Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области, на решение арбитражного суда Читинской области от 01 ноября 2007 года по делу N А78-4738/2007 С3-11/219, принятое судьей Минашкиным Д.Е.,
при участии:
- от заявителя: К., представителя по доверенности от 10.01.2008 г.;
- от заинтересованного лица: не было;
- и
установил:
Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу обратился с требованием о взыскании с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области 655 587,79 руб. обязательных платежей, в том числе:
- - 75072 руб., единого социального налога зачисляемого в Фонд Социального страхования, пени - 23002,42 руб.;
- - 5083,78 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет;
- - 539 722 руб., налог на доходы физических лиц, пени - 12 707, 59 руб.
Основанием заявленных требований является решение налогового органа N 14-31/22 от 29.05.2006 г., требование N 79161 от 07.06.2006 г., требование N 40 от 24.05.2007 г. с учетом решения арбитражного суда Читинской области от 02.05.2007 г. по делу N А78-5785/2006 С2-17/285, определения по делу N А78-5785/2006 С2-17/285 от 04.09.2006 г. "Об обеспечении заявленных требований".
Решением суда первой инстанции 01 ноября 2007 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика 69469 руб., в том числе 380 руб. единого социального налога Фонд Социального страхования за 2005 год, 69089 руб. налог на доходы физических лиц за 2005 год, государственную пошлину в размере 2584,07 руб.
В удовлетворении в остальной части требований заявителю отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством налогоплательщик просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Из апелляционной жалобы предприятия следует, что решение суда от 02.05.2007 г. по делу N А78-5785/2006 С2-17/285 не является основанием для взыскания налога, поскольку таким основанием является решение налогового органа и требование о добровольной уплате налога и пени. Срок обращения налогового органа в суд за взысканием недоимки и пени истек 21 февраля 2007 года (срок по требованию, 60 дней и плюс 6 месяцев), а налоговый орган обратился в суд 17.08.2007 года.
Принимать во внимание принятие обеспечительных мер нет оснований, поскольку было приостановлено взыскание санкций.
Представитель налогового органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в результате действий налогоплательщика выразившееся в принятии по его инициативе судебного акта, Определения Арбитражного суда Читинской области от 04 сентября 2006 года, исполнение решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу N 14-31/22 от 29.05.2006 года было приостановлено, до рассмотрения спора о законности данного акта по существу.
Решением суда от 02 мая 2007 года, решение налогового органа было признано частично несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не пропустил срока для реализации установленного законом срока для обращения в суд за взысканием недоимки и пени, поскольку взыскание недоимки было приостановлено по инициативе самого налогоплательщика, реализовавшего законное право на обеспечение его требований.
Указанная позиция согласуется с позицией изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, давшего оценку сроку давности взыскания санкций, также имеющим природу пресекательного срока.
Из данного Постановления следует, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции, налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции (пункты 1 и 2 статьи 104, пункт 7 статьи 114); кроме того, в суд могут быть обжалованы путем подачи искового заявления акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц (статья 138).
Следовательно, в случае спора между налогоплательщиком и налоговым органом окончательное решение принимает суд, который, рассматривая в установленной законом процедуре дело по существу, решает в том числе вопрос о наличии вины лица в совершении налогового правонарушения и о взыскании суммы налоговой санкции (штрафа). При этом лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда; лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения; обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, не исключающий добровольное согласие налогоплательщика уплатить налоговый штраф, а в случае его несогласия гарантирующий судебное рассмотрение дела по существу, не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы, в том числе право на судебную защиту.
Из статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель избрал трехгодичный срок давности привлечения к налоговой ответственности в качестве универсального срока для всех налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 данного Кодекса, и этот срок не может быть прерван, т.е. не допускается, чтобы его исчисление прерывалось и начиналось бы заново, с самого начала.
Отсутствие такой возможности само по себе не является нарушением Конституции Российской Федерации, поскольку баланс частных и публичных интересов при определении последствий пропуска срока давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений может достигаться иными способами, установленными в правовой системе Российской Федерации, в том числе путем приостановления этого срока.
В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации не вправе подменять законодателя, к компетенции которого относится внесение в действующее налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся приостановления сроков давности. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьями 3, 36 и 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", проверяя конституционность положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл, в том числе в отношении последствий пропуска сроков давности.
Положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в нормативном единстве с пунктом 4 его статьи 109, согласно которому истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, по их смыслу в системе действующего налогового законодательства (в том числе в части, регулирующей исполнение налогоплательщиками налоговой обязанности, процедуры налогового контроля, механизмы возмещения ущерба, нанесенного налогоплательщиком в результате несвоевременной уплаты налога, порядок привлечения к налоговой ответственности) имеют обязывающий характер как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
В связи с этим необходимо учитывать, что система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой прежде всего самим налогоплательщиком. Неправомерные действия налогоплательщика, в том числе такие как отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, препятствующие нормальному ходу налоговой проверки, могут сделать невозможным привлечение к ответственности в связи с истечением срока давности.
Между тем принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности (пропорционального равенства), обусловливая обеспечение одинакового объема юридических гарантий всем налогоплательщикам, применительно к действию нормы о сроках давности по кругу лиц предполагают необходимость дифференцированного подхода к тем налогоплательщикам, которые, противодействуя налоговому контролю и налоговой проверке, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам.
Если же в случае противодействия налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки налоговые санкции не могли бы быть наложены по одной лишь причине истечения трехлетнего срока давности, при том что в действующей системе правового регулирования не допускается возможность их прерывания или приостановления, возникала бы - вопреки принципам юридической ответственности, имеющим общее регулирующее воздействие и обусловливающим действительный смысл и предназначение нормы о сроке давности привлечения к налоговой ответственности, - возможность злоупотребления закрепленным статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации правом не быть привлеченным к налоговой ответственности по истечении срока давности. Налогоплательщик, не представивший необходимые документы в срок и противодействовавший проведению налоговой проверки, что привело к пропуску сроков давности и, следовательно, сделало невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации), получил бы неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такие же деяния, однако не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.
Тем самым в противоречие со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации были бы грубо нарушены принципы равенства всех перед законом и судом и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и вытекающие из них принципы налогообложения, такие как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя, - применительно к реализации мер юридической ответственности за невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, выразившееся в совершении деяний, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налоговых правонарушений; это привело бы также к деформации других принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность и неотвратимость, что в правовом государстве недопустимо. Кроме того, был бы нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации), что в конечном счете означало бы нарушение относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации положения, согласно которому в правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Таким образом, учитывая природу срока давности обращения в суд за взысканием недоимки и пени, суд апелляционной инстанции считает, что законное приостановление исполнения или действия акта налогового органа, который является основанием для взыскания недоимки и пени, не должно ограничивать право налогового органа на реализацию предоставленных ему обязанностей по взысканию недоимки и пени в рамках установленного срока, поскольку, в противном случае, лицо добившееся приостановления исполнения акта налогового органа, получило бы неправомерное преимущество перед теми налогоплательщиками, которые бы совершили такие же деяния, однако не препятствовали законным способом в реализации налоговым органом возложенной на него обязанности по взысканию недоимки и пени.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дал правильную и полную оценку требованиям налогового органа и доводам заявителя, и пришел к обоснованному выводу в оспариваемой части, о законности требований налогового органа.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отнести на заявителя расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., отказав заявителю в уменьшении ее размера, в связи с отсутствием оснований.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Читинской области от "01" ноября 2007 года по делу N А78-4738/2007 С3-11/219 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области (ОГРН 1067538005116, Читинская область Красночикойский район, с.Красный Чикой, ул.Первомайская 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Т.О.ЛЕШУКОВА
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2008 N 04АП-5031/2007 ПО ДЕЛУ N А78-4738/2007
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2008 г. N 04АП-5031/2007
Дело N А78-4738/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области, на решение арбитражного суда Читинской области от 01 ноября 2007 года по делу N А78-4738/2007 С3-11/219, принятое судьей Минашкиным Д.Е.,
при участии:
- от заявителя: К., представителя по доверенности от 10.01.2008 г.;
- от заинтересованного лица: не было;
- и
установил:
Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу обратился с требованием о взыскании с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области 655 587,79 руб. обязательных платежей, в том числе:
- - 75072 руб., единого социального налога зачисляемого в Фонд Социального страхования, пени - 23002,42 руб.;
- - 5083,78 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет;
- - 539 722 руб., налог на доходы физических лиц, пени - 12 707, 59 руб.
Основанием заявленных требований является решение налогового органа N 14-31/22 от 29.05.2006 г., требование N 79161 от 07.06.2006 г., требование N 40 от 24.05.2007 г. с учетом решения арбитражного суда Читинской области от 02.05.2007 г. по делу N А78-5785/2006 С2-17/285, определения по делу N А78-5785/2006 С2-17/285 от 04.09.2006 г. "Об обеспечении заявленных требований".
Решением суда первой инстанции 01 ноября 2007 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика 69469 руб., в том числе 380 руб. единого социального налога Фонд Социального страхования за 2005 год, 69089 руб. налог на доходы физических лиц за 2005 год, государственную пошлину в размере 2584,07 руб.
В удовлетворении в остальной части требований заявителю отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представленным ходатайством налогоплательщик просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Из апелляционной жалобы предприятия следует, что решение суда от 02.05.2007 г. по делу N А78-5785/2006 С2-17/285 не является основанием для взыскания налога, поскольку таким основанием является решение налогового органа и требование о добровольной уплате налога и пени. Срок обращения налогового органа в суд за взысканием недоимки и пени истек 21 февраля 2007 года (срок по требованию, 60 дней и плюс 6 месяцев), а налоговый орган обратился в суд 17.08.2007 года.
Принимать во внимание принятие обеспечительных мер нет оснований, поскольку было приостановлено взыскание санкций.
Представитель налогового органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в результате действий налогоплательщика выразившееся в принятии по его инициативе судебного акта, Определения Арбитражного суда Читинской области от 04 сентября 2006 года, исполнение решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу N 14-31/22 от 29.05.2006 года было приостановлено, до рассмотрения спора о законности данного акта по существу.
Решением суда от 02 мая 2007 года, решение налогового органа было признано частично несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не пропустил срока для реализации установленного законом срока для обращения в суд за взысканием недоимки и пени, поскольку взыскание недоимки было приостановлено по инициативе самого налогоплательщика, реализовавшего законное право на обеспечение его требований.
Указанная позиция согласуется с позицией изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, давшего оценку сроку давности взыскания санкций, также имеющим природу пресекательного срока.
Из данного Постановления следует, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции, налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции (пункты 1 и 2 статьи 104, пункт 7 статьи 114); кроме того, в суд могут быть обжалованы путем подачи искового заявления акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц (статья 138).
Следовательно, в случае спора между налогоплательщиком и налоговым органом окончательное решение принимает суд, который, рассматривая в установленной законом процедуре дело по существу, решает в том числе вопрос о наличии вины лица в совершении налогового правонарушения и о взыскании суммы налоговой санкции (штрафа). При этом лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда; лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения; обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, не исключающий добровольное согласие налогоплательщика уплатить налоговый штраф, а в случае его несогласия гарантирующий судебное рассмотрение дела по существу, не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы, в том числе право на судебную защиту.
Из статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель избрал трехгодичный срок давности привлечения к налоговой ответственности в качестве универсального срока для всех налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 данного Кодекса, и этот срок не может быть прерван, т.е. не допускается, чтобы его исчисление прерывалось и начиналось бы заново, с самого начала.
Отсутствие такой возможности само по себе не является нарушением Конституции Российской Федерации, поскольку баланс частных и публичных интересов при определении последствий пропуска срока давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений может достигаться иными способами, установленными в правовой системе Российской Федерации, в том числе путем приостановления этого срока.
В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации не вправе подменять законодателя, к компетенции которого относится внесение в действующее налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся приостановления сроков давности. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьями 3, 36 и 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", проверяя конституционность положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл, в том числе в отношении последствий пропуска сроков давности.
Положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в нормативном единстве с пунктом 4 его статьи 109, согласно которому истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, по их смыслу в системе действующего налогового законодательства (в том числе в части, регулирующей исполнение налогоплательщиками налоговой обязанности, процедуры налогового контроля, механизмы возмещения ущерба, нанесенного налогоплательщиком в результате несвоевременной уплаты налога, порядок привлечения к налоговой ответственности) имеют обязывающий характер как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
В связи с этим необходимо учитывать, что система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой прежде всего самим налогоплательщиком. Неправомерные действия налогоплательщика, в том числе такие как отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, препятствующие нормальному ходу налоговой проверки, могут сделать невозможным привлечение к ответственности в связи с истечением срока давности.
Между тем принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности (пропорционального равенства), обусловливая обеспечение одинакового объема юридических гарантий всем налогоплательщикам, применительно к действию нормы о сроках давности по кругу лиц предполагают необходимость дифференцированного подхода к тем налогоплательщикам, которые, противодействуя налоговому контролю и налоговой проверке, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам.
Если же в случае противодействия налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки налоговые санкции не могли бы быть наложены по одной лишь причине истечения трехлетнего срока давности, при том что в действующей системе правового регулирования не допускается возможность их прерывания или приостановления, возникала бы - вопреки принципам юридической ответственности, имеющим общее регулирующее воздействие и обусловливающим действительный смысл и предназначение нормы о сроке давности привлечения к налоговой ответственности, - возможность злоупотребления закрепленным статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации правом не быть привлеченным к налоговой ответственности по истечении срока давности. Налогоплательщик, не представивший необходимые документы в срок и противодействовавший проведению налоговой проверки, что привело к пропуску сроков давности и, следовательно, сделало невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации), получил бы неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такие же деяния, однако не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.
Тем самым в противоречие со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации были бы грубо нарушены принципы равенства всех перед законом и судом и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и вытекающие из них принципы налогообложения, такие как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя, - применительно к реализации мер юридической ответственности за невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, выразившееся в совершении деяний, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налоговых правонарушений; это привело бы также к деформации других принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность и неотвратимость, что в правовом государстве недопустимо. Кроме того, был бы нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации), что в конечном счете означало бы нарушение относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации положения, согласно которому в правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Таким образом, учитывая природу срока давности обращения в суд за взысканием недоимки и пени, суд апелляционной инстанции считает, что законное приостановление исполнения или действия акта налогового органа, который является основанием для взыскания недоимки и пени, не должно ограничивать право налогового органа на реализацию предоставленных ему обязанностей по взысканию недоимки и пени в рамках установленного срока, поскольку, в противном случае, лицо добившееся приостановления исполнения акта налогового органа, получило бы неправомерное преимущество перед теми налогоплательщиками, которые бы совершили такие же деяния, однако не препятствовали законным способом в реализации налоговым органом возложенной на него обязанности по взысканию недоимки и пени.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дал правильную и полную оценку требованиям налогового органа и доводам заявителя, и пришел к обоснованному выводу в оспариваемой части, о законности требований налогового органа.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отнести на заявителя расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., отказав заявителю в уменьшении ее размера, в связи с отсутствием оснований.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Читинской области от "01" ноября 2007 года по делу N А78-4738/2007 С3-11/219 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красночикойский аграрно-педагогического колледж" Читинской области (ОГРН 1067538005116, Читинская область Красночикойский район, с.Красный Чикой, ул.Первомайская 1) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Т.О.ЛЕШУКОВА
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)