Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2007 N 04АП-956/2007 ПО ДЕЛУ N А19-25684/06-50

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2007 г. N 04АП-956/2007

Дело N А19-25684/06-50

Резолютивная часть объявлена 04.04.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 11.04.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стасюк Т.В., судей: Куклина О.А., Бурковой О.Н., при ведении протокола секретарем Цыцыковой Д.В., в отсутствие представителей сторон, рассмотрел жалобу Инспекции ФНС по г. Ангарску Иркутской области на решение арбитражного суда Иркутской области от 22.01.2007 г. по делу N А19-25684/06-50 по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутскэнерго" к Инспекции ФНС по городу Ангарску Иркутской области об обязании осуществить возврат излишне уплаченных пеней по земельному налогу в сумме 12 667,69 руб. (судья Позднякова Н.Г.).

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области об обязании налогового органа осуществить возврат переплаты по пеням по земельному налогу в сумме 12 667 руб. 69 коп.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 22.01.2007 г. заявленные требования Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации были удовлетворены. Суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы г. Ангарску Иркутской области РФ произвести возврат Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго") излишне уплаченных в бюджет пеней по земельному налогу в размере 12 667 руб. 69 коп.
Налоговый орган, не согласившись с указанным решением суда, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на пропуск заявителем трехгодичного срока, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ для возврата переплаты. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что заявителю стало известно об имеющейся переплате по земельному налогу в октябре 2003 г.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу, заявитель считает, что суд правильно применил сроки исковой давности, а налоговый орган не представил доказательств в обоснование того, что об имеющейся переплате заявитель узнал в более поздние сроки. По мнению заявителя, состояние расчетов на 30.09.2003 г. (N 291 от 14.10.2003 г.) не содержит указание на переплату налога в заявленной сумме. При указании в данном документе переплаты в сумме 49 500 руб., заявитель делает вывод, что этот документ не отражает начисление по результатам налоговых проверок уточненных расчетов по земельному налогу за 2000-2001 г.
Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела и заявитель и налоговый орган извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 09203 и 09202.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Заявлением от 25.08.2006 г. б/н, поданным в инспекцию ФНС России по г. Ангарску Иркутской области в пределах трехлетнего срока со дня уплаты пени, ОАО "Иркутскэнерго" просило произвести зачет переплаты по пене в сумме 12 667 руб. 69 коп. по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005 г.) в счет уплаты земельного налога, взимаемого по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, подлежащего зачислению в бюджеты поселений.
Письмом от 04.09.2006 г. N 09-61/21093 инспекция ФНС России по г. Ангарску Иркутской области сообщила налогоплательщику о невозможности произвести зачет, так как переплата по пене по земельному налогу в сумме 12 667 руб. 69 коп. может быть направлена на погашение недоимки по налогам (сборам), а также пени, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумм! пени. Также налогоплательщику было предложено подать заявление на возврат переплаты по пеням.
26.09.2006 г. ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в инспекцию ФНС России по г. Ангарску Иркутской области с заявлением о возврате переплаты пени по земельному налогу в сумме 12 667 руб. 69 коп.
Письмом от 09.10.2006 г. N 09-60/23442 инспекция ФНС России по г. Ангарску Иркутской области отказала ОАО "Иркутскэнерго" в возврате переплаты пени по земельному налогу в сумме 12 667 руб. 69 коп. в связи с истечением трехлетнего срока проведения возврата, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
ОАО "Иркутскэнерго", считая, что пропущенный трехлетний срок для обращения с заявлением в налоговый орган о возврате переплаты по пеням, не исключает права на судебную защиту путем предъявления соответствующего иска в пределах общего срока исковой давности, обратилось в суд с заявлением к инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области об обязании налогового органа возвратить переплату по пеням по земельному налогу в сумме 12 667 руб. 69 коп.
При этом, ОАО "Иркутскэнерго" ссылается, что наличие переплаты подтверждается актом сверки расчетов от 04.10.2006 г. N 1269. О наличии переплаты в сумме 12 667 руб. 69 коп. налогоплательщику стало известно 12.04.2005 г. (акт сверки от 12.04.2005 г. N 1266).
Заявленные требования судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены, учитывая следующее.
Согласно статей 21 и 78 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из Определении Конституционного Суда РФ N 173-0 от 21.06.2001 г., статья 78 Налогового кодекса РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Анализируя указанную норму, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ее направленности не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих
законных интересов. При этом, суд указал: данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета
переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом
случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского
кодекса РФ).
Так, оспариваемое нормативное положение, является составной частью статьи 78 Налогового кодекса РФ и не содержит оснований для ограничения конституционных прав хозяйственных субъектов, в том числе права на судебную защиту.
Переплата по пеням по земельному налогу образовалась в связи с подачей в 2003 г. налогоплательщиком уточненных расчетов по земельному налогу за 2000-2001 г.г. по структурному подразделению ТЭЦ-9.
В связи с подачей уточненных расчетов с доначисленными к уплате суммами земельного налога, налогоплательщиком 24.09.2003 г. по платежному поручению N 106 произведена уплата пеней в сумме 49 500 руб., тогда как необходимо было исчислить и уплатить пени в сумме 35 344 руб. 27 коп.
Как следует из пояснений сторон, по результатам камеральных проверок уточненных расчетов по земельному налогу за 2000-2001 г.г. налоговым органом решений не принималось, что свидетельствует о том, что доначисленные налог и пени были уплачены налогоплательщиком до подачи уточненных расчетов с учетом положений статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Стороны не оспаривают вывод суда о том, что на момент рассмотрения спора в суде размер переплаты по пене по земельному налогу, уплаченной
24.09.2003 г., составляет 12 667 руб. 69 коп.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган, отказывая налогоплательщику в возврате переплаты по пене, уплаченной 24.09.2003 г., действовал правомерно, в рамках предоставленных ему полномочий, поскольку заявление на возврат было подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня уплаты суммы пеней (п. 8 ст. 78 НК РФ), но данное обстоятельство не лишает налогоплательщика права на обращение за судебной защитой его интересов путем предъявления иска о возврате переплаты по пеням из бюджета.
Рассматривая вопрос о правомерности заявленных требований ОАО "Иркутскэнерго" об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченной суммы пеней, суд
первой инстанции обоснованно сослался на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который, рассматривая в Постановлении от 23.08.2005 г. N 5735/05 вопрос о правомерности ссылки суда кассационной инстанции на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 21.06.2001 г. N 173-0, указал, что "в названном определении имеется в виду применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы налога".
Поэтому судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно устанавливалось обстоятельство, указывающее на момент, когда заявителю стало известно о нарушении его права и когда он обратился в суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
12.04.2005 г.производилась сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом. Как следует из акта сверки от 12.04.2005 г. N 1266, подписанного налогоплательщиком и налоговым органом, у ОАО "Иркутскэнерго" имеется переплата по пене по земельному налогу в размере 12 667 руб. 69 коп. Заявитель ссылается на данный акт сверки, как на момент, когда ему стало известно о наличии переплаты по пене по земельному налогу в размере 12 667 руб. 69 коп.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что заявитель знал об имеющейся у него переплате по земельному налогу из справки о состоянии расчетов на 30.09.2003 г., в которой, в графе (недоимка, переплата), значится 49 500 руб.
Судом апелляционной инстанции данный довод заявителя апелляционной жалобы отклоняется, т.к. указывая данную сумму в графе (недоимка, переплата), налоговый орган не уточнил в качестве чего указана эта сумма (в качестве переплаты или в качестве недоимки). Кроме того, этот документ не содержит указание на переплату в заявленной сумме.
Так, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что заявитель правомерно связывает течение трехлетнего срока для возврата из бюджета излишне уплаченных сумм пеней, не с моментом фактической уплаты пени в бюджет (24.09.2003 г.), а с моментом обнаружения им факта переплаты (12.04.2005 г.), поскольку обществом заявлен иск о возврате из бюджета переплаченных сумм пеней, а не о признании действий инспекции незаконными.
С исковым заявлением к налоговой инспекции о возврате излишне уплаченной пени по земельному налогу в размере 12 667 руб. 69 коп. ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в суд 21.11.2006 г.
Установив, что материалами дела подтверждается наличие у ОАО "Иркутскэнерго" излишне уплаченной суммы пеней по земельному налогу и право налогоплательщика на возврат указанной суммы, уплаченной в бюджет, а также то, что возврат излишне уплаченных сумм налога и пени производится специально уполномоченным органом - налоговыми инспекциями, суд первой инстанции обоснованно обязал инспекцию ФНС России по г. Ангарску Иркутской области возвратить ОАО "Иркутскэнерго" излишне уплаченные пени по земельному налогу в размере 12 667 руб. 69 коп.
Так, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2007 г. по делу N А19-25684/06-50.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2007 г. по делу N А19-25684/06-50 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Т.В.СТАСЮК

Судьи
О.Н.БУРКОВА
О.А.КУКЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)