Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 по делу N А25-1464/2012 (судья Шишканов Д.Г.) по заявлению ООО "Рус-фермер" (ОГРН 1100917001481, ИНН 0917016883) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967722, ИНН 0914000772) об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ООО "Рус-фермер" Меремуковой С.Ю. по доверенности от 17.12.12,
установил:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 удовлетворено заявление ООО "Рус-фермер" (далее - заявитель, общество) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) об оспаривании решения от 19.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании принять решение о государственной регистрации ликвидации заявителя. Суд сделал вывод об отсутствии предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) оснований для принятия оспариваемого решения и нарушении в этой связи прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку им выполнены все требования, предъявляемые к процедуре ликвидации.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на несоответствие выводов решения фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, податель жалобы считает, что представление ликвидатором общества в инспекцию сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица только 15.06.2012 (в то время как сообщение о принятом решении опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" еще 18.04.2012) свидетельствует о преднамеренных действиях заявителя по уклонению от проведения мероприятий налогового контроля, в результате которых выявлено неправильное ведение обществом налогового учета и недостоверное отражение налоговых обязательств.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие инспекции, извещенной о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Инспекция направила в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано инспекцией в качестве юридического лица 29.07.2010 за основным государственным регистрационным номером 1100917001481, ему выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 09 N 000567835.
Единственным участником общества Алиевым Х.Х. 09.04.2012 принято решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен Алиев Х.Х.
В "Вестнике государственной регистрации" от 18.04.2012 N 15 (373) было опубликовано сообщение о принятии данного решения и установлении 2 месячного срока для предъявления требований кредиторов.
15.06.2012 в инспекцию направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
Инспекцией 22.06.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены записи о принятии решения о ликвидации заявителя как юридического лица (ГРН 2120917016670), о формировании ликвидационной комиссии (ГРН 2120917016680).
По требованию общества с инспекцией была произведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 14.06.2012, составлен акт N 2433, согласно которому у заявителя установлено наличие задолженности по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 48 216 руб. 84 коп., по пеням по ЕСХН в сумме 810 руб. 03 коп., а также установлен факт наличия у общества переплаты по этому же налогу в сумме 10 915 руб. 69 коп.
Платежными поручениями от 25.06.2012 N N 9, 10 общество произвело уплату в бюджет 37 301 руб. 15 коп. единого сельскохозяйственного налога за 2011 год, 1 000 руб. пени по ЕСХН.
С учетом произведенного инспекцией зачета переплаты по ЕСХН в сумме 10 915 руб. 69 коп. в счет уплаты задолженности по этому же налогу (в деле представлены заявление ликвидатора от 22.06.2012 о проведении зачета и решение инспекции о зачете от 05.07.2012 N 1352) имевшаяся у общества задолженность по налогу и пеням была погашена в полном объеме.
25.06.2012 обществом составлен и сдан в инспекцию промежуточный ликвидационный баланс на указанную дату, не содержащий сведений о наличии задолженности перед кредиторами, в том числе по налогам, сборам, пеням и штрафам.
29.06.2012 инспекцией принято решение N 12-24/125 о проведении выездной налоговой проверки заявителя по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
11.07.2012 инспекция внесла запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в ЕГРЮЛ за ГРН 2120917018957.
Ликвидатором 11.07.2012 составлен ликвидационный баланс, утвержденный решением единственного участника и учредителя общества от 12.07.2012 N 5.
В инспекцию ликвидатором 12.07.2012 были сданы заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение единственного участника заявителя об утверждении ликвидационного баланса, что подтверждается представленной в деле распиской в получении документов.
Решением от 19.07.2012 инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Инспекция указала, что представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражена задолженность по налоговым обязательствам, что признается непредставлением документа.
После вынесения данного решения и обращения заявителя в суд с настоящим заявлением инспекцией обществу направлено уведомление от 10.08.2012 N 12-46/71 о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.
Решением от 28.08.2012 N 469 срок выездной налоговой проверки продлен до 01.10.2012.
Справка о проведенной выездной налоговой проверке составлена инспекцией 26.09.2012, а Акт выездной налоговой проверки - 28.09.2012.
По результатам проверки решением от 06.11.2012 N 120 инспекция доначислила обществу 316 200 руб. налога на прибыль, 22 734 540 руб. налога на добавленную стоимость, 8 052 руб. пени по налогу на прибыль, 2 792 491 руб. пени по НДС, 503 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, и привлекла к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 126 480 руб., по НДС в размере 9 093 816 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 200 руб., по статье 119 НК РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 68 240 руб., по НДС в размере 6 820 362 руб. Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2011 году специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога и необходимости перехода на общий режим налогообложения с учетом того обстоятельства, что доля доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и согласно части 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно положениям статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (пункт 1). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2). Документы, предусмотренные статьей 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3). Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона (пункт 4).
На основании пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, предусмотренных данным Федеральным законом.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 данного Федерального закона.
Согласно статье 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Основания к отказу в государственной регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем соблюдены требования Закона N 129-ФЗ и статей 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предъявляемые к процедуре ликвидации и указал на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку на дату его вынесения инспекции не располагала конкретными сведениями задолженности, установленной впоследствии по результатам выездной налоговой проверки.
Довод инспекции о нарушении заявителем установленного пунктом 5 статьи 5 и пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ 3-х дневного срока направления уведомления о ликвидации юридического лица с момента принятия решения о ликвидации отклонен судом со ссылкой на то, что за данное нарушение постановлением инспекции от 05.07.2012 N 000074/12 ликвидатор Алиев Х.Х. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 5 000 руб. При этом суд указал, что инспекция имела возможность своевременно предъявить претензии с учетом опубликования сообщения о ликвидации 18.04.2012.
Апелляционный суд считает, что такой вывод не учитывает следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии со статьей 49 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ликвидационная комиссия должна исполнить обязанность по уплате налогов.
Наличие у ликвидируемого юридического лица непогашенных требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды влечет обязанность ликвидатора (при наличии указания в ликвидационном балансе на отсутствие у организации имущества, позволяющего погасить данные требования) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом) в силу пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, законодатель установил, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и состояния его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Исходя из смысла приведенных выше норм ГК РФ и Закона N 129-ФЗ, представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс считается непредставленным, а содержащиеся в нем сведения - недостоверными лишь в том случае, когда в этом балансе не учтена существующая на дату его составления задолженность (в том числе по обязательным платежам в бюджет), предъявленная кредитором ликвидируемому юридическому лицу в установленные законом порядке и сроки.
Из материалов дела следует, что общество до инициирования процедуры своей ликвидации согласно уставу занималось сельскохозяйственной деятельностью (растениеводство в сочетании с животноводством по ОКВЭД 01.3).
В соответствии с главой 26.1 раздела VIII. 1 "Специальные налоговые режимы" части второй НК РФ общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Согласно пункту 4 статьи 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Из содержания акта выездной налоговой проверки и решения от 06.11.2012 N 120 видно, что инспекция исчислила общую сумму доходов общества от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год равной 126 303 000 руб. (в том числе: от реализации сельхозпродукции - 56 303 000 руб., иные поступления - 70 000 000 руб.), долю доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) - равной 44,57%.
При этом вся сумма доходов общества за 2011 год, не относящихся к реализации сельхозпродукции, в размере 70 000 000 руб. вытекает из одной сделки - реализации заявителем в адрес ООО "Агропром" оборудования по глубокой переработке (консервации) плодоовощных культур по договору поставки от 06.05.2011 N 9. Факт совершения указанной сделки и получения по ней дохода в размере 70 000 000 руб. заявителем не оспаривается.
Основываясь на этих обстоятельствах, инспекция считает сведения представленного заявителем ликвидационного баланса недостоверными со ссылкой на наличие задолженности по общему режиму налогообложения, установленной в ходе выездной налоговой проверки, проведенной после составления ликвидатором заявителя промежуточного ликвидационного баланса.
В ходе рассмотрения настоящего дела общество свое несогласие с результатами проверки и исчислением инспекцией налогов и пени по общему режиму налогообложения обосновывало тем, что реализация сельскохозяйственного оборудования по договору поставки от 06.05.2011 N 9 носила единовременный и разовый характер, заявитель никогда не занимался реализацией сельхозоборудования на систематической основе. В целях признания заявителя сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, полученные по договору поставки от 06.05.2011 N 9 денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и установления права заявителя на применение специального режима налогообложения, в связи с чем общество в 2011 году не утратило права на применение единого сельскохозяйственного налога.
Суд первой инстанции правильно указал, что изложенные в решении от 06.11.2012 N 120 выводы инспекции о необходимости применения заявителем в 2011 году общего режима налогообложения не входят в предмет доказывания по настоящему делу и могут быть оценены в рамках самостоятельного иска об оспаривании указанного ненормативного правового акта.
Вместе с тем, принимая во внимание, что данное решение принято инспекцией в соответствии с предоставленными Налоговым кодексом Российской Федерации полномочиями (пункт 11 статьи 89), а также, учитывая, что несвоевременность его принятия обусловлена, в том числе и несоблюдением заявителем требований пункта 5 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, апелляционный суд считает преждевременным вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и наличии у инспекции обязанности внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Иной подход означает, что формальное соблюдение положений Закона N 129-ФЗ позволяет произвести государственную регистрацию ликвидации юридического лица при наличии реальной задолженности вопреки требованиям статей 61, 63 ГК РФ, статей 44, 49 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), а в удовлетворении заявления общества следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 по делу N А25-1464/2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Рус-фермер".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Д.А.БЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А25-1464/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N А25-1464/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 по делу N А25-1464/2012 (судья Шишканов Д.Г.) по заявлению ООО "Рус-фермер" (ОГРН 1100917001481, ИНН 0917016883) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967722, ИНН 0914000772) об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ООО "Рус-фермер" Меремуковой С.Ю. по доверенности от 17.12.12,
установил:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 удовлетворено заявление ООО "Рус-фермер" (далее - заявитель, общество) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) об оспаривании решения от 19.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании принять решение о государственной регистрации ликвидации заявителя. Суд сделал вывод об отсутствии предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) оснований для принятия оспариваемого решения и нарушении в этой связи прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку им выполнены все требования, предъявляемые к процедуре ликвидации.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления общества, ссылаясь на несоответствие выводов решения фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, податель жалобы считает, что представление ликвидатором общества в инспекцию сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица только 15.06.2012 (в то время как сообщение о принятом решении опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" еще 18.04.2012) свидетельствует о преднамеренных действиях заявителя по уклонению от проведения мероприятий налогового контроля, в результате которых выявлено неправильное ведение обществом налогового учета и недостоверное отражение налоговых обязательств.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие инспекции, извещенной о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. Инспекция направила в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано инспекцией в качестве юридического лица 29.07.2010 за основным государственным регистрационным номером 1100917001481, ему выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 09 N 000567835.
Единственным участником общества Алиевым Х.Х. 09.04.2012 принято решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен Алиев Х.Х.
В "Вестнике государственной регистрации" от 18.04.2012 N 15 (373) было опубликовано сообщение о принятии данного решения и установлении 2 месячного срока для предъявления требований кредиторов.
15.06.2012 в инспекцию направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
Инспекцией 22.06.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены записи о принятии решения о ликвидации заявителя как юридического лица (ГРН 2120917016670), о формировании ликвидационной комиссии (ГРН 2120917016680).
По требованию общества с инспекцией была произведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 14.06.2012, составлен акт N 2433, согласно которому у заявителя установлено наличие задолженности по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 48 216 руб. 84 коп., по пеням по ЕСХН в сумме 810 руб. 03 коп., а также установлен факт наличия у общества переплаты по этому же налогу в сумме 10 915 руб. 69 коп.
Платежными поручениями от 25.06.2012 N N 9, 10 общество произвело уплату в бюджет 37 301 руб. 15 коп. единого сельскохозяйственного налога за 2011 год, 1 000 руб. пени по ЕСХН.
С учетом произведенного инспекцией зачета переплаты по ЕСХН в сумме 10 915 руб. 69 коп. в счет уплаты задолженности по этому же налогу (в деле представлены заявление ликвидатора от 22.06.2012 о проведении зачета и решение инспекции о зачете от 05.07.2012 N 1352) имевшаяся у общества задолженность по налогу и пеням была погашена в полном объеме.
25.06.2012 обществом составлен и сдан в инспекцию промежуточный ликвидационный баланс на указанную дату, не содержащий сведений о наличии задолженности перед кредиторами, в том числе по налогам, сборам, пеням и штрафам.
29.06.2012 инспекцией принято решение N 12-24/125 о проведении выездной налоговой проверки заявителя по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
11.07.2012 инспекция внесла запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в ЕГРЮЛ за ГРН 2120917018957.
Ликвидатором 11.07.2012 составлен ликвидационный баланс, утвержденный решением единственного участника и учредителя общества от 12.07.2012 N 5.
В инспекцию ликвидатором 12.07.2012 были сданы заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение единственного участника заявителя об утверждении ликвидационного баланса, что подтверждается представленной в деле распиской в получении документов.
Решением от 19.07.2012 инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Инспекция указала, что представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражена задолженность по налоговым обязательствам, что признается непредставлением документа.
После вынесения данного решения и обращения заявителя в суд с настоящим заявлением инспекцией обществу направлено уведомление от 10.08.2012 N 12-46/71 о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.
Решением от 28.08.2012 N 469 срок выездной налоговой проверки продлен до 01.10.2012.
Справка о проведенной выездной налоговой проверке составлена инспекцией 26.09.2012, а Акт выездной налоговой проверки - 28.09.2012.
По результатам проверки решением от 06.11.2012 N 120 инспекция доначислила обществу 316 200 руб. налога на прибыль, 22 734 540 руб. налога на добавленную стоимость, 8 052 руб. пени по налогу на прибыль, 2 792 491 руб. пени по НДС, 503 руб. пени по налогу на доходы физических лиц, и привлекла к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 126 480 руб., по НДС в размере 9 093 816 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 200 руб., по статье 119 НК РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 68 240 руб., по НДС в размере 6 820 362 руб. Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2011 году специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога и необходимости перехода на общий режим налогообложения с учетом того обстоятельства, что доля доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и согласно части 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно положениям статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (пункт 1). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2). Документы, предусмотренные статьей 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3). Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона (пункт 4).
На основании пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, предусмотренных данным Федеральным законом.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 данного Федерального закона.
Согласно статье 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Основания к отказу в государственной регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем соблюдены требования Закона N 129-ФЗ и статей 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предъявляемые к процедуре ликвидации и указал на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку на дату его вынесения инспекции не располагала конкретными сведениями задолженности, установленной впоследствии по результатам выездной налоговой проверки.
Довод инспекции о нарушении заявителем установленного пунктом 5 статьи 5 и пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ 3-х дневного срока направления уведомления о ликвидации юридического лица с момента принятия решения о ликвидации отклонен судом со ссылкой на то, что за данное нарушение постановлением инспекции от 05.07.2012 N 000074/12 ликвидатор Алиев Х.Х. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 5 000 руб. При этом суд указал, что инспекция имела возможность своевременно предъявить претензии с учетом опубликования сообщения о ликвидации 18.04.2012.
Апелляционный суд считает, что такой вывод не учитывает следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии со статьей 49 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ликвидационная комиссия должна исполнить обязанность по уплате налогов.
Наличие у ликвидируемого юридического лица непогашенных требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды влечет обязанность ликвидатора (при наличии указания в ликвидационном балансе на отсутствие у организации имущества, позволяющего погасить данные требования) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом) в силу пункта 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, законодатель установил, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и состояния его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Исходя из смысла приведенных выше норм ГК РФ и Закона N 129-ФЗ, представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс считается непредставленным, а содержащиеся в нем сведения - недостоверными лишь в том случае, когда в этом балансе не учтена существующая на дату его составления задолженность (в том числе по обязательным платежам в бюджет), предъявленная кредитором ликвидируемому юридическому лицу в установленные законом порядке и сроки.
Из материалов дела следует, что общество до инициирования процедуры своей ликвидации согласно уставу занималось сельскохозяйственной деятельностью (растениеводство в сочетании с животноводством по ОКВЭД 01.3).
В соответствии с главой 26.1 раздела VIII. 1 "Специальные налоговые режимы" части второй НК РФ общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Согласно пункту 4 статьи 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Из содержания акта выездной налоговой проверки и решения от 06.11.2012 N 120 видно, что инспекция исчислила общую сумму доходов общества от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год равной 126 303 000 руб. (в том числе: от реализации сельхозпродукции - 56 303 000 руб., иные поступления - 70 000 000 руб.), долю доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) - равной 44,57%.
При этом вся сумма доходов общества за 2011 год, не относящихся к реализации сельхозпродукции, в размере 70 000 000 руб. вытекает из одной сделки - реализации заявителем в адрес ООО "Агропром" оборудования по глубокой переработке (консервации) плодоовощных культур по договору поставки от 06.05.2011 N 9. Факт совершения указанной сделки и получения по ней дохода в размере 70 000 000 руб. заявителем не оспаривается.
Основываясь на этих обстоятельствах, инспекция считает сведения представленного заявителем ликвидационного баланса недостоверными со ссылкой на наличие задолженности по общему режиму налогообложения, установленной в ходе выездной налоговой проверки, проведенной после составления ликвидатором заявителя промежуточного ликвидационного баланса.
В ходе рассмотрения настоящего дела общество свое несогласие с результатами проверки и исчислением инспекцией налогов и пени по общему режиму налогообложения обосновывало тем, что реализация сельскохозяйственного оборудования по договору поставки от 06.05.2011 N 9 носила единовременный и разовый характер, заявитель никогда не занимался реализацией сельхозоборудования на систематической основе. В целях признания заявителя сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, полученные по договору поставки от 06.05.2011 N 9 денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и установления права заявителя на применение специального режима налогообложения, в связи с чем общество в 2011 году не утратило права на применение единого сельскохозяйственного налога.
Суд первой инстанции правильно указал, что изложенные в решении от 06.11.2012 N 120 выводы инспекции о необходимости применения заявителем в 2011 году общего режима налогообложения не входят в предмет доказывания по настоящему делу и могут быть оценены в рамках самостоятельного иска об оспаривании указанного ненормативного правового акта.
Вместе с тем, принимая во внимание, что данное решение принято инспекцией в соответствии с предоставленными Налоговым кодексом Российской Федерации полномочиями (пункт 11 статьи 89), а также, учитывая, что несвоевременность его принятия обусловлена, в том числе и несоблюдением заявителем требований пункта 5 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, апелляционный суд считает преждевременным вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и наличии у инспекции обязанности внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Иной подход означает, что формальное соблюдение положений Закона N 129-ФЗ позволяет произвести государственную регистрацию ликвидации юридического лица при наличии реальной задолженности вопреки требованиям статей 61, 63 ГК РФ, статей 44, 49 НК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), а в удовлетворении заявления общества следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 по делу N А25-1464/2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Рус-фермер".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Д.А.БЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)