Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2007 ПО ДЕЛУ N А09-5185/07-33

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2007 г. по делу N А09-5185/07-33


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 04.10.2007 г. по делу N А09-5185/07-33 (судья В.В. Халепо)
по заявлению ООО "Общественно-торговый центр"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области
3-е лицо: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Брянской области"
о признании частично недействительным кадастрового плана
при участии:
от заявителя: Машутин В.В. по доверенности,
от ответчика: Лысаков Д.П. по доверенности,
от 3-их лиц: не явились, извещены надлежаще

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-торговый центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по определению и утверждению размера кадастровой оценки земельного участка N 32:28:02 15 21:0001, внесению в Единый государственный реестр земель сведений о кадастровой стоимости земельного участка N 32:28:02 15 21:0001 в размере 151841168,1523 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.10.2007 года требования удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Постановлением Администрации г. Брянска от 26.09.2001 г. N 1371 Обществу предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 31288 кв. м для завершения проектных работ по объектам общественно-торгового центра и начала строительства мини-рынка и платной автостоянки по ул. 2-ая Мичуринская в Володарском районе.
На основании названного Постановления, 26.09.2001 г. между Обществом и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Брянска заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N 17920 сроком на 3 года.
В соответствии с п. 2.3 названного договора размер арендной платы составлял 20 процентов от ставки земельного налога за 1 кв. м первый год, 40 процентов от ставки земельного налога за 1 кв. м второй год, 60 процентов от ставки земельного налога за 1 кв. м третий год.
Дополнительным соглашением от 23.05.2005 г. договор N 17920 от 26.09.2001 г. продлен на 3 года с 01.05.2005 г.
27 декабря 2005 г. Брянской городской администрацией принято Постановление N 4477-п, согласно которому с 01.01.2006 г. арендная плата за землю в городе Брянске исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в пользование на условиях аренды, с применением коэффициента 1,2.
Управлением Обществу выдан кадастровый план земельного участка кадастровый N 32:28:02 15 21:0001 от 18.04.2006 г. N 28/06-06853, согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земли составил 4853,0161 руб. /кв. м, кадастровая стоимость спорного земельного участка площадью 31288 кв. м составила 151841168,1523 руб.
Впоследствии Комитет обратился к Обществу с требованием об оплате арендной платы за пользование земельным участком за 2006-2007 годы, исходя из расчета 1,2% от 1,2 кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании кадастрового плана N 28/06-06853 от 18.04.2006 г.
Не согласившись с действиями Управления по определению и внесению в Единый государственный реестр земель кадастровой стоимости земельного участка N 32:28:02 15 21:0001 в размере 151841168,1523 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
На основании договора от 24.07.2001 г. N 119 работы по государственной кадастровой оценке земель г. Брянска выполнялись открытым акционерным обществом "Брянскземпроект" в соответствии с единой для всей Российской Федерации "Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений", разработанной и утвержденной Росземкадастром 18.10.2000 г.
Результаты кадастровой оценки земель поселений прошли техническую экспертизу в ФКЦ "Земля" и Росземкадастре, согласованы с Администрацией г. Брянска и рассмотрены на межведомственной комиссии, созданной постановлением Администрации Брянской области от 27.04.2001 г. N 183.
Постановлением Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 с приложениями N 1-61 утверждены результаты государственной кадастровой оценки поселений.
На основании удельных показателей, указанных в данном постановлении Администрации Брянской области, была определена кадастровая стоимость конкретных земельных участков, которая отражена в оценочной описи земельных участков, утвержденных Управлением 16.11.2005 г.
В дальнейшем сведения о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 32:28:02 15 21:0001 на основании указанной оценочной описи внесены в государственный земельный кадастр.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление не вправе было руководствоваться Постановлением Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 при определении кадастровой стоимости земельных участков, исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
В силу ст. 60 Устава Брянской области правовые акты органов исполнительной власти области, являющиеся нормативными правовыми актами области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Каких либо доказательств того, что Постановление Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 опубликовано официально для общего сведения, Управлением не представлено, в то время как в силу требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания законности оспариваемых действий возложено на него. Доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление имеется в системах "Гарант" и "Консультант-Плюс", во внимание не принимаются, поскольку названные системы являются информационными и не могут быть расценены как источник официального опубликования нормативных правовых актов.
Кроме того, согласно ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил кадастрового деления территорий Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 г. N 660, в процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе.
Как следует из материалов дела, Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 31288 кв. м кадастровый номер 32:28:02 15 21:0001, где номер 32 означает номер региона, 28 - г. Брянск, 02 - Володарский район города, 15 - массив, 21 - квартал, 0001 - номер участка. Таким образом, находящийся в пользовании заявителя земельный участок находится в 21 квартале Володарского района г. Брянска и имеет порядковый номер в кадастровом квартале 0001. По виду функционального использования земли данный участок относится к землям, находящимся под объектами торговли.
Вместе с тем, в приложении N 57 к постановлению Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30, кадастровый номер квартала (32:28:02 15 21), обозначенный в кадастровом плане, отсутствует.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Управления по определению и утверждению размера кадастровой оценки земельного участка N 32:28:02 15 21:0001, внесению в Единый государственный реестр земель сведений о кадастровой стоимости земельного участка N 32:28:02 15 21:0001 в размере 151841168,1523 руб. являются незаконными, так как основаны на нормативном правовом акте, который не может применяться (как неопубликованный) и не позволяет определить размер удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы Общества в экономической сфере.
В постановлении Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 удельный показатель стоимости земельного участка установлен в размере 4853 руб.
Вместе с тем, Управлением в оценочной описи утвержден размер кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя равного 4853,02 руб., а в кадастровом плане земельного участка значение данного показателя составляет 4853,0161 руб.
Из пояснений Управления и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Брянской области" следует, что в связи с особенностями программного обеспечения в государственный земельный кадастр внесены удельный показатель кадастровой стоимости земель равный 4853,0161 руб., в связи с чем кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 151841168,1523 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости земельного участка, взятый за основу Управлением (4853,0161 руб.), превышает размер кадастровой стоимости земельного участка установленный постановлением Администрации Брянской области от 20.01.2003 г. N 30 (4853 руб.), что в итоге привело к завышению кадастровой стоимости спорного земельного участка, и как следствие, необоснованному увеличению арендной платы, что является нарушением прав и законных интересов Общества в экономической сфере.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необоснованным увеличение размера кадастровой стоимости земель, установленных нормативным правовым актом, исходя из особенностей программного обеспечения и Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, разработанной и утвержденной Росземкадастром 18.10.2000 г., которая нормативным правовым актом не является.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что судом незаконно не привлечена к участию в деле Администрация Брянской области. Согласно ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Признание действий Управления (территориального подразделения органа исполнительной власти РФ) незаконными не может повлечь за собой безусловной обязанности для Администрации Брянской области (органа исполнительной власти субъекта РФ) опубликовать Постановление от 20.01.2003 г. N 30. Кроме того, законность названного постановления предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Доводы жалобы о том, что Обществом пропущен срок обжалования действий органов государственной власти, установленный ст. 198 АПК РФ, во внимание не принимается.
В силу п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Как следует из пояснения представителя Общества, о размере арендной платы и том, что арендная плата за пользование спорным земельным участком исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 151841168,1523 руб., Обществу стало известно в мае 2007 г. в ходе судебного разбирательства по делу N А09-8936/07-19 по иску Брянской городской администрации к Обществу о взыскании 1849029 руб.
Управление полагает, что Обществу стало известно об оспариваемых действиях 18.04.2006 г., то есть с момента получения Проценко В.И. (участника Общества) кадастрового плана земельного участка, что подтверждается записью N 6853 в книге учета выданных сведений.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что Проценко В.И. являлся представителем Общества и вправе был от его имени и по его поручению получать кадастровый план земельного участка, Управлением в суд не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 4 октября 2007 г. по делу N А09-5185/07-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)