Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2013 N Ф09-5464/13 ПО ДЕЛУ N А60-38103/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. N Ф09-5464/13

Дело N А60-38103/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2012 по делу N А60-38103/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Геострой" (далее - общество, налогоплательщик) - Фадеева С.П. (доверенность от 09.04.2012);
- инспекции - Носков В.А. (доверенность от 26.06.2013 N 26).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2012 N 47/р/04.
Решением суда от 14.12.2012 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что спорные работы выполнялись собственными силами налогоплательщика, целью заключения договора субподряда являлось искусственное завышение налоговых вычетов по НДС и завышения расходов по налогу на прибыль с целью снижения налогового бремени, то есть получение необоснованной налоговой выгоды.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 инспекцией составлен акт от 06.06.2012 N 35/04 и вынесено решение от 29.06.2012 N 47р/04.
Названным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов в общей сумме 341 403,68 руб., ему предложено уплатить недоимку в общей сумме 1 858 765,50 руб., пени в общей сумме 314 404,67 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 17.08.2012 N 855/12 указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
Основанием для доначисления НДС в сумме 880 467,87 руб. и налога на прибыль в сумме 978 297,63 руб. послужили выводы проверяющих о необоснованном отнесении обществом в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль и заявлении НДС к вычету затрат по сделкам с ООО "УралСтройПроект" в связи с отсутствием документального подтверждения реальности осуществления хозяйственных операций.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вместе с тем из п. 1 ст. 173 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога исчисляется в соответствии со ст. 166 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Во втором абзаце данной нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принятия к вычету суммы налога, предъявленной продавцом (п. 2 указанной статьи).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности. Однако правоприменительные органы не вправе истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Обязанность налогового органа доказать обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта следует из ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, при оценке обоснованности заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды следует исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком всех надлежащим образом оформленных документов в налоговый орган в целях получения налоговой выгоды является достаточным для ее получения, если налоговым органом не представлены суду доказательства недостоверности или противоречивости указанных в документах сведений.
Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.
При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Судами установлено, что в подтверждение обоснованности произведенных затрат по налогу на прибыль и вычетов по НДС по взаимоотношениям с ООО "УралСтройПроект" обществом представлены договор субподряда, счета-фактуры, локально-сметные расчеты, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат. Оплата по договорам произведена в полном объеме.
В ходе проверки в отношении контрагента налоговым органом установлено следующее.
ООО "УралСтройПроект" не имеет необходимых условий для ведения экономической деятельности, недвижимого имущества и транспорта у обществ нет, отсутствует управленческий персонал, по адресу регистрации не располагается, отсутствуют платежи по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности, отрицание учредителя, руководителя, ведения деятельности от имени указанного общества.
Указанные обстоятельства явились основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС и предоставлении расходов по налогу на прибыль по счетам-фактурам, выставленным данной организацией.
Между тем судами установлено, что контрагент общества зарегистрирован в установленном порядке. В счетах-фактурах, выставленных и представленных на проверку, указан юридический адрес контрагента в полном соответствии с его учредительными документами.
Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что юридический адрес организации является адресом "массовой регистрации".
При этом отсутствие организации по месту регистрации не может свидетельствовать об отсутствии фактической деятельности.
Учредительные и регистрационные документы контрагента являются юридически действительными, в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Кроме того, налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, удостоверился в правоспособности контрагентов, его надлежащей государственной регистрации в качестве юридического лица.
Отсутствие управленческого и технического персонала не означает, что спорный контрагент не мог осуществлять предпринимательскую деятельность по гражданско-правовым договорам.
Указание налогового органа на недостаточную осмотрительность налогоплательщика не освобождает инспекцию от обязанности доказывать наличие ущерба бюджету путем получения обществом необоснованной налоговой выгоды.
Налоговым органом не представлено бесспорных доказательств того, что лица, подписавшие первичные документы, не являются руководителями организации, фактически не подписывали первичные документы.
Таким образом, представленные налогоплательщиком первичные документы соответствуют требованиям ст. 171, 172, 252 НК РФ. Представленные налогоплательщиком счета-фактуры также оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ.
Кроме того, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суды признали подтвержденной реальность осуществления налогоплательщиком сделок со спорным контрагентом. В ходе выездной налоговой проверки данное обстоятельство не опровергнуто. Оплата по сделкам осуществлена в полном объеме. Фактов возврата налогоплательщику денежных средств налоговым органом не установлено. Кроме того, НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками платежи с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
Должностные лица налогоплательщика подтвердили наличие хозяйственных связей с контрагентом.
При этом заказчиком не опровергнут факт участия субподрядчика при выполнении спорных работ.
Таким образом, установив реальность осуществления работ и поставки, а также учет обществом полученных доходов при определении налоговых обязательств, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в предоставлении обществу вычета по НДС и в принятии расходов в целях исчисления налога на прибыль по сделкам с ООО "УралСтройПроект".
При этом иной источник выполнения заявленного объема работ, в ходе проверки не установлен. Возможность выполнения работ собственными силами налогоплательщика инспекцией не установлена.
Доводы налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды признаны судами неподтвержденными. Судами отмечено, что эти выводы сделаны инспекцией без учета фактически понесенных расходов при отсутствии доказательств возврата обществу денежных средств.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2012 по делу N А60-38103/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ

Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
О.Г.ГУСЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)