Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Ленина, 10" (ИНН 5902603849, ОГРН 1065902051820) - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми (ИНН 5902292777, ОГРН 1025900509250) - не явился, извещен надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 мая 2013 года
по делу N А50-17099/2012,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ленина, 10"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" (далее ТСЖ "Ленина, 10") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинскому районе г. Перми от 18.06.2012 N 06900112РК0024644 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, требование фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.07.2012 N 06900140446773, уточненное требование фонда от 17.08.2012 N 06900140465551.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что виды экономической деятельности юридического лица определяются им самим и подлежат уточнению в случае их изменения. Отсутствие фактически осуществляемых товариществом видов деятельности в уставе и выписке из ЕГРЮЛ не может являться основанием для их квалификации по иным, указанным в уставе и выписке из ЕГРЮЛ, видам деятельности.
Кроме того, требования не являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке гл. 24 АПК РФ. Спорные требования являются процессуальными документами и определяют срок для взыскания в безакцептном порядке либо для направления документов в судебные органы. Взыскание по требованию от 17.08.2012 не производилось, поскольку аннулировано.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 4 квартал 2011 г., представленного ТСЖ "Ленина, 10", составлен акт N 06900130024940 от 15.05.2012 (л.д. 8-12) и вынесено решение от 18.06.2012 N 06900112РК0024644 (л.д. 16-20), которым ТСЖ "Ленина, 10" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 383,60 руб. по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 51 919,53 руб., пени в сумме 174,73 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ "Ленина, 10", являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
13.07.2012 на основании решения фондом выставлено требование N 06900140446773 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 03.08.2012.
17.08.2012 фондом выставлено уточненное требование N 06900140465551 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 07.09.2012.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения фондом пониженных тарифов страховых взносов.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пп. я.2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы права, изложенные в пп. "я2" п. 8 и п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу, что после введения п. 11 ч. 1 ст. 58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п. 8 ч. 1 ст. 58 не установлено для некоммерческих организаций.
Наоборот, с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.
Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно Информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) форма дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условий на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного ч. 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (код строки 435), из них: суммы доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов. Определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (с. 436/с. 435) x 100%) (код строки 437).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделе 4 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за расчетный период 4 квартал 2011 года заявителем в подразделе 4.4 "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 437) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Судом первой инстанции верно указано, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.
По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.
Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ "Мира, 27" применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.
Довод управления о необходимости исключения в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ из общего объема доходов товарищества доходов от сдачи в аренду рекламного места на фасаде здания и отнесения их к классификационному признаку "рекламная деятельность" (код ОКВЭД 74.40) суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку согласно уставу товарищества и выписке из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Ленина, 10" в сведениях о видах экономической деятельности последнего рекламная деятельность не значится.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относится, в том числе и вид деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид "Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что деятельность товарищества по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья и рекламного места на фасаде здания входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует, указание заявителем ОКВЭД 70.32.1 является обоснованным и соответствует пп. я п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.
Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доходы по разделу "проценты по депозитному договору" не относятся к деятельности по управлению недвижимостью, что не оспаривается сторонами.
При этом, при условии исключения дохода товарищества, поименованного как "проценты по депозитному договору", доля которого от основного вида деятельности в отчетном периоде 2011 г. составляет 6,31%.
Поскольку решение пенсионного фонда подлежит признанию недействительным, то выставленные на его основе требования также подлежат признанию недействительными.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 79 от 11.08.2004 требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Поскольку спорные требования не соответствуют фактической обязанности налогоплательщика по уплате недоимки, пени и штрафа, то подлежат признанию недействительными.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на верном толковании норм материального права и не подлежит отмене.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины по иску подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда в силу требований ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2013 по делу N А50-17099/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2013 N 17АП-8277/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-17099/2012
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. N 17АП-8277/2013-АК
Дело N А50-17099/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Ленина, 10" (ИНН 5902603849, ОГРН 1065902051820) - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми (ИНН 5902292777, ОГРН 1025900509250) - не явился, извещен надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 мая 2013 года
по делу N А50-17099/2012,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ленина, 10"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в Ленинском районе г. Перми
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" (далее ТСЖ "Ленина, 10") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Ленинскому районе г. Перми от 18.06.2012 N 06900112РК0024644 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, требование фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.07.2012 N 06900140446773, уточненное требование фонда от 17.08.2012 N 06900140465551.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает, что виды экономической деятельности юридического лица определяются им самим и подлежат уточнению в случае их изменения. Отсутствие фактически осуществляемых товариществом видов деятельности в уставе и выписке из ЕГРЮЛ не может являться основанием для их квалификации по иным, указанным в уставе и выписке из ЕГРЮЛ, видам деятельности.
Кроме того, требования не являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке гл. 24 АПК РФ. Спорные требования являются процессуальными документами и определяют срок для взыскания в безакцептном порядке либо для направления документов в судебные органы. Взыскание по требованию от 17.08.2012 не производилось, поскольку аннулировано.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 4 квартал 2011 г., представленного ТСЖ "Ленина, 10", составлен акт N 06900130024940 от 15.05.2012 (л.д. 8-12) и вынесено решение от 18.06.2012 N 06900112РК0024644 (л.д. 16-20), которым ТСЖ "Ленина, 10" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 383,60 руб. по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 51 919,53 руб., пени в сумме 174,73 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ "Ленина, 10", являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
13.07.2012 на основании решения фондом выставлено требование N 06900140446773 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 03.08.2012.
17.08.2012 фондом выставлено уточненное требование N 06900140465551 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 07.09.2012.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения фондом пониженных тарифов страховых взносов.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Действительно с 01.01.2012 в отношении некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, пониженные тарифы страховых взносов применяются в том случае, если организация осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пп. я.2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы права, изложенные в пп. "я2" п. 8 и п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пришел к выводу, что после введения п. 11 ч. 1 ст. 58 никаких ограничений либо запретов по применению положений п. 8 ч. 1 ст. 58 не установлено для некоммерческих организаций.
Наоборот, с 01.01.2012 расширен перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов и сужению не подлежит.
Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно Информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) форма дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условий на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного ч. 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (код строки 435), из них: суммы доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов. Определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (с. 436/с. 435) x 100%) (код строки 437).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделе 4 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за расчетный период 4 квартал 2011 года заявителем в подразделе 4.4 "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 437) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Судом первой инстанции верно указано, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.
По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.
Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ "Мира, 27" применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.
Довод управления о необходимости исключения в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ из общего объема доходов товарищества доходов от сдачи в аренду рекламного места на фасаде здания и отнесения их к классификационному признаку "рекламная деятельность" (код ОКВЭД 74.40) суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку согласно уставу товарищества и выписке из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Ленина, 10" в сведениях о видах экономической деятельности последнего рекламная деятельность не значится.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относится, в том числе и вид деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид "Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что деятельность товарищества по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья и рекламного места на фасаде здания входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует, указание заявителем ОКВЭД 70.32.1 является обоснованным и соответствует пп. я п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.
Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доходы по разделу "проценты по депозитному договору" не относятся к деятельности по управлению недвижимостью, что не оспаривается сторонами.
При этом, при условии исключения дохода товарищества, поименованного как "проценты по депозитному договору", доля которого от основного вида деятельности в отчетном периоде 2011 г. составляет 6,31%.
Поскольку решение пенсионного фонда подлежит признанию недействительным, то выставленные на его основе требования также подлежат признанию недействительными.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 79 от 11.08.2004 требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Поскольку спорные требования не соответствуют фактической обязанности налогоплательщика по уплате недоимки, пени и штрафа, то подлежат признанию недействительными.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на верном толковании норм материального права и не подлежит отмене.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины по иску подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда в силу требований ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2013 по делу N А50-17099/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)