Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 14.11.2013 N ВАС-14495/13

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. N ВАС-14495/13

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА ПО ПОДСУДНОСТИ
НА РАССМОТРЕНИЕ ДРУГОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА


Резолютивная часть определения оглашена 08 ноября 2013
Полный текст определения изготовлен 14 ноября 2013
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Потихониной Ж.Н., судей Разумова И.В., Вавилина Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Адушевой Е.Н.,
при участии представителей:
- от заявителя ОАО "Мурманский рыбокомбинат" - Зуб М.И., генеральный директор, приказ от 20.05.2010 N 38;
- от заинтересованных лиц:
- Правительства Российской Федерации по поручению Росимущество- Дзарданов А.Ю., доверенность от 02.11.2013 N 143-АУ, Алексеев С.С., доверенность от 02.11.2013 N 142-АУ;
- ОАО "Газпромбанк" - Черняков Д.Н., доверенность от 19.12.2012 N Д-30/2255, Платонов М.П., доверенность от 20.12.2012 N Д-30/2307,
рассмотрев в открытом судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению открытого акционерного общества "Мурманский рыбокомбинат" (г. Мурманск) от 17.09.2013 N 31/1-608 о признании недействительным в части Регламента по проведению открытой процедуры отчуждения акций открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" из федеральной собственности,

установил:

открытое акционерное общество "Мурманский рыбокомбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Регламента по проведению открытой процедуры отчуждения акций ОАО "Архангельский траловый флот" (далее - ОАО "АТФ") из федеральной собственности в части введения квалификационного требования в виде установления минимального объема выручки от реализации потенциального покупателя в размере 500 млн.руб. за 2011-2012 г.г., а также в части проведения отчуждения акций без использования публичных процедур - торгов (конкурсов, аукционов), обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов, как несоответствующего нормам закона.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р находящиеся в федеральной собственности 100 процентов акций ОАО "АТФ" включены в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 2300-р открытое акционерное общество "Газпромбанк" (далее - ОАО "Газпромбанк") назначено единственным исполнителем государственного заказа на организацию и осуществление от имени Российской Федерации продажи находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций ОАО "АТФ". В сентябре 2013 года ОАО "Газпромбанк" опубликовал вышеуказанный Регламент, разделом 2.2 которого установлены квалификационные требования в виде установления минимального объема выручки от реализации потенциального покупателя в размере 500 млн.руб. за 2011-2012 годы.
Заявитель полагает, что введение вышеуказанного квалификационного требования для потенциальных покупателей является преимуществом, которое обеспечивает одним хозяйствующим субъектом по сравнению с другими более выгодные условия деятельности, поскольку ограничивает права лиц, не имеющих установленного квалификационными требованиями минимального размере выручки от реализации. Кроме того, отчуждение государственного имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов, является нарушением порядка предоставлении государственной помощи, предусмотренного статьей 20 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявитель считает оспариваемый Регламент актом Правительства Российской Федерации, и доказательствами, подтверждающими факт утверждения данного регламента Правительством, не располагает. По мнению общества, оспариваемый Регламент обладает всеми признаками ненормативного акта Правительства Российской Федерации, так как в разделе "Определения. Квалификационные требования", пункте 1.9 Регламента имеется ссылка на согласование положений Регламента Правительством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В заседании представитель заявителя привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель ОАО "Газпромбанк" в письменном отзыве и в устном выступлении счел заявленное требование необоснованным, поскольку оспариваемый Регламент по проведению открытой процедуры по отчуждению акций ОАО "АТФ" не является ненормативным правовым актом, не был издан государственным органом, не наделяет субъектов правоотношений какими-либо правами и обязанностями и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности. Представителем ОАО "Газпромбанк" заявлено ходатайство о прекращении производства по настоящему делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Представитель Правительства Российской Федерации и Росимушества в отзыве и в выступлении поддержал доводы ОАО "Газпромбанка", сославшись на то, что включение указанного квалификационного требования не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурентной процедуре и не является нарушением Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявления, отзывов на заявление, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проанализировав содержание оспариваемого Регламента, суд пришел к выводу о неподсудности данного спора Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Кодекса арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав, а также экономический характер спора, применяемые в совокупности.
Судом установлено, что оспариваемый акт издан ОАО "Газпромбанк", он относится к сфере экономической деятельности. Требование об оспаривании Регламента заявлено коммерческой организацией. В связи с этим рассматриваемое дело подведомственно арбитражному суду.
Категории дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, определены в части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Изучив содержание оспариваемого акта, коллегия судей приходит к выводу о том, что Регламент по проведению открытой процедуры отчуждения акций ОАО "АТФ" из федеральной собственности разработан и принят ОАО "Газпромбанк".
В деле нет доказательств утверждения Регламента Правительством Российской Федерации, а ссылки в разделе "Определения. Квалификационные требования", пункте 1.9 Регламента на согласование положений Регламента Правительством Российской Федерации, не свидетельствует о том, что указанный акт принят Правительством.
Поскольку Регламент по проведению открытой процедуры отчуждения акций ОАО "АТФ" из федеральной собственности не относится к актам, указанным в статьи 34 Кодекса, дело не подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
По вопросу подсудности настоящего дела подлежит применению часть 1 статьи 34 Кодекса, согласно которой дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суд определяет, что таким судом в настоящем случае является Арбитражный суд города Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

передать дело N ВАС-14495/13 по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определение может быть обжаловано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья
Ж.Н.ПОТИХОНИНА

Судья
И.В.РАЗУМОВ

Судья
Е.В.ВАВИЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)