Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 23 ноября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Атар"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 (судья Котлова Л.И.), принятое
по заявлению ООО "Атар"
к МИФНС России N 3 по Рязанской области
о признании решения N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. недействительным
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Демин С.Н. - ст. спец. (дов. б/н от 13.09.2007 г. - пост.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атар" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России N 3 по Рязанской области о признании решения N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. недействительным.
Решением суда от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направил, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без его участия в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании решения от 27.11.2006 г. N 13-10/264 дсп МИФНС России N 3 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Атар" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов.
В ходе проверки установлено, что Общество в нарушение п. п. 1 п. 2 ст. 171 Налогового Кодекса Российской Федерации включило в налоговые вычеты в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 4 кв. 2003 г., 2 кв., июль 2004 г. суммы налога по счетам-фактурам, полученным от контрагента ООО "Транссервисснаб".
Вывод о неправомерности применения налогового вычета налоговый орган сделал на основании несоответствия счетов-фактур данной организации требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.
Всего выявлена неполная уплата НДС в сумме 272011,36 руб., а также налога на прибыль в сумме 341487,03 руб. в результате неправомерное занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму затрат, связанных с оплатой услуг по устройству асфальтобетонного покрытия от ООО "Транссервисснаб".
По результатам проверки составлен акт N 13-10/12 дсп от 20.04.2007 г., на основании которого налоговый орган принял решение N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. о привлечении ООО "Атар" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налогов и сборов в результате занижения налогооблагаемой базы.
Не согласившись с решением Инспекции Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ИФНС, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. ст. 171, 172 НК РФ, согласно которым условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в общем порядке, являются:
- - факт оплаты товаров (работ, услуг);
- - приобретения товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС, либо товаров (работ, услуг), приобретенных для перепродажи;
- - наличие счетов-фактур;
- - принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.
При этом необходимо соблюдение всех четырех условий в совокупности, а не только одного или нескольких из них.
Более того, для применения вычетов по НДС именно налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. А документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленной суммы налога к вычету.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре в обязательном порядке должно быть указано наименование продавца, его адрес и идентификационный номер. В случае выставления счета-фактуры несуществующим юридическим лицом все указанные реквизиты не соответствуют действительности, а следовательно, счет-фактура содержит недостоверную информацию и не может являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Требования к порядку составления счета-фактуры относится не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Правовые последствия несоблюдения требований п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ определены в п. 2 ст. 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленной покупателю продавцом суммы налога к вычету или возмещению.
В рассматриваемом случае Общество предъявило к вычету сумму НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентом ООО "Транссервисснаб".
Вместе с тем, ИФНС выявлено, и судом исследовано, что сведения о вышеуказанном поставщике в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют, ИНН данной организации недействителен, т.е. имеет структуру, не соответствующую принятому программному алгоритму формирования ИНН и является несуществующим.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ право предъявить покупателю к оплате НДС в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу ст. ст. 11, 143 НК РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ N 319 от 17.05.2002 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, в связи с чем обладает полной информацией обо всех зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектах, а также о ликвидированных и находящихся в процессе ликвидации юридических лиц.
Как следует из п. 3 ст. 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.
Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.
Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 169 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
Между тем, оспаривая выводы налогового органа, ООО "Атар" не представлено доказательств, подтверждающих существование указанного в счетах-фактурах поставщика.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Таким образом, представленные Обществом счета-фактуры, в которых указание на ИНН контрагента не соответствуют действительности, не могут служить основанием для применения налоговых вычетов в сумме 272011,36 руб., поскольку ООО "Транссервисснаб" не может выступать в качестве поставщика услуги и плательщика НДС.
Также апелляционная инстанция находит правильным решение Арбитражного суда Рязанской области в части доначисления налога на прибыль и соответствующих ему пени и штрафов.
ИФНС учтено, что, предъявляя определенные требования к оформлению счетов-фактур для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость, закон не связывает их с порядком исчисления иных налогов, в том числе налогом на прибыль.
Исчисление и уплата налога на прибыль регламентируется исключительно главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских налогоплательщиков признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов; что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из смысла настоящей статьи усматривается, что затраты, понесенные налогоплательщиком, признаются расходами для целей налогообложения только при одновременном соблюдении условий:
- - затраты экономически оправданны;
- - документально подтверждены.
При этом первичные учетные документы принимаются к учету и соответственно подтверждают обоснованность затрат, относимых на расходы по налогу на прибыль, только при наличии обязательных реквизитов, установленных законодателем.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что ООО "Атар" оплатило получение ТМЦ, оприходовало их, отразило по бухгалтерскому учету, т.е. фактически понесло затраты по приобретению товаров. В обоснование произведенных расходов помимо счетов-фактур Обществом представлены книга покупок, акт приема-передачи, журнал учета векселей.
Вместе с тем, в данных документах допущены не просто ошибки, а содержатся недостоверные сведения: идентификационный номер его контрагента является вымышленным, сведения об ООО "Транссервисснаб" в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Незарегистрированная в установленном законом порядке организация не признается участником гражданских правоотношений. Таким образом, первичные бухгалтерские документы, составленные от ее имени, не могут быть приняты в подтверждение расходов налогоплательщика. Кроме того, документы, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", но выполненные незарегистрированной в установленном законом порядке организацией, не отвечают критерию допустимости при подтверждении расходов еще и потому, что будут содержать недостоверную информацию об организации, то есть по своей сути не должны признаваться достоверными документами.
Соответственно, при представлении в качестве документального подтверждения затрат документов, которые ставят под сомнение достоверность хозяйственной операции, такие затраты не могут быть учтены в качестве расходов для исчисления налога на прибыль.
Право же налогоплательщика на уменьшение полученных доходов в целях обложения налогом на прибыль на величину произведенных расходов, непосредственно зависит от представления им соответствующих документов, подтверждающих затраты.
При таких обстоятельствах вывод первой инстанции о том, что представленными ООО "Атар" документами достоверно не подтверждаются его расходы на приобретение услуг у ООО "Транссервисснаб", является обоснованным.
При выяснении вопроса о правомерности взыскании штрафных санкций по ст. 122 НК РФ суд приходит к выводу, что их расчет произведен налоговым органом правильно с учетом состояния лицевого счета (имеющейся переплаты), а также с учетом того обстоятельства, что непринятие суммы налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль не привело к автоматическому образованию недоимки на те же суммы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение суда первой инстанции от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2007 ПО ДЕЛУ N А54-2809/2007-С21
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21
Резолютивная часть объявлена 23 ноября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Атар"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 (судья Котлова Л.И.), принятое
по заявлению ООО "Атар"
к МИФНС России N 3 по Рязанской области
о признании решения N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. недействительным
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: Демин С.Н. - ст. спец. (дов. б/н от 13.09.2007 г. - пост.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атар" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России N 3 по Рязанской области о признании решения N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. недействительным.
Решением суда от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направил, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без его участия в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании решения от 27.11.2006 г. N 13-10/264 дсп МИФНС России N 3 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Атар" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов.
В ходе проверки установлено, что Общество в нарушение п. п. 1 п. 2 ст. 171 Налогового Кодекса Российской Федерации включило в налоговые вычеты в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 4 кв. 2003 г., 2 кв., июль 2004 г. суммы налога по счетам-фактурам, полученным от контрагента ООО "Транссервисснаб".
Вывод о неправомерности применения налогового вычета налоговый орган сделал на основании несоответствия счетов-фактур данной организации требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.
Всего выявлена неполная уплата НДС в сумме 272011,36 руб., а также налога на прибыль в сумме 341487,03 руб. в результате неправомерное занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму затрат, связанных с оплатой услуг по устройству асфальтобетонного покрытия от ООО "Транссервисснаб".
По результатам проверки составлен акт N 13-10/12 дсп от 20.04.2007 г., на основании которого налоговый орган принял решение N 13-10/16 дсп от 28.05.2007 г. о привлечении ООО "Атар" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налогов и сборов в результате занижения налогооблагаемой базы.
Не согласившись с решением Инспекции Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ИФНС, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. ст. 171, 172 НК РФ, согласно которым условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в общем порядке, являются:
- - факт оплаты товаров (работ, услуг);
- - приобретения товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС, либо товаров (работ, услуг), приобретенных для перепродажи;
- - наличие счетов-фактур;
- - принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.
При этом необходимо соблюдение всех четырех условий в совокупности, а не только одного или нескольких из них.
Более того, для применения вычетов по НДС именно налогоплательщик обязан доказать правомерность своих требований. А документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленной суммы налога к вычету.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре в обязательном порядке должно быть указано наименование продавца, его адрес и идентификационный номер. В случае выставления счета-фактуры несуществующим юридическим лицом все указанные реквизиты не соответствуют действительности, а следовательно, счет-фактура содержит недостоверную информацию и не может являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Требования к порядку составления счета-фактуры относится не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Правовые последствия несоблюдения требований п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ определены в п. 2 ст. 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленной покупателю продавцом суммы налога к вычету или возмещению.
В рассматриваемом случае Общество предъявило к вычету сумму НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентом ООО "Транссервисснаб".
Вместе с тем, ИФНС выявлено, и судом исследовано, что сведения о вышеуказанном поставщике в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц отсутствуют, ИНН данной организации недействителен, т.е. имеет структуру, не соответствующую принятому программному алгоритму формирования ИНН и является несуществующим.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ право предъявить покупателю к оплате НДС в составе стоимости реализованного товара предоставлено только налогоплательщикам, к которым в силу ст. ст. 11, 143 НК РФ относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ N 319 от 17.05.2002 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, в связи с чем обладает полной информацией обо всех зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектах, а также о ликвидированных и находящихся в процессе ликвидации юридических лиц.
Как следует из п. 3 ст. 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.
Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.
Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 169 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
Между тем, оспаривая выводы налогового органа, ООО "Атар" не представлено доказательств, подтверждающих существование указанного в счетах-фактурах поставщика.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Таким образом, представленные Обществом счета-фактуры, в которых указание на ИНН контрагента не соответствуют действительности, не могут служить основанием для применения налоговых вычетов в сумме 272011,36 руб., поскольку ООО "Транссервисснаб" не может выступать в качестве поставщика услуги и плательщика НДС.
Также апелляционная инстанция находит правильным решение Арбитражного суда Рязанской области в части доначисления налога на прибыль и соответствующих ему пени и штрафов.
ИФНС учтено, что, предъявляя определенные требования к оформлению счетов-фактур для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость, закон не связывает их с порядком исчисления иных налогов, в том числе налогом на прибыль.
Исчисление и уплата налога на прибыль регламентируется исключительно главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских налогоплательщиков признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов; что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из смысла настоящей статьи усматривается, что затраты, понесенные налогоплательщиком, признаются расходами для целей налогообложения только при одновременном соблюдении условий:
- - затраты экономически оправданны;
- - документально подтверждены.
При этом первичные учетные документы принимаются к учету и соответственно подтверждают обоснованность затрат, относимых на расходы по налогу на прибыль, только при наличии обязательных реквизитов, установленных законодателем.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что ООО "Атар" оплатило получение ТМЦ, оприходовало их, отразило по бухгалтерскому учету, т.е. фактически понесло затраты по приобретению товаров. В обоснование произведенных расходов помимо счетов-фактур Обществом представлены книга покупок, акт приема-передачи, журнал учета векселей.
Вместе с тем, в данных документах допущены не просто ошибки, а содержатся недостоверные сведения: идентификационный номер его контрагента является вымышленным, сведения об ООО "Транссервисснаб" в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Незарегистрированная в установленном законом порядке организация не признается участником гражданских правоотношений. Таким образом, первичные бухгалтерские документы, составленные от ее имени, не могут быть приняты в подтверждение расходов налогоплательщика. Кроме того, документы, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", но выполненные незарегистрированной в установленном законом порядке организацией, не отвечают критерию допустимости при подтверждении расходов еще и потому, что будут содержать недостоверную информацию об организации, то есть по своей сути не должны признаваться достоверными документами.
Соответственно, при представлении в качестве документального подтверждения затрат документов, которые ставят под сомнение достоверность хозяйственной операции, такие затраты не могут быть учтены в качестве расходов для исчисления налога на прибыль.
Право же налогоплательщика на уменьшение полученных доходов в целях обложения налогом на прибыль на величину произведенных расходов, непосредственно зависит от представления им соответствующих документов, подтверждающих затраты.
При таких обстоятельствах вывод первой инстанции о том, что представленными ООО "Атар" документами достоверно не подтверждаются его расходы на приобретение услуг у ООО "Транссервисснаб", является обоснованным.
При выяснении вопроса о правомерности взыскании штрафных санкций по ст. 122 НК РФ суд приходит к выводу, что их расчет произведен налоговым органом правильно с учетом состояния лицевого счета (имеющейся переплаты), а также с учетом того обстоятельства, что непринятие суммы налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль не привело к автоматическому образованию недоимки на те же суммы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение суда первой инстанции от 28.08.2007 г. по делу N А54-2809/2007-С21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)