Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод" о признании недействующим в части Постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск" по апелляционной жалобе представителя правительства Республики Дагестан -Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
29 декабря 2007 года Правительством Республики Дагестан принято постановление N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские Огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск" (далее - постановление).
Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" 29 декабря 2007 года, N 20, ст. 996.
Пунктом 2 постановления утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов и средний уровень кадастровой стоимости земель названных населенных пунктов (приложения N 1 и N 2).
В приложении N 1 к названному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земли по землям под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок в кадастровом квартале N 165 в размере 1180,02 рубля.
ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод", являющийся собственником земельного участка, находящегося в указанном кадастровом квартале, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земли в кадастровом квартале N 165 в размере 1180,02 рубля, мотивируя свои требования тем, что утвержденный удельный показатель значительно завышен, при этом его увеличение произведено без соблюдения установленной федеральным законодательством процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель. Указанные обстоятельства повлекли нарушение имущественных прав заявителя, вынужденного оплачивать земельный налог в повышенном, носящем произвольный характер, и не имеющем экономического основания размере.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года заявление ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод" удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель правительства Республики Дагестан - Министерства юстиции Республики Дагестан просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного Кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктом 11 которых предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15 февраля 2007 года за N 39 утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми должна проводиться оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом муниципальном районе (городском округе) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета методическим указаниям;
- о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что Правительством Республики Дагестан не представлены доказательства в обоснование законности установления удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителям, при этом имело место значительное увеличение удельных показателей, которое осуществлено произвольно, без учета установленных законом факторов.
Как следует из материалов дела, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении установленного федеральным законом порядка о составлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, и что этот отчет утвержден Роснедвижимостью на предмет его соответствия Методическим рекомендациям.
Доказательств того, что надлежащим образом была проведена государственная кадастровая оценка земли в кадастровом квартале N 165, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, установив нарушение процедуры при определении государственной кадастровой оценки земель в квартале N 165, обоснованно признал недействующим в части постановление правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 с момента его принятия.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя правительства Республики Дагестан - Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.02.2013 N 20-АПГ13-1
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. N 20-АПГ13-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод" о признании недействующим в части Постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск" по апелляционной жалобе представителя правительства Республики Дагестан -Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
29 декабря 2007 года Правительством Республики Дагестан принято постановление N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципальных образований "Город Буйнакск", "Город Избербаш", "Город Каспийск", "Город Кизилюрт", "Город Кизляр", "Город Дербент", "Город Дагестанские Огни", "Город Хасавюрт", "Город Южно-Сухокумск" (далее - постановление).
Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" 29 декабря 2007 года, N 20, ст. 996.
Пунктом 2 постановления утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов и средний уровень кадастровой стоимости земель названных населенных пунктов (приложения N 1 и N 2).
В приложении N 1 к названному постановлению утвержден удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земли по землям под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок в кадастровом квартале N 165 в размере 1180,02 рубля.
ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод", являющийся собственником земельного участка, находящегося в указанном кадастровом квартале, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земли в кадастровом квартале N 165 в размере 1180,02 рубля, мотивируя свои требования тем, что утвержденный удельный показатель значительно завышен, при этом его увеличение произведено без соблюдения установленной федеральным законодательством процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель. Указанные обстоятельства повлекли нарушение имущественных прав заявителя, вынужденного оплачивать земельный налог в повышенном, носящем произвольный характер, и не имеющем экономического основания размере.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года заявление ООО "Хасавюртовский приборостроительный завод" удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель правительства Республики Дагестан - Министерства юстиции Республики Дагестан просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного Кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктом 11 которых предусмотрено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15 февраля 2007 года за N 39 утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми должна проводиться оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом муниципальном районе (городском округе) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета методическим указаниям;
- о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что Правительством Республики Дагестан не представлены доказательства в обоснование законности установления удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителям, при этом имело место значительное увеличение удельных показателей, которое осуществлено произвольно, без учета установленных законом факторов.
Как следует из материалов дела, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении установленного федеральным законом порядка о составлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, и что этот отчет утвержден Роснедвижимостью на предмет его соответствия Методическим рекомендациям.
Доказательств того, что надлежащим образом была проведена государственная кадастровая оценка земли в кадастровом квартале N 165, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, установив нарушение процедуры при определении государственной кадастровой оценки земель в квартале N 165, обоснованно признал недействующим в части постановление правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 года N 355 с момента его принятия.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя правительства Республики Дагестан - Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)