Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3385/2013) открытого акционерного общества "Омсктехоптторг", ОГРН 1025500733774, ИНН 5503011590 (далее - ОАО "Омсктехоптторг"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое
по заявлению ОАО "Омсктехоптторг"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области; Управление; заинтересованное лицо),
при участии третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"; третье лицо)
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от Общества - Телипенко Д.М. по доверенности от 25.12.2013, действительной до 31.12.2013 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Губкин Д.А. по доверенности от 13.05.2013, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от Управления - Кузнецова Т.А. по доверенности от 25.12.2012, действительной по 31.12.2013 (удостоверение);
- от третьего лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению, в котором просило:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 212 122 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:0013, на период с 01.01.2007 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 165 243 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 207 650 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:105, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 101 333 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 267 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:103, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 2 125 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 161 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, 40 м южнее относительно здания, имеющего адрес ул. 22 Партсъезда, дом 103 Б с кадастровым номером 55:36:040110:104, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 68 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные Обществом требования удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции и несоответствии их положениям действующего законодательства.
Представитель Управления в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв Управления, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омсктехоптторг" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 10:0013, площадью 212122 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания. строения, местоположение установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 22-го Партсъезда, дом 103А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ N 677944 от 11.02.2008.
В результате межевания данного земельного участка были образованы следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 55:36:040110:103, площадью 4 267+/-23 кв. м, кадастровая стоимость составила 16 338 556,35 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 3829,05 руб.,
- с кадастровым номером 55:36:040110:104, площадью 161+/-5 кв. м, кадастровая стоимость составила 616 477,05 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 8329,05 руб.,
- с кадастровым номером 55:36:040110:105. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.07.2009 площадь земельного участка составила 207650+/-159 кв. м, кадастровая стоимость составила 795 102 232,50 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 8329,05 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040110:105, 55:36:040110:103, 55:36:040110:104 рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Общество обратилось к услугам экспертной организации с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 10:0013 по состоянию на 01.01.2007 и рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040110:105, 55:36:040110:103, 55:36:040110:104 по стоянию на 26.06.2009.
Экспертная организация (ЗАО "АКГ "Развитие бизнес-систем") в результате проведения оценки по определению рыночной стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами (отчет от 17.12.2012 N 12-74656/12) определила рыночную стоимость земельных участков в следующем размере:
- - 55:36:04 01 10:0013 по состоянию на 01.01.2007-165 243 000 руб.;
- - 55:36:040110:105 по стоянию на 26.06.2009-101 333 000 руб.;
- - 55:36:040110:103 по стоянию на 26.06.2009-2 125 000 руб.;
- - 55:36:040110:104 по стоянию на 26.06.2009-68 000 руб.
Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", оценив вышеуказанный отчет от 17.12.2012 N 12-74656/12, установила полное соответствие его содержания и выводов требованиям действующего законодательства.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков с названными кадастровыми номерами, содержавшаяся в государственном кадастре недвижимости, многократно превышала их рыночную стоимость, определенную в упомянутом отчете об оценке, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
07.03.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 3 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в редакции, установленной Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Проанализировав процитированные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Правовая позиция относительно применения норм, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с ней, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, спор, в результате которого судом устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции установлено и из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что 26.06.2011 земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:040110:103, 55:36:040110:104, 55:36:040110:105 присвоен статус аннулированных, что, как обоснованно заключил вывод суд первой инстанции, исключает возможность внесения в государственный кадастр недвижимости в отношении них каких-либо сведений.
Что касается земельного участка с кадастровым номером 55:36:040110:13, то 01.01.2012 в государственный кадастр недвижимости на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 48 192 567 руб. 14 коп. Указанные сведения о кадастровой стоимости в настоящее время являются актуальными, и размер кадастровой стоимости меньше заявленной истцом рыночной стоимости.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N А46-33342/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N А46-33342/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3385/2013) открытого акционерного общества "Омсктехоптторг", ОГРН 1025500733774, ИНН 5503011590 (далее - ОАО "Омсктехоптторг"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое
по заявлению ОАО "Омсктехоптторг"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области; Управление; заинтересованное лицо),
при участии третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"; третье лицо)
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от Общества - Телипенко Д.М. по доверенности от 25.12.2013, действительной до 31.12.2013 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Губкин Д.А. по доверенности от 13.05.2013, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от Управления - Кузнецова Т.А. по доверенности от 25.12.2012, действительной по 31.12.2013 (удостоверение);
- от третьего лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению, в котором просило:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 212 122 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:0013, на период с 01.01.2007 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 165 243 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 207 650 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:105, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 101 333 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 267 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 103 А с кадастровым номером 55:36:040110:103, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 2 125 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 161 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, 40 м южнее относительно здания, имеющего адрес ул. 22 Партсъезда, дом 103 Б с кадастровым номером 55:36:040110:104, на период с 26.06.2009 по 31.12.2011 равной его рыночной стоимости в размере 68 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные Обществом требования удовлетворить.
Податель апелляционной жалобы ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции и несоответствии их положениям действующего законодательства.
Представитель Управления в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв Управления, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омсктехоптторг" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 10:0013, площадью 212122 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания. строения, местоположение установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 22-го Партсъезда, дом 103А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АВ N 677944 от 11.02.2008.
В результате межевания данного земельного участка были образованы следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 55:36:040110:103, площадью 4 267+/-23 кв. м, кадастровая стоимость составила 16 338 556,35 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 3829,05 руб.,
- с кадастровым номером 55:36:040110:104, площадью 161+/-5 кв. м, кадастровая стоимость составила 616 477,05 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 8329,05 руб.,
- с кадастровым номером 55:36:040110:105. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.07.2009 площадь земельного участка составила 207650+/-159 кв. м, кадастровая стоимость составила 795 102 232,50 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м составил 8329,05 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040110:105, 55:36:040110:103, 55:36:040110:104 рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Общество обратилось к услугам экспертной организации с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 10:0013 по состоянию на 01.01.2007 и рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:040110:105, 55:36:040110:103, 55:36:040110:104 по стоянию на 26.06.2009.
Экспертная организация (ЗАО "АКГ "Развитие бизнес-систем") в результате проведения оценки по определению рыночной стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами (отчет от 17.12.2012 N 12-74656/12) определила рыночную стоимость земельных участков в следующем размере:
- - 55:36:04 01 10:0013 по состоянию на 01.01.2007-165 243 000 руб.;
- - 55:36:040110:105 по стоянию на 26.06.2009-101 333 000 руб.;
- - 55:36:040110:103 по стоянию на 26.06.2009-2 125 000 руб.;
- - 55:36:040110:104 по стоянию на 26.06.2009-68 000 руб.
Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", оценив вышеуказанный отчет от 17.12.2012 N 12-74656/12, установила полное соответствие его содержания и выводов требованиям действующего законодательства.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков с названными кадастровыми номерами, содержавшаяся в государственном кадастре недвижимости, многократно превышала их рыночную стоимость, определенную в упомянутом отчете об оценке, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
07.03.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 3 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в редакции, установленной Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Проанализировав процитированные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Правовая позиция относительно применения норм, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с ней, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, спор, в результате которого судом устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции установлено и из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что 26.06.2011 земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:040110:103, 55:36:040110:104, 55:36:040110:105 присвоен статус аннулированных, что, как обоснованно заключил вывод суд первой инстанции, исключает возможность внесения в государственный кадастр недвижимости в отношении них каких-либо сведений.
Что касается земельного участка с кадастровым номером 55:36:040110:13, то 01.01.2012 в государственный кадастр недвижимости на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 48 192 567 руб. 14 коп. Указанные сведения о кадастровой стоимости в настоящее время являются актуальными, и размер кадастровой стоимости меньше заявленной истцом рыночной стоимости.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)