Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2013 ПО ДЕЛУ N А06-4228/2013

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2013 г. по делу N А06-4228/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Астраханской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (ИНН 3006006822, ОГРН 1043002623399, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2013 года по делу N А06-4228/2013 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, адрес местонахождения: г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (ИНН 3006006822, ОГРН 1043002623399, адрес местонахождения: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23)
о признании недействительным решения от 06.03.2013 N 703 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Халяпина О.Г. по доверенности от 24.01.2013, Тютюнова С.А. по доверенности N 227 от 09.11.2011,
налогового органа - Майборода Н.А. по доверенности N 04-28/39 от 16.09.2013,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, Общество, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области, налоговый орган, Инспекция) о признании решения от 06.03.2013 N 703 недействительным в части уплаты недоимки в сумме 1 284 089 руб., пени в сумме 41 169,39 руб.
Решением от 16 сентября 2013 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области от 06.03.2013 N 703.
Кроме того, суд взыскал с Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит: решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "РЖД" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в части деятельности филиала Астраханского территориального общего центра обслуживания - структурного подразделения Центра корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" является плательщиком налога на имущество согласно пункту 1 статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
25 октября 2012 года ОАО "РЖД" в части деятельности Астраханского территориального общего центра обслуживания - структурного подразделения Центра корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" представлен первичный налоговый расчет по налогу на имущество за 3 квартал 2012 года N 30180299, в котором применена пониженная налоговая ставка в размере 0,1% на основные средства, приобретенные в 2010 и 2011 годах, на сумму более 100 миллионов рублей, на основании пункта 6 статьи 2 Закона Астраханской области по налогу на имущество и организации от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ (с изменениями и дополнениями от 30.03.2010 N 13/2010-ОЗ, от 29.11.2010 N 73/2010-ОЗ, от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ, от 31.10.2011 N 69/2011-ОЗ).
В ходе проведения камеральной проверки, налоговый орган пришел к выводу, что применению подлежала общая ставка налога 2,2%, поскольку примененная ОАО "РЖД" налоговая льгота прекратила свое действие с 01.01.2012.
По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.01.2013 N 6907.
06 марта 2013 года, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 25.01.2013 N 6907 Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области принято решение N 703 об отказе в привлечении ОАО "РЖД" к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ.
Кроме того, указанным решением Обществу доначислен налог на имущество в сумме 1 284 089, 00 рублей и начислены пени в сумме 41 169, 39 рублей.
Не согласившись с указанным решением Инспекции ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области от 25.04.2013 N 69-Н, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области от 06.03.2013 N 703 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
ОАО "РЖД" не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что поскольку условия для предоставления Обществу налоговой льготы были выполнены им в 2010-2011 годах, то есть в период действия Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", введение с 01.01.2012 нового правового регулирования в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение Общества. Указанное новое правовое регулирование не относится к спорным правоотношениям с участием Общества и применимо лишь к налоговым правоотношениям, которые будут возникать в связи с приобретением налогоплательщиками основных средств после 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В пункте 1 статьи 372 НК РФ указано, что налог на имущество устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 этой статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" на территории Астраханской области установлен налог на имущество организаций, определены ставки налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ была установлена налоговая ставка в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств, в размере 0,1% в течение трех последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме составляет более 100 000 000 руб., и если ранее оно не являлось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на территории Астраханской области.
Законом Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" признаны утратившими силу части 6 и 7 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Закон Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ опубликован в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 16.12.2010 N 54.
В соответствии со статьей 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Пунктом 1 статьи 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
В связи с изложенным, Закон Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ вступил в законную силу с 01.01.2012.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 04.12.2003 N 445-О, новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что данный Закон применяется только к отношениям, возникшим после 01.01.2012.
По настоящему делу установлено, что ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги исчисляло налог за 3 квартал 2012 года по имуществу стоимостью более 100 000 000 руб., приобретенному в 2010 году и 2011 году по ставке 0,1%.
Следовательно, поскольку имущество Обществом приобретено до 01.01.2012 года и три последовательных налоговых периода не пришло, налогоплательщик правомерно воспользовался льготой предоставленной пунктом 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ в 3 квартале 2012 года.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2013 года N А06-112/2013.
Однако суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Заявителем решение налоговой инспекции от 06.03.2013 N 703 оспаривается в части уплаты недоимки в сумме 1 284 089 руб., пени в сумме 41 169,39 руб., на что указано и в решении суда первой инстанции.
В части отказа в привлечении Общества к налоговой ответственности решение налогового органа налогоплательщиком не оспаривалось. Требования в суде первой инстанции Обществом не уточнялись.
Суд же первой инстанции признал недействительным решение налогового органа в полном объеме.
Таким образом, суд вышел за рамки заявленных требований. Подлежит признанию недействительным решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Астраханской области о признании от 06.03.2013 N 703 в части доначисления и предложения ОАО "РЖД" уплатить налог на имущество в сумме 1 284 089 руб., пени в сумме 41 169,39 руб.
В части взыскания с Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходов по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2013 года по делу N А06-4228/2013 изменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Астраханской области N 703 от 06.03.2013 года.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области от 06.03.2013 N 703 в части доначисления и предложения ОАО "РЖД" уплатить налог на имущество в сумме 1 284 089 руб., пени в сумме 41 169,39 руб.
В части взыскания с Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходов по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)