Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коматовской Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАХАОН" (ОГРН 1021200760987, ИНН 1215061615), г. Йошкар-Ола,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 по делу N А38-3773/2012, принятое судьей Лабжания Л.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Махаон" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 28.04.2012 N 15-06/21.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Махаон" (далее по тексту - Общество) за период 2008 - 2011 годов.
По результатам проверки составлен акт от 02.04.2012 N 15-06/14 и принято решение от 28.04.2012 N 15-06/21 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 459 586 рублей за неперечисление в установленный срок удержанного налога на доходы физических лиц по КБК 18210102010013000110.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 14.06.2012 N 64 в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в части определения размера штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 08.08.2012 сумма штрафа уменьшена до 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество считает, что определенная решением суда сумма штрафа не соответствует требованиям справедливости и разумности, а также не в полной мере соответствует общественной опасности совершенного налогового правонарушения.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения, неполное выяснение обстоятельств в части определения значимости смягчающих обстоятельств, влияющих на размер налоговой санкции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации Общество признается налоговым агентом и на нем лежит обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки налоговым органом выявлен факт нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах, выразившийся в неправомерном неперечислении в установленный Налоговым кодексом срок удержанного налоговым агентом в период 03.09.2010 по 30.11.2011 налога на доходы физических лиц по КБК 18210102021013000110. В указанный период налоговый агент 12 раз допустил нарушение срока перечисления в федеральный бюджет удержанного налога на 2 - 4 дня. Общая сумма неперечисленного в установленный Налогового кодекса Российской Федерации срок налога на доходы физических лиц составила 4 595 856 рублей 50 копеек.
Согласно статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Инспекцией размер штрафа за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц с учетом смягчающих ответственность обстоятельств определен в размере 459 586 рублей. Факт нарушения установленного срока для перечисления удержанного налога на доходы физических лиц признан налоговым агентом и не оспаривается.
Расчет штрафа судом проверен и признан правильным.
Смягчающими ответственность обстоятельствами налоговыми органами были признаны незначительность нарушения срока, установленного законом для перечисления налоговым агентом удержанного налога, добровольное прекращение нарушения, добросовестность налогоплательщика, тяжелое финансовое положение Общества, признание обществом вины, наличие постоянной переплаты по другим налогам, а также социальную значимость организации (т. 1 л. д. 24 - 33).
По смыслу статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, право признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность действующим налоговым законодательством предоставлено как суду, так и налоговому органу, рассматривающим дело.
Руководствуясь указанными нормами, оценив размер штрафа, назначенного налоговым органом Обществу, а также обстоятельства правонарушения, неумышленный характер и последствия этого нарушения, незначительность нарушения срока, установленного законом для перечисления налоговым агентом удержанного налога, добросовестность налогоплательщика, признание обществом вины, отсутствие неблагоприятных экономических последствий и ущерба для государства, а также социальную значимость организации, учитывая, что налоговое обязательство по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц организацией исполнено в полном объеме, задолженности перед бюджетом не имеется, просрочка перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц составила всего лишь 2 - 4 дня, что не повлекло значительных отрицательных последствий для федерального бюджета, суд первой инстанции снизил сумму штрафа до 100 000 рублей.
Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает. Положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на которые ссылается Общество в апелляционной жалобе, к налоговым правоотношением применено быть не может.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 по делу N А38-3773/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАХАОН" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МАХАОН" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 10.10.2012 N 003511.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2012 ПО ДЕЛУ N А38-3773/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2012 г. по делу N А38-3773/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коматовской Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАХАОН" (ОГРН 1021200760987, ИНН 1215061615), г. Йошкар-Ола,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 по делу N А38-3773/2012, принятое судьей Лабжания Л.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Махаон" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 28.04.2012 N 15-06/21.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Махаон" (далее по тексту - Общество) за период 2008 - 2011 годов.
По результатам проверки составлен акт от 02.04.2012 N 15-06/14 и принято решение от 28.04.2012 N 15-06/21 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 459 586 рублей за неперечисление в установленный срок удержанного налога на доходы физических лиц по КБК 18210102010013000110.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 14.06.2012 N 64 в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в части определения размера штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 08.08.2012 сумма штрафа уменьшена до 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество считает, что определенная решением суда сумма штрафа не соответствует требованиям справедливости и разумности, а также не в полной мере соответствует общественной опасности совершенного налогового правонарушения.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности административного правонарушения, неполное выяснение обстоятельств в части определения значимости смягчающих обстоятельств, влияющих на размер налоговой санкции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации Общество признается налоговым агентом и на нем лежит обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки налоговым органом выявлен факт нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах, выразившийся в неправомерном неперечислении в установленный Налоговым кодексом срок удержанного налоговым агентом в период 03.09.2010 по 30.11.2011 налога на доходы физических лиц по КБК 18210102021013000110. В указанный период налоговый агент 12 раз допустил нарушение срока перечисления в федеральный бюджет удержанного налога на 2 - 4 дня. Общая сумма неперечисленного в установленный Налогового кодекса Российской Федерации срок налога на доходы физических лиц составила 4 595 856 рублей 50 копеек.
Согласно статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Инспекцией размер штрафа за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц с учетом смягчающих ответственность обстоятельств определен в размере 459 586 рублей. Факт нарушения установленного срока для перечисления удержанного налога на доходы физических лиц признан налоговым агентом и не оспаривается.
Расчет штрафа судом проверен и признан правильным.
Смягчающими ответственность обстоятельствами налоговыми органами были признаны незначительность нарушения срока, установленного законом для перечисления налоговым агентом удержанного налога, добровольное прекращение нарушения, добросовестность налогоплательщика, тяжелое финансовое положение Общества, признание обществом вины, наличие постоянной переплаты по другим налогам, а также социальную значимость организации (т. 1 л. д. 24 - 33).
По смыслу статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, право признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность действующим налоговым законодательством предоставлено как суду, так и налоговому органу, рассматривающим дело.
Руководствуясь указанными нормами, оценив размер штрафа, назначенного налоговым органом Обществу, а также обстоятельства правонарушения, неумышленный характер и последствия этого нарушения, незначительность нарушения срока, установленного законом для перечисления налоговым агентом удержанного налога, добросовестность налогоплательщика, признание обществом вины, отсутствие неблагоприятных экономических последствий и ущерба для государства, а также социальную значимость организации, учитывая, что налоговое обязательство по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц организацией исполнено в полном объеме, задолженности перед бюджетом не имеется, просрочка перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц составила всего лишь 2 - 4 дня, что не повлекло значительных отрицательных последствий для федерального бюджета, суд первой инстанции снизил сумму штрафа до 100 000 рублей.
Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает. Положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на которые ссылается Общество в апелляционной жалобе, к налоговым правоотношением применено быть не может.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 по делу N А38-3773/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАХАОН" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МАХАОН" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 10.10.2012 N 003511.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)