Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Тардис" (ИНН 6167092472, ОГРН 1076167002581) - Ярмонова М.В. (доверенность от 3012.2013), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, 1027700485757), третьего лица - Правительства Ростовской области (ИНН 6163021657, ОГРН 1026103170334), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2012 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-25158/2012, установил следующее.
ЗАО "Тардис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 10 516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, в размере, равном его рыночной стоимости, составляющей 12 230 108 рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ростовской области (далее - правительство).
Решением от 19.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2013, иск удовлетворен на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ), изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11. Суды пришли к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суды указали, что установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В кассационной жалобе правительство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в иске отказать. Податель жалобы указывает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является недостоверным доказательством по делу, поскольку в нем сделаны выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам. Из экспертного заключения на отчет оценщика следует, что он выполнен в соответствии с нормативными требованиями законодательства Российской Федерации, между тем сумма рыночной стоимости земельного участка предметом экспертизы не являлась. Суды не привлекли к участию в деле муниципальное образование "город Ростов-на-Дону", права которого нарушены в связи со снижением налоговой базы по земельному налогу. По мнению правительства, судебные инстанции неправомерно применили к спорным правоотношениям положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Ссылок на нарушение конкретных норм закона жалоба не содержит.
В судебном заседании представитель истца поддержал в полном объеме доводы, изложенные в отзыве, просил рассмотреть кассационную жалобу по существу в соответствии с указаниями кассационной инстанции, содержащимися в определении от 19.09.2013. Поскольку основания приостановления производства по делу отсутствуют, остальные участвующие в деле лица дополнительных возражений и ходатайств не заявили, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы не имеется..
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 10516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 06.06.2007 N 61-61-01/303/2007-49.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:07 03 06:0013 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 03.12.2008 определена в размере 41 958 734 рубля 84 копейки (т. 1, л.д. 18-23).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, составляющую 12 230 108 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с иском. Основанием заявленных требований указано нарушение прав общества как собственника земельного участка, которое заключается в необходимости оплачивать необоснованно завышенный земельный налог, так как налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка.
При рассмотрении спора судами приняты во внимание нормы гражданского и земельного законодательства Российской Федерации и сложившаяся судебная практика.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса с целью установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (далее - кадастровая оценка), за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в силу которого при установлении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости. Кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством России об оценочной деятельности.
В статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что кадастровая оценка земель осуществляется не реже одного раза в пять лет по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, - по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении кадастровой оценки земель, является заказчиком работ по определению их кадастровой стоимости.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При кадастровой оценке земель подлежат соблюдению Правила проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; далее - Правила N 316), а также установленные Административным регламентом (утвержден приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215) порядок, последовательность и сроки проведения оценки.
Результаты работ по определению кадастровой стоимости приобретают легитимный статус после их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные о государственной кадастровой оценке земель заносятся в государственный кадастр недвижимости только после их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, должны быть указаны в государственном кадастре недвижимости (подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Правила N 316 определяют порядок проведения кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно пункту 5 Правил N 316, кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми (п. 2.2.1) расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Работа по кадастровой оценке земель населенных пунктов выполняется с помощью программного обеспечения, рекомендованного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - технические рекомендации). Для составления математической модели расчета кадастровой стоимости в составе сформированных по тем или иным факторам стоимости групп земельных участков внутри вида разрешенного использования земель из всего объема земельных участков группы проводится исходная выборка земельных участков, по которым имеется наиболее полная информация о факторах стоимости. Из этого списка формируется обучающая выборка, для которой строятся различные виды математических моделей. Согласно пункту 3.2.6.2 технических рекомендаций под математической моделью понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной и значениями факторов стоимости. При этом во всех предлагаемых к применению техническими рекомендациями математических моделях Y - зависимая переменная (рыночная стоимость одного квадратного метра земли).
Построенные модели применяются в контрольной выборке путем подставления значений факторов стоимости участков контрольной выборки в формулу модели, происходит сравнивание полученных результатов для обеих выборок. После ряда статистических тестов из всех построенных моделей выбираются наиболее качественная. Одним из требований, по которому проверяется качество модели, является объяснимость непосредственной зависимости полученных результатов кадастровой стоимости от выбранных для проведения оценки факторов рыночной стоимости.
Технические рекомендации содержат также перечень случаев, когда проводится только рыночная оценка земельных участков.
Анализ приведенных положений во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, показывает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная в установленном законом порядке, как правило, не может превышать их реальную рыночную стоимость. Расхождение рыночной и кадастровой стоимости земельного участка должно быть объяснимо.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 отмечено, что статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области (далее - постановление N 913/11) сформирована правовая позиция, содержащая следующие выводы:
- если кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости (значительно выше), землепользователь либо иное лицо, чьи права затронуты, вправе в судебном порядке оспорить эту стоимость;
- между кадастровой и рыночной стоимостью имеется прямая связь, что следует из системного анализа норм существующего законодательства;
- пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости;
- права владельца земельного участка можно защитить посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка;
- законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости;
- требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза:
- спор не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а рассматривается по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспериза;
- для разрешения вопроса по существу не требуется обжаловать акт государственного органа субъекта Российской Федерации, которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков;
- сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются;
- в решении суда должно быть указано на обязанность органа кадастрового учета изменить кадастровую стоимость.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В постановлении N 913/11 Президиум ВАС РФ указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум ВАС РФ исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество предоставило доказательства того, что земельный участок площадью 10 516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, по состоянию на 01.01.2007 (дата проведения спорной кадастровой оценки земельного участка) имел рыночную стоимость 12 230 108 рублей, в то время как по данным государственного кадастра кадастровая стоимость этого же земельного участка определена в сумме 136 986 460 рублей 60 копеек, что отражено в кадастровом паспорте от 03.12.20078 N 4418/08-6016.
Достоверность указанных истцом сведений о рыночной стоимости земельного участка обоснована отчетом от 28.06.2012 N 30, подготовленным оценщиком -обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Региональный Центр Расчетов".
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, судом проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Отчет об оценке от 28.06.2012 N 30, составленный ООО "ЮРЦР", в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", представлен на экспертизу Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Согласно экспертному заключению от 29.06.2012 N 258/06-12 отчет об оценке от 28.06.2012 N 30 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1, л.д. 65-83).
Суды обоснованно указали, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и для обязания внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного объекта явилось установление судом в отношении земельного участка его реальной рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (то есть на 01.01.2007). Данный вывод судов соотвествует судебное практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
В результате принятия арбитражными судами оспариваемых судебных актов определена реальная кадастровая стоимость земельного участка, при этом указание судов на применение объективно верной кадастровой стоимости соответствует нормам закона и не является нарушением охраняемых законом чьих-либо прав, поэтому довод подателя кассационной жалобы о нарушении интересов муниципального образования "г. Ростов-на-Дону" отклоняется.
При рассмотрении в исковом порядке допускаемого гражданским законодательством судебного спора об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, арбитражным судом в качестве истца и третьего лица к участию в деле привлечены органы, наделенные законом полномочиями заказчика работ по государственной кадастровой оценке земель, по внесению сведений о кадастровой цене земельных участков в государственный кадастр недвижимости, по утверждению результатов кадастровой оценки земель.
В ходе судебных разбирательств доводы истца, обосновывающие иск, и представленные в материалы дела заключения экспертов о рыночной стоимости спорного земельного участка, а также о соблюдении оценщиком предусмотренных законодательством стандартов оценки при определении рыночной цены, истцом и третьим лицом не опровергнуты.
Причины значительного расхождения между рыночной и кадастровой стоимостью участка при рассмотрении иска ответчиком и третьим лицом не объяснены.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Статьи 7, 8, 9 указанного Кодекса предусматривают равенство сторон, их равноправие в судебном процессе и принцип состязательности.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам законодательства и существующей судебной практике.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 по делу N А53-25158/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А53-25158/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А53-25158/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Тардис" (ИНН 6167092472, ОГРН 1076167002581) - Ярмонова М.В. (доверенность от 3012.2013), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, 1027700485757), третьего лица - Правительства Ростовской области (ИНН 6163021657, ОГРН 1026103170334), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2012 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-25158/2012, установил следующее.
ЗАО "Тардис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 10 516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, в размере, равном его рыночной стоимости, составляющей 12 230 108 рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ростовской области (далее - правительство).
Решением от 19.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2013, иск удовлетворен на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ), изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11. Суды пришли к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суды указали, что установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В кассационной жалобе правительство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в иске отказать. Податель жалобы указывает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является недостоверным доказательством по делу, поскольку в нем сделаны выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам. Из экспертного заключения на отчет оценщика следует, что он выполнен в соответствии с нормативными требованиями законодательства Российской Федерации, между тем сумма рыночной стоимости земельного участка предметом экспертизы не являлась. Суды не привлекли к участию в деле муниципальное образование "город Ростов-на-Дону", права которого нарушены в связи со снижением налоговой базы по земельному налогу. По мнению правительства, судебные инстанции неправомерно применили к спорным правоотношениям положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Ссылок на нарушение конкретных норм закона жалоба не содержит.
В судебном заседании представитель истца поддержал в полном объеме доводы, изложенные в отзыве, просил рассмотреть кассационную жалобу по существу в соответствии с указаниями кассационной инстанции, содержащимися в определении от 19.09.2013. Поскольку основания приостановления производства по делу отсутствуют, остальные участвующие в деле лица дополнительных возражений и ходатайств не заявили, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы не имеется..
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 10516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 06.06.2007 N 61-61-01/303/2007-49.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:07 03 06:0013 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 03.12.2008 определена в размере 41 958 734 рубля 84 копейки (т. 1, л.д. 18-23).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, составляющую 12 230 108 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с иском. Основанием заявленных требований указано нарушение прав общества как собственника земельного участка, которое заключается в необходимости оплачивать необоснованно завышенный земельный налог, так как налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка.
При рассмотрении спора судами приняты во внимание нормы гражданского и земельного законодательства Российской Федерации и сложившаяся судебная практика.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса с целью установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (далее - кадастровая оценка), за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в силу которого при установлении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости. Кадастровая оценка проводится в соответствии с законодательством России об оценочной деятельности.
В статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что кадастровая оценка земель осуществляется не реже одного раза в пять лет по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, - по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении кадастровой оценки земель, является заказчиком работ по определению их кадастровой стоимости.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При кадастровой оценке земель подлежат соблюдению Правила проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; далее - Правила N 316), а также установленные Административным регламентом (утвержден приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215) порядок, последовательность и сроки проведения оценки.
Результаты работ по определению кадастровой стоимости приобретают легитимный статус после их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные о государственной кадастровой оценке земель заносятся в государственный кадастр недвижимости только после их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, должны быть указаны в государственном кадастре недвижимости (подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Правила N 316 определяют порядок проведения кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно пункту 5 Правил N 316, кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми (п. 2.2.1) расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Работа по кадастровой оценке земель населенных пунктов выполняется с помощью программного обеспечения, рекомендованного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - технические рекомендации). Для составления математической модели расчета кадастровой стоимости в составе сформированных по тем или иным факторам стоимости групп земельных участков внутри вида разрешенного использования земель из всего объема земельных участков группы проводится исходная выборка земельных участков, по которым имеется наиболее полная информация о факторах стоимости. Из этого списка формируется обучающая выборка, для которой строятся различные виды математических моделей. Согласно пункту 3.2.6.2 технических рекомендаций под математической моделью понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной и значениями факторов стоимости. При этом во всех предлагаемых к применению техническими рекомендациями математических моделях Y - зависимая переменная (рыночная стоимость одного квадратного метра земли).
Построенные модели применяются в контрольной выборке путем подставления значений факторов стоимости участков контрольной выборки в формулу модели, происходит сравнивание полученных результатов для обеих выборок. После ряда статистических тестов из всех построенных моделей выбираются наиболее качественная. Одним из требований, по которому проверяется качество модели, является объяснимость непосредственной зависимости полученных результатов кадастровой стоимости от выбранных для проведения оценки факторов рыночной стоимости.
Технические рекомендации содержат также перечень случаев, когда проводится только рыночная оценка земельных участков.
Анализ приведенных положений во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, показывает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная в установленном законом порядке, как правило, не может превышать их реальную рыночную стоимость. Расхождение рыночной и кадастровой стоимости земельного участка должно быть объяснимо.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 отмечено, что статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области (далее - постановление N 913/11) сформирована правовая позиция, содержащая следующие выводы:
- если кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости (значительно выше), землепользователь либо иное лицо, чьи права затронуты, вправе в судебном порядке оспорить эту стоимость;
- между кадастровой и рыночной стоимостью имеется прямая связь, что следует из системного анализа норм существующего законодательства;
- пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости;
- права владельца земельного участка можно защитить посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка;
- законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости;
- требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленные к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза:
- спор не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а рассматривается по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспериза;
- для разрешения вопроса по существу не требуется обжаловать акт государственного органа субъекта Российской Федерации, которым утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков;
- сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются;
- в решении суда должно быть указано на обязанность органа кадастрового учета изменить кадастровую стоимость.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В постановлении N 913/11 Президиум ВАС РФ указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум ВАС РФ исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество предоставило доказательства того, что земельный участок площадью 10 516 кв. м (кадастровый номер 61:44:07 03 06:0013), расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 45, по состоянию на 01.01.2007 (дата проведения спорной кадастровой оценки земельного участка) имел рыночную стоимость 12 230 108 рублей, в то время как по данным государственного кадастра кадастровая стоимость этого же земельного участка определена в сумме 136 986 460 рублей 60 копеек, что отражено в кадастровом паспорте от 03.12.20078 N 4418/08-6016.
Достоверность указанных истцом сведений о рыночной стоимости земельного участка обоснована отчетом от 28.06.2012 N 30, подготовленным оценщиком -обществом с ограниченной ответственностью "Южно-Региональный Центр Расчетов".
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, судом проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Отчет об оценке от 28.06.2012 N 30, составленный ООО "ЮРЦР", в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", представлен на экспертизу Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Согласно экспертному заключению от 29.06.2012 N 258/06-12 отчет об оценке от 28.06.2012 N 30 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1, л.д. 65-83).
Суды обоснованно указали, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и для обязания внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного объекта явилось установление судом в отношении земельного участка его реальной рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (то есть на 01.01.2007). Данный вывод судов соотвествует судебное практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
В результате принятия арбитражными судами оспариваемых судебных актов определена реальная кадастровая стоимость земельного участка, при этом указание судов на применение объективно верной кадастровой стоимости соответствует нормам закона и не является нарушением охраняемых законом чьих-либо прав, поэтому довод подателя кассационной жалобы о нарушении интересов муниципального образования "г. Ростов-на-Дону" отклоняется.
При рассмотрении в исковом порядке допускаемого гражданским законодательством судебного спора об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, арбитражным судом в качестве истца и третьего лица к участию в деле привлечены органы, наделенные законом полномочиями заказчика работ по государственной кадастровой оценке земель, по внесению сведений о кадастровой цене земельных участков в государственный кадастр недвижимости, по утверждению результатов кадастровой оценки земель.
В ходе судебных разбирательств доводы истца, обосновывающие иск, и представленные в материалы дела заключения экспертов о рыночной стоимости спорного земельного участка, а также о соблюдении оценщиком предусмотренных законодательством стандартов оценки при определении рыночной цены, истцом и третьим лицом не опровергнуты.
Причины значительного расхождения между рыночной и кадастровой стоимостью участка при рассмотрении иска ответчиком и третьим лицом не объяснены.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Статьи 7, 8, 9 указанного Кодекса предусматривают равенство сторон, их равноправие в судебном процессе и принцип состязательности.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам законодательства и существующей судебной практике.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 по делу N А53-25158/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)