Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" Пятунина О.И. (доверенность от 17.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 по делу N А05-11966/2012 (судьи Ипаев С.Г., Быстров И.В., Шишова Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес", место нахождения: 163012, г. Архангельск, Кировская ул., д. 4, ОГРН 1052901029499 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании постановления администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (далее - Администрация), от 30.12.2011 N 770 (далее - постановление N 770) в части установления ставки вида разрешенного использования в размере 5,5% в отношении земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью (пункт 4 таблицы ставок арендной платы на 2012 год, приведенной в приложении N 2 к постановлению N 770), не соответствующим пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582), постановлению правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области" (далее - постановление правительства Архангельской области N 190-пп) и недействующим в оспариваемой части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области.
Суд первой инстанции решением от 10.01.2013 отказал в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, необходимых для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 10.01.2013.
Податель жалобы указывает следующее: суд неправомерно отклонил его довод об отсутствии доказательств экономической обоснованности установленных оспариваемым постановлением коэффициентов; определение коэффициентов в обжалуемых размерах противоречит постановлению Правительства РФ N 582.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение от 10.01.2013 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка площадью 339 605 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., Виноградовский р-н, п. Сельменьга, на основании договора аренды от 01.04.2005, заключенного с Администрацией на срок до 28.03.2054. Данный участок относится к категории земель промышленности и к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, имеет вид разрешенного использования "в целях производственной деятельности".
Арендная плата за земельный участок установлена в 2005 году в размере 1 311 551 руб. 40 коп.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год, а также при изменении базовой ставки арендной платы в соответствии с законами Российской Федерации и иными правовыми актами; арендодатель направляет арендатору расчет размера арендной платы; подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.
Глава Администрации постановлением N 770 установил ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Виноградовский муниципальный район".
В Приложении N 2 к указанному постановлению определены ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Виноградовского муниципального района, в процентах от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв. м) земельного участка. Пунктом 4 названного приложения определена ставка арендной платы для земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью, в размере 5,5%.
Постановление N 770 опубликовано в номере 1 газеты "Виноградовский муниципальный вестник" от 13.01.2012.
Общество, считая, что Администрация незаконно, без экономического обоснования, установила ставку арендной платы для земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью, в размере 5,5%, что привело к увеличению платы за аренду участка, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. По мнению Общества, Администрация не наделена полномочиями по дифференциации видов разрешенного использования в отношении земель, право государственной собственности на которые не разграничено и которые отнесены к одной категории; в законодательстве не определено такое понятие как "лесная отрасль".
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление Общества по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив в оспариваемой части постановление N 770, являющееся нормативным правовым актов органа местного самоуправления, на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нашел оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением правительства Архангельской области N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области. Положением установлены порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, формула, по которой рассчитывается размер арендной платы, включающая удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренду земельного участка, коэффициент инфляционных процессов.
В пункте 4 названного Положения указано, что ставка арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельного участка в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки.
Администрация приняла постановление N 770 на основании постановления правительства Архангельской области N 199-пп и установила ставки арендной платы за земельные участки на территории Виноградовского муниципального района в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков.
Данные ставки используются в качестве одного из элементов в формуле расчета арендной платы, определенной постановлением правительства Архангельской области N 199-пп.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Постановлением Правительства РФ N 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Распоряжением Администрации от 16.02.2010 N 46 создана постоянно действующая комиссии для определения ставок арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Виноградовского муниципального района. В материалы дела представлены протоколы заседания названной комиссии, на которых обсуждались вопросы определения методики расчета арендной платы по видам разрешенного использования и экономическая обоснованность установления различных ставок арендной платы, а также представлены экономические расчеты. Администрация при принятии оспариваемого постановления учла решения названной комиссии.
Суд установил, что, поскольку законодательством Российской Федерации не установлена единая методика расчета ставок арендной платы, Администрация правомерно при определении арендных ставок учитывала следующие факторы: категории и виды функционального использования земельных участков; их доходность участков; инфляционные процессы; кадастровую стоимость земельных участков, определенную в соответствии с постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 189-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области по состоянию на 1 января 2008 года"; налоговые ставки за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Установление различных ставок арендной платы в одной группе вида разрешенного использования земельных участков соответствует как основным принципам определения арендной платы, регламентированным постановлением Правительства РФ N 582, так и постановлению правительства Архангельской области N 190-пп. Отсутствие такого вида разрешенного использования, как "для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью" в приложении "Типовой перечень видов разрешенного использования" к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, не свидетельствует о том, что Администрация не вправе определить подгруппы в пределах одного вида разрешенного использования земельных участков и на основании экономического расчета установить для каждой подгруппы отдельные ставки арендной платы. Использование в оспариваемом постановлении термина "лесная отрасль" не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не противоречит Закону N 135-ФЗ, поскольку оспариваемая ставка установлена для всех земельных участков, используемых в указанных целях (не менее 10 участков в названном муниципальном районе).
Следует отметить, что кадастровая стоимость спорного земельного участка площадью 339 605 кв. м составляет 32 955 269,2 руб., арендная плата за этот участок в 2012 году с учетом базовой ставки, установленной оспариваемым постановлением Администрации, определена в размере 2 055 783 руб. Таким образом, размер арендной платы в 2012 году по сравнению с размером, установленным в 2005 году (1 311 551 руб. 40 коп.), то есть за семь лет, вырос менее чем на 700 000 руб. Причем изменение арендной платы связано не только с установлением спорной ставки арендной платы, но с изменением кадастровой стоимости названного участка, которая учитывается в формуле расчета арендной платы.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Администрация приняла оспариваемое постановление в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом N 131-ФЗ; данное постановление в оспариваемой части не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам и другим нормативным правовым актам; арендные ставки установлены с соблюдением принципа экономической обоснованности.
Ввиду изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 10.01.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2013 по делу N А05-11966/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А05-11966/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N А05-11966/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" Пятунина О.И. (доверенность от 17.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2012 по делу N А05-11966/2012 (судьи Ипаев С.Г., Быстров И.В., Шишова Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес", место нахождения: 163012, г. Архангельск, Кировская ул., д. 4, ОГРН 1052901029499 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании постановления администрации муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" (далее - Администрация), от 30.12.2011 N 770 (далее - постановление N 770) в части установления ставки вида разрешенного использования в размере 5,5% в отношении земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью (пункт 4 таблицы ставок арендной платы на 2012 год, приведенной в приложении N 2 к постановлению N 770), не соответствующим пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582), постановлению правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области" (далее - постановление правительства Архангельской области N 190-пп) и недействующим в оспариваемой части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Архангельской области в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области.
Суд первой инстанции решением от 10.01.2013 отказал в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, необходимых для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 10.01.2013.
Податель жалобы указывает следующее: суд неправомерно отклонил его довод об отсутствии доказательств экономической обоснованности установленных оспариваемым постановлением коэффициентов; определение коэффициентов в обжалуемых размерах противоречит постановлению Правительства РФ N 582.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение от 10.01.2013 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка площадью 339 605 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., Виноградовский р-н, п. Сельменьга, на основании договора аренды от 01.04.2005, заключенного с Администрацией на срок до 28.03.2054. Данный участок относится к категории земель промышленности и к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, имеет вид разрешенного использования "в целях производственной деятельности".
Арендная плата за земельный участок установлена в 2005 году в размере 1 311 551 руб. 40 коп.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год, а также при изменении базовой ставки арендной платы в соответствии с законами Российской Федерации и иными правовыми актами; арендодатель направляет арендатору расчет размера арендной платы; подписание дополнительных соглашений в данном случае не требуется.
Глава Администрации постановлением N 770 установил ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Виноградовский муниципальный район".
В Приложении N 2 к указанному постановлению определены ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Виноградовского муниципального района, в процентах от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв. м) земельного участка. Пунктом 4 названного приложения определена ставка арендной платы для земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью, в размере 5,5%.
Постановление N 770 опубликовано в номере 1 газеты "Виноградовский муниципальный вестник" от 13.01.2012.
Общество, считая, что Администрация незаконно, без экономического обоснования, установила ставку арендной платы для земельных участков, предназначенных для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью, в размере 5,5%, что привело к увеличению платы за аренду участка, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. По мнению Общества, Администрация не наделена полномочиями по дифференциации видов разрешенного использования в отношении земель, право государственной собственности на которые не разграничено и которые отнесены к одной категории; в законодательстве не определено такое понятие как "лесная отрасль".
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление Общества по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив в оспариваемой части постановление N 770, являющееся нормативным правовым актов органа местного самоуправления, на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нашел оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением правительства Архангельской области N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области. Положением установлены порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, формула, по которой рассчитывается размер арендной платы, включающая удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренду земельного участка, коэффициент инфляционных процессов.
В пункте 4 названного Положения указано, что ставка арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельного участка в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки.
Администрация приняла постановление N 770 на основании постановления правительства Архангельской области N 199-пп и установила ставки арендной платы за земельные участки на территории Виноградовского муниципального района в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков.
Данные ставки используются в качестве одного из элементов в формуле расчета арендной платы, определенной постановлением правительства Архангельской области N 199-пп.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
Постановлением Правительства РФ N 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Распоряжением Администрации от 16.02.2010 N 46 создана постоянно действующая комиссии для определения ставок арендной платы по видам (группам) разрешенного использования земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Виноградовского муниципального района. В материалы дела представлены протоколы заседания названной комиссии, на которых обсуждались вопросы определения методики расчета арендной платы по видам разрешенного использования и экономическая обоснованность установления различных ставок арендной платы, а также представлены экономические расчеты. Администрация при принятии оспариваемого постановления учла решения названной комиссии.
Суд установил, что, поскольку законодательством Российской Федерации не установлена единая методика расчета ставок арендной платы, Администрация правомерно при определении арендных ставок учитывала следующие факторы: категории и виды функционального использования земельных участков; их доходность участков; инфляционные процессы; кадастровую стоимость земельных участков, определенную в соответствии с постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 189-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области по состоянию на 1 января 2008 года"; налоговые ставки за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Установление различных ставок арендной платы в одной группе вида разрешенного использования земельных участков соответствует как основным принципам определения арендной платы, регламентированным постановлением Правительства РФ N 582, так и постановлению правительства Архангельской области N 190-пп. Отсутствие такого вида разрешенного использования, как "для эксплуатации объектов промышленности, связанных с лесной отраслью" в приложении "Типовой перечень видов разрешенного использования" к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, не свидетельствует о том, что Администрация не вправе определить подгруппы в пределах одного вида разрешенного использования земельных участков и на основании экономического расчета установить для каждой подгруппы отдельные ставки арендной платы. Использование в оспариваемом постановлении термина "лесная отрасль" не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не противоречит Закону N 135-ФЗ, поскольку оспариваемая ставка установлена для всех земельных участков, используемых в указанных целях (не менее 10 участков в названном муниципальном районе).
Следует отметить, что кадастровая стоимость спорного земельного участка площадью 339 605 кв. м составляет 32 955 269,2 руб., арендная плата за этот участок в 2012 году с учетом базовой ставки, установленной оспариваемым постановлением Администрации, определена в размере 2 055 783 руб. Таким образом, размер арендной платы в 2012 году по сравнению с размером, установленным в 2005 году (1 311 551 руб. 40 коп.), то есть за семь лет, вырос менее чем на 700 000 руб. Причем изменение арендной платы связано не только с установлением спорной ставки арендной платы, но с изменением кадастровой стоимости названного участка, которая учитывается в формуле расчета арендной платы.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Администрация приняла оспариваемое постановление в соответствии с полномочиями, предусмотренными Законом N 131-ФЗ; данное постановление в оспариваемой части не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам и другим нормативным правовым актам; арендные ставки установлены с соблюдением принципа экономической обоснованности.
Ввиду изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 10.01.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2013 по делу N А05-11966/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалес" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)