Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.01.2013 N Ф03-6518/2012 ПО ДЕЛУ N А51-12080/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. N Ф03-6518/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии:
- от заявителя: МИФНС N 2 по Приморскому краю - Волошина И.Л., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 1;
- от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю"
на решение от 06.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012
по делу N А51-12080/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Борисов Д.В.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю
к отделу вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дальнереченский"
о взыскании задолженности по налогу на прибыль организаций, пени и штрафа в общей сумме 18 071 907,08 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (ОГРН 1042501403438, юридический адрес: 692132, Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Михаила Личенко, д. 24А; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дальнереченский" (далее - отдел вневедомственной охраны, налогоплательщик) задолженности по обязательным платежам в сумме 18 071 907,08 руб., из которых: налог на прибыль организаций в размере 12 374 611 руб., штраф в размере 2 794 496 руб. и пени в размере 2 902 800 руб.
Решением суда от 08.08.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012, заявленные требования налогового органа удовлетворены в полном объеме, при этом судом уменьшен штраф до 279 449,60 руб.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом произведена замена отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дальнереченский" на его правопреемника федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю" (ОГРН 1122540007160, местонахождение: 690078, г. Владивосток, ул. Комсомольская, д. 9; далее - ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю, вневедомственная охрана) в связи с реорганизацией.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе вневедомственной охраны, которая просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, так как суды неправильно применили нормы материального права. По мнению заявителя жалобы в рамках данного спора должна применяться аналогия закона, поскольку налоговым законодательством вопрос об освобождении государственного учреждения от уплаты налога на прибыль организаций не урегулирован, в то время как главой 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что не является объектом налога на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции с ее доводами не согласны, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка, в результате которой выявлены нарушения налогового законодательства, а именно неуплата налога на прибыль организаций в размере 12 374 611 руб., которая образовалась в результате занижения налоговой базы за счет не отнесения к доходам в целях налогообложения по налогу на прибыль доходов, полученных от оказания платных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества юридических и физических лиц, чем нарушены статьи 274, 247 и 321.1 НК РФ. Результаты проверки отражены в акте от 29.02.2012 N 11-71/001583.
11.04.2012 инспекцией на основании акта проверки, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение N 08-71дсп/002923 о доначислении 12 374 611 налога на прибыль, 2 902 800 пеней, также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности: по части 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 652 203 руб., по статье 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 142 293 руб.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование N 7580 от 27.04.2012 об уплате налога, сбора, пени, штрафа которым предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штрафов в срок до 21.05.2012.
В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением о взыскании указанной выше задолженности в арбитражный суд, который, удовлетворил требования инспекции, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом положениями статьи 321.1 НК РФ (действовавшей до 01.01.2011) были установлены особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями.
На основании пункта 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам), и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (в редакции от 04.08.2005, далее - Положение о вневедомственной охране), вневедомственная охрана создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров.
Согласно статье 6 Закона N 198-ФЗ от 24.07.2007 "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" устанавливает, что средства в валюте Российской Федерации, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Исходя из указанных норм права, а также изменений законодательства относительно финансового обеспечения деятельности органов вневедомственной охраны, доходы, получаемые последними от охраны имущества собственников на договорной основе, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 321.1 НК РФ, учитываются в качестве доходов при определении налогооблагаемой базы бюджетных учреждений, которая определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации, в том числе оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При этом полученные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет с лицевых счетов получателей бюджетных средств после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров.
Статья 251 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, куда доходы, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в виде платы в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на охрану, не относятся.
В связи с чем средства, получаемые отделом вневедомственной охраны в соответствии с договорами на охрану имущества юридических и физических лиц, подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в общем порядке.
Поскольку полученные заявителем денежные средства по договорам (контрактам) за оказанные услуги по охране не являются средствами целевого финансирования, суды правомерно пришли к выводу о том, что отделом вневедомственной охраны занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций в результате невключения в состав доходов от реализации услуг средств, полученных по договорам (контрактам) на оказание охранных услуг.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения в данном случае аналогии закона судом кассационной инстанции не учитывается, так как данный довод был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, то обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
С учетом того, что при принятии кассационной жалобы судом кассационной инстанции определением от 26.12.2012 ФГКУ УВО УМВД России по Приморскому краю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, она по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с последнего в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.08.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А51-12080/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2012 N 001851 (Ф03-6518/2012) отменить.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА

Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
О.Н.ТРОФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)