Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васевой Е.Е., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.
при участии:
от заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
(ОГРН 1125902004910, ИНН 5902890262) - не явились, извещены.
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028, ИНН 591010403) - Щербакова Т.Г., удостоверение, доверенность от 09.01.2013
от третьего лица - не явились, извещены.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 декабря 2012 года
по делу N А50-17093/2012,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
к Межрайонной ИФНС России N 14 по Пермскому краю
третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании частично недействительным решения от 30.03.2012 N 8,
установил:
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предъявления к уплате налога на прибыль организаций, пени и штрафа, а также обложения налогом на доходы физических лиц возмещения сотрудникам стоимости проезда к месту отдыха и обратно, денежной компенсации вместо предметов вещевого довольствия, за санаторно-курортное лечение, начисления соответствующих пени и штрафа (с учетом заявления об уточнении требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена ИФНС России по Ленинскому району г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года заявленные удовлетворены частично.
Признано недействительным решение налогового органа от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ) в части осязания удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 301 818 руб., перечисления соответствующих пени и штрафа по ст. 123 НК РФ, а также в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, превышающего 30 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части начисления и предъявления к уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пени и штрафа, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда в указанной отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в данной части.
Заявитель жалобы считает, что у него не возникла обязанность по уплате налога на прибыль, поскольку объект налогообложения по основной вмененной Федеральным законом "О милиции" уставной некоммерческой деятельности вневедомственной охраны отсутствует; плата, получаемая по договорам на охрану имущества, перечисляется в федеральный бюджет (является источником дохода федерального бюджета), и не является доходом подразделения вневедомственной охраны в понимании ст. 41 НК РФ.
Кроме того, полагает, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Заинтересованное лицо и третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставили
Заявитель и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия. До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" (прекратило деятельность путем реорганизации в форме слияния с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю, о чем 19.07.2012 внесена запись в ЕГРЮЛ), в том числе по вопросу правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога на прибыль организаций за 2008 год, а также удержания и перечисления НДФЛ за период с 01.01.2008 по 28.12.2011, составлен акт от 02.03.2012 N 10, и с учетом письменных возражений налогоплательщика и в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица, принято решение от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата учреждением налога на прибыль организаций в 2008 году в сумме 4 884 105 руб., начислена пеня в сумме 1 562 535,15 руб., штраф в сумме 362 392,06 руб.
Кроме того, оспариваемым решением установлено неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ в сумме 303 829 руб., Учреждению начислены соответствующие пеня и штраф
Решением УФНС по Пермскому краю от 18.06.2012 N 18-23/253 решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Ввиду несогласия с принятым налоговым органом решением правопреемник Отделения вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части, суд первой инстанции пришел к выводу о занижении налогооблагаемой базы на доходы от реализации услуг по договорам охраны имущества юридических и физических лиц. Судом указано, что до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средства в бюджет налогоплательщику необходимо уплатить налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Заявителем жалобы на рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о правомерности доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с выводами инспекции о занижении налогооблагаемой базы в результате не отражения полученной платы за услуги вневедомственной охраны.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются, в частности, российские организации.
Отделение вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" являлось в проверяемый период юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующие нормативные правовые акты о налоге на прибыль не исключают подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел из числа налогоплательщиков налога на прибыль.
В ст. 247 НК РФ указано, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1 ст. 249 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
По данному делу судом установлено, что заявитель оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей гл. 25 Кодекса отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 Кодекса в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
На основании п. 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 г." в Положение о вневедомственной охране были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Согласно Положению о вневедомственной охране оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения о вневедомственной охране).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.", ст. 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет учреждению необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что средства, получаемые заявителем по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, относятся к доходам за оказание платных услуг, которые отражаются в бюджетном учете федерального казначейства по статье 130 бюджетной классификации.
Таким образом, учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций, в связи с чем, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ.
В данной статье плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не указана.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции проверена правильность определения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в части учета расходов, и нарушений требований ст. 321.1 НК РФ не установлено.
Данные выводы суда являются обоснованными. Неверного применения налоговым органом ставки налога, установленной законодателем, судом апелляционной инстанции также не выявлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает на следующие обстоятельства.
В силу пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 33.1, согласно которому, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со ст. 33 Закона N 83-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.01.2011, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
В силу положений ст. 31 Закона N 83-ФЗ предусмотрено изменение правового статуса подразделений вневедомственной охраны, а именно закрепление статуса государственных казенных учреждений.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.
Следовательно, применение подразделениями вневедомственной охраны положений подпункта 33.1. пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ является правомерным с даты их преобразования в федеральные государственные казенные учреждения. Указанная позиция изложена в определении ВАС РФ от 23.01.2013 N ВАС-18206/12.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о юридическом лице - Федеральном государственном казенном учреждении "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" следует, что оно образовано 19.07.2012.
В спорный период соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус заявителя не изменен, заявитель являлся государственным бюджетным учреждением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вневедомственная охрана как администратор доходов федерального бюджета осуществляет пополнение бюджета, следовательно, не обязана уплачивать налог на прибыль, отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Обязанность уплатить все налоги до перечисления в бюджет средств, полученных от приносящей доход деятельности, прямо предусмотрена федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Более того, суд апелляционной инстанции разъясняет заявителю жалобы следующее.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно правовой позиции, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10, по гражданско-правовым договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны с собственниками объектов охраны, эти подразделения должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года по делу N А50-17093/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" (ОГРН 1125902004910, ИНН 5902890262) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 N 17АП-832/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-17093/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. N 17АП-832/2013-АК
Дело N А50-17093/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васевой Е.Е., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.
при участии:
от заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
(ОГРН 1125902004910, ИНН 5902890262) - не явились, извещены.
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028, ИНН 591010403) - Щербакова Т.Г., удостоверение, доверенность от 09.01.2013
от третьего лица - не явились, извещены.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 декабря 2012 года
по делу N А50-17093/2012,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю"
к Межрайонной ИФНС России N 14 по Пермскому краю
третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании частично недействительным решения от 30.03.2012 N 8,
установил:
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и предъявления к уплате налога на прибыль организаций, пени и штрафа, а также обложения налогом на доходы физических лиц возмещения сотрудникам стоимости проезда к месту отдыха и обратно, денежной компенсации вместо предметов вещевого довольствия, за санаторно-курортное лечение, начисления соответствующих пени и штрафа (с учетом заявления об уточнении требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена ИФНС России по Ленинскому району г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года заявленные удовлетворены частично.
Признано недействительным решение налогового органа от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ) в части осязания удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 301 818 руб., перечисления соответствующих пени и штрафа по ст. 123 НК РФ, а также в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, превышающего 30 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части начисления и предъявления к уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пени и штрафа, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда в указанной отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в данной части.
Заявитель жалобы считает, что у него не возникла обязанность по уплате налога на прибыль, поскольку объект налогообложения по основной вмененной Федеральным законом "О милиции" уставной некоммерческой деятельности вневедомственной охраны отсутствует; плата, получаемая по договорам на охрану имущества, перечисляется в федеральный бюджет (является источником дохода федерального бюджета), и не является доходом подразделения вневедомственной охраны в понимании ст. 41 НК РФ.
Кроме того, полагает, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 1.1. п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Заинтересованное лицо и третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставили
Заявитель и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия. До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" (прекратило деятельность путем реорганизации в форме слияния с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Пермскому краю, о чем 19.07.2012 внесена запись в ЕГРЮЛ), в том числе по вопросу правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налога на прибыль организаций за 2008 год, а также удержания и перечисления НДФЛ за период с 01.01.2008 по 28.12.2011, составлен акт от 02.03.2012 N 10, и с учетом письменных возражений налогоплательщика и в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица, принято решение от 30.03.2012 N 8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата учреждением налога на прибыль организаций в 2008 году в сумме 4 884 105 руб., начислена пеня в сумме 1 562 535,15 руб., штраф в сумме 362 392,06 руб.
Кроме того, оспариваемым решением установлено неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ в сумме 303 829 руб., Учреждению начислены соответствующие пеня и штраф
Решением УФНС по Пермскому краю от 18.06.2012 N 18-23/253 решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Ввиду несогласия с принятым налоговым органом решением правопреемник Отделения вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части, суд первой инстанции пришел к выводу о занижении налогооблагаемой базы на доходы от реализации услуг по договорам охраны имущества юридических и физических лиц. Судом указано, что до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средства в бюджет налогоплательщику необходимо уплатить налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Заявителем жалобы на рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о правомерности доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа в связи с выводами инспекции о занижении налогооблагаемой базы в результате не отражения полученной платы за услуги вневедомственной охраны.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются, в частности, российские организации.
Отделение вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" являлось в проверяемый период юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующие нормативные правовые акты о налоге на прибыль не исключают подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел из числа налогоплательщиков налога на прибыль.
В ст. 247 НК РФ указано, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1 ст. 249 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
По данному делу судом установлено, что заявитель оказывал услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей гл. 25 Кодекса отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 Кодекса в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
На основании п. 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 г." в Положение о вневедомственной охране были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Согласно Положению о вневедомственной охране оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10 Положения о вневедомственной охране).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.", ст. 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Следовательно, до перечисления указанных средств в бюджет учреждению необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что средства, получаемые заявителем по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, относятся к доходам за оказание платных услуг, которые отражаются в бюджетном учете федерального казначейства по статье 130 бюджетной классификации.
Таким образом, учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций, в связи с чем, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходом от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ.
В данной статье плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не указана.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции проверена правильность определения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в части учета расходов, и нарушений требований ст. 321.1 НК РФ не установлено.
Данные выводы суда являются обоснованными. Неверного применения налоговым органом ставки налога, установленной законодателем, судом апелляционной инстанции также не выявлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает на следующие обстоятельства.
В силу пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 33.1, согласно которому, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии со ст. 33 Закона N 83-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.01.2011, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
В силу положений ст. 31 Закона N 83-ФЗ предусмотрено изменение правового статуса подразделений вневедомственной охраны, а именно закрепление статуса государственных казенных учреждений.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 2437-р изменены статусы действовавших ранее подразделений вневедомственной охраны путем преобразования в федеральные казенные учреждения.
Следовательно, применение подразделениями вневедомственной охраны положений подпункта 33.1. пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ является правомерным с даты их преобразования в федеральные государственные казенные учреждения. Указанная позиция изложена в определении ВАС РФ от 23.01.2013 N ВАС-18206/12.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о юридическом лице - Федеральном государственном казенном учреждении "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" следует, что оно образовано 19.07.2012.
В спорный период соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации принято не было, правовой статус заявителя не изменен, заявитель являлся государственным бюджетным учреждением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вневедомственная охрана как администратор доходов федерального бюджета осуществляет пополнение бюджета, следовательно, не обязана уплачивать налог на прибыль, отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Обязанность уплатить все налоги до перечисления в бюджет средств, полученных от приносящей доход деятельности, прямо предусмотрена федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Более того, суд апелляционной инстанции разъясняет заявителю жалобы следующее.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно правовой позиции, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10, по гражданско-правовым договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны с собственниками объектов охраны, эти подразделения должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года по делу N А50-17093/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" (ОГРН 1125902004910, ИНН 5902890262) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)