанным физическим лицам произведены не в связи с осуществлением СМУП "Здоровье" фармацевтической деятельности.
Ссылка Фонда на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, содержащиеся в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271/2288, правомерно отклонена судами, поскольку письмом от 21.06.2012 N 01-48982/12 Министерство юстиции Российской Федерации сообщило, что данный документ не может применяться в качестве нормативного правового акта, в связи с чем Фонд социального страхования Российской Федерации письмом от 06.12.2012 N 15-03-11/05-16023 отозвал от исполнения письмо от 13.04.2012 N 19-6/3023271/2288.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно признали оспариваемое решение Фонда недействительным.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. Поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А05-11379/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ПАСТУХОВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А05-11379/2012
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А05-11379/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Фирсова Д.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 04-06/04-54), рассмотрев 23.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2012 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А05-11379/2012,
установил:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" (местонахождение: 164512, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 57/1; ОГРН 1022900839642; далее - Предприятие, СМУП "Здоровье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (местонахождение: 163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119; ОГРН 1022900516264; далее - Фонд, Отделение) о признании недействительным решения от 08.08.2012 N 15-08/ПТ-141-217 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2012 требования заявителя удовлетворены.
Апелляционный суд постановлением от 06.02.2013 оставил решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 - 2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные им в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить.
Как видно из материалов дела, СМУП "Здоровье" 16.04.2012 представило в Фонд расчет по форме 4-ФСС за 1 квартал 2012 года. По результатам камеральной проверки данного расчета Отделение составило акт от 29.06.2012 N 141-15-217 и приняло решение от 08.08.2012 N 15-08/ПТ-141-217 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Названным решением Предприятию предложено уплатить 49 833 руб. 02 коп. страховых взносов и 941 руб. 84 коп. пеней. Основанием для этого послужил вывод Фонда о занижении СМУП "Здоровье" в проверяемом периоде базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, осуществлявшихся в пользу работников, не имевших права на осуществление фармацевтической деятельности.
Не согласившись с принятым Отделением решением, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции признали ошибочным вывод Фонда о том, что аптечная организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, имеет право на применение установленных льготных тарифов только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителя Фонда, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования в размере - 0,0%.
Согласно пункту 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.
Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Материалами дела подтверждается и Фондом не оспаривается, что СМУП "Здоровье" имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Поэтому суды сделали обоснованный вывод о том, что Предприятие является аптечной организацией и осуществляет фармацевтическую деятельность. При этом фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Согласно приведенным выше положениям законодательства фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
В рассматриваемом случае - это начальник АХО, уборщица, заместитель директора по финансовой части, водитель-экспедитор, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, директор, заместитель главного бухгалтера. Однако из материалов дела не следует, что выплаты указанным физическим лицам произведены не в связи с осуществлением СМУП "Здоровье" фармацевтической деятельности.
Ссылка Фонда на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, содержащиеся в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271/2288, правомерно отклонена судами, поскольку письмом от 21.06.2012 N 01-48982/12 Министерство юстиции Российской Федерации сообщило, что данный документ не может применяться в качестве нормативного правового акта, в связи с чем Фонд социального страхования Российской Федерации письмом от 06.12.2012 N 15-03-11/05-16023 отозвал от исполнения письмо от 13.04.2012 N 19-6/3023271/2288.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно признали оспариваемое решение Фонда недействительным.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. Поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А05-11379/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ПАСТУХОВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)