Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-21195/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N А65-21195/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - Сулеймановой А.Р. (доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000022),
представитель открытого акционерного общества "Хитон" - не явился, извещено,
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещено,
представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.08.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2013 по делу N А65-21195/2012 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Хитон" (ИНН 1660004268, ОГРН 1021603616594), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании требования и решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Хитон" (далее - ОАО "Хитон", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, налоговый орган, инспекция, ответчик) о признании недействительными требования от 02.08.2012 N 4118 и решения от 27.06.2012 N 2258 (т. 1, л.д. 3 - 8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" (далее - УФНС России по РТ, ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично, требование от 02.08.2012 N 4118 и решение от 27.06.2012 N 2258 признаны недействительными в части размера земельного налога, превышающего 10 030 384 руб. 43 коп., соответствующих сумм пеней, штрафов. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 2, л.д. 82 - 83).
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.04.2013 в части удовлетворенных требований заявителя и принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 95 - 97).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней, просил отменить решение суда от 25.04.2013 в части удовлетворенных требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит 32 земельных участка.
Ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 01.02.2012 в налоговый орган первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., в котором было указано заявителем к уплате 0 руб. земельного налога.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 16.05.2012 N 2.12-0-21/1850.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговый орган принял решение от 09.07.2012 N 2.12-0-21/2258 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 574 295,10 руб., доначислен земельный налог в сумме 15 742 951 руб., пени по нему в сумме 169 105,97 руб.
Во исполнение указанного решения налоговый орган направил заявителю требование от 02.08.2012 N 4118 об уплате налога, пени, штрафов.
Посчитав решение налогового органа от 09.07.2012 N 2.12-0-21/2258 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, заявитель обжаловал его в порядке статьи 101.2 и 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по РТ.
УФНС по РТ решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 09.07.2012 N 2.12-0-21/2258 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Общество, не согласившись с решением и требованием налогового органа, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ полагает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда РТ от 04.10.2012 по делу N А65-19951/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями пункта 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.05.2012 по делу N А65-12433/2011 удовлетворил требование об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав, что внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости наступает с момента вступления в силу судебного акта.
Высший Арбитражный суд РФ в Определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Решение Арбитражного суда РТ от 04.10.2012 по делу N А65-19951/2012 вступило в законную силу 06.11.2012 и не ранее этой даты установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка может быть применена.
Утверждение заявителя об уплате им земельного налога за 2011 г. необоснованно и надлежащими доказательствами не подтверждено.
Представленные заявителем платежные поручения N Б0410000026 от 11.05.2011, N Б410000049 от 27.07.2011, N N Б410000050 от 28.07.2011, N Б410000051 от 28.07.2011, N Б410000052 от 28.07.2011, N 402265 от 25.03.2011, N 402463 от 25.03.2011, N 402531 от 25.03.2011, N 570126 от 29.04.2011, N 569704 от 29.04.2011, N 569065 от 29.04.2011, N 569096 от 29.04.2011, N 430584 от 31.03.2011, N 430605 от 31.03.2011, N 430586 от 31.03.2011, N 520007 от 20.04.2011, N 519991 от 20.04.2011, N 519916 от 20.04.2011 подтверждают факт уплаты им земельного налога за 2010 г., который был доначислен к уплате налоговым органом по решению от 28.06.2011 N 2.12-0-21/2873.
Между тем, поскольку установленная Законом - ст. ст. 387, 388 НК РФ, Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 "О земельном налоге" - обязанность исполнять и уплачивать земельный налог, налогоплательщиком (заявителем) по земельному налогу за 2011 год исполнена не была, а произведенное налоговым органом исчисление не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя в предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога на 2011 г.
Кадастровая стоимость земельных участков заявителя во вступившем в силу и исполненном налогоплательщиком решении налогового органа N 2.12-0-21/2879 от 28.06.2011 - 1 823 706 260 руб., а налоговая ставка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005. "О земельном налоге" (с изм.) в размере 0,55%.
Таким образом, сумма земельного налога заявителя за 2011 год составит 1 823 706 260 x 0,55% = 10 030 384 руб. 43 коп.
При таких обстоятельствах, решение и требование налогового органа в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат признанию незаконными в части суммы земельного налога превышающего 10 030 384 руб. 43 коп., соответствующих этому размеру налога начисленных к уплате сумм пеней и штрафов.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение от 25.04.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2013 по делу N А65-21195/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)