Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-44925/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А41-44925/12


Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Воробьевой И.О., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
- от ООО "Оболдино-1": не явились, извещены;
- от Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области: Кукушкина М.М., по доверенности от 09.01.2013 N 17, Горб М.А., по доверенности от 09.01.2013 N 22,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оболдино-1" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2013 года по делу N А41-44925/12, принятое судьей Валюшкиной В.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оболдино-1" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 09/1795 от 14.06.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Оболдино-1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 09/1795 от 14.06.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2013 года по делу N А41-44925/12 в удовлетворении заявленных требований ООО "Оболдино-1" отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО "Оболдино-1" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2013 года по делу N А41-44925/12 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Инспекция представила в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель и Инспекция направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Оболдино-1" налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, а также представленных налогоплательщиком возражений, налоговой инспекцией вынесено решение N 09/1795 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.06.2012, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 14 542,60 руб., организации начислен земельный налог в сумме 555 652 руб., а также пени за его несвоевременную уплату.
Решением N 07-12/44120 от 31.08.2012, принятым УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции изменено путем отмены доначислений по земельному налогу за 2011 г. в сумме 131 576 руб., в том числе авансовых платежей в сумме 91 470 руб., а также соответствующих сумм штрафных санкций и пени, в остальной части решение оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Таким образом, решение налоговой инспекции действует с учетом внесенных изменений вышестоящим налоговым органом.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области, организация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
По мнению организации, изложенному в заявлении и апелляционной жалобе, условием применения ставки 0,3% при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" является цель, для которой предоставлен земельный участок. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Буквальное толкование положений ст. ст. 85, 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что отнесение земель к той или иной категории зависит от целей использования, а не от видов деятельности их собственников. Положения ст. 394 НК РФ не предусматривают дифференциации ставки земельного налога в зависимости от правообладателя - ставка налога привязана исключительно к категории/виду разрешенного использования соответствующего участка. Кроме того, системное толкование норм ст. ст. 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации не позволяет однозначно сделать вывод о том, что коммерческая организация не может использовать для дачного строительства (хозяйствования) земельный участок категории: земли сельскохозяйственного назначения.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал следующее.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из оспариваемого решения налоговой инспекции с учетом решения УФНС России по Московской области следует, что основаниями начисления земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа послужили следующие обстоятельства.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права у заявителя на праве собственности в 2011 году имелись
- - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:37;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер: 50:14:040116:220;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:229;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:243;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:249;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:275;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:301;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:306;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:308;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:317;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:333;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:366;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:397;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:426;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:427;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:428;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040116:429;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:224;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:225;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:226;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:227;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:228;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:229;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:230;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:231;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:232;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:233;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:242;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:243;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:244;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:245;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:246;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:247;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:248
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:249;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:250;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:254;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:255;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:256;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:257;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:258;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:259;
- - земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, кадастровый номер: 50:14:040118:370.
Исчисляя в проверяемых периодах земельных налог по данным земельным участкам, налогоплательщик применял ставку налога 0,3%, и подлежащая уплате сумма налога по данным налогоплательщика составила в 2011 г. 129 240 руб.
При этом, налогоплательщик, как указывает налоговая инспекция, руководствовался решением Совета депутатов Городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 12.11.2010 N 21/па-2010 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский", согласно которым ставка 0,3 процента установлена при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, занятых индивидуальным жилищным фондом.
Налоговая инспекция, проанализировав нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, сделала вывод о том, что применение ставки в размере 0,3% возможно при соблюдении следующих условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель либо в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, занятых индивидуальным жилищным фондом.
Для земельных участков налогоплательщика установлена категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", однако для применения льготной ставки налогообложения организация не выполнила второе условие - земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, не приобретены (предоставлены) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, жилищного строительства, не заняты индивидуальным жилищным фондом.
Кроме того, указанные земельные участки приобретены организацией для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. извлечения прибыли от последующего дачного строительства на данных земельных участках, а, следовательно, организация не только не использует земельные участки в сельскохозяйственных целях, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, жилищного строительства, но и не имеет такого намерения.
Далее налоговым органом проанализированы нормы Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и сделан вывод о том, что, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства, законодателем подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
В то же время заявитель является коммерческой организацией, учредителем некоммерческого объединения граждан не значится.
На основании изложенного налоговая инспекция, с учетом решения УФНС России по Московской области, пришла к выводу о том, что функциональное использование земельных участков не соответствует разрешенному виду использования и, как следствие, необоснованном применении налогоплательщиком ставки 0,3% при исчислении земельного налога.
Выражая несогласие с изложенными в решении доводами, ООО "Оболдино-1", ссылаясь на обстоятельство того, что спорные земельные участки с видом разрешенного использования "для дачного строительства" используются по назначению и на них планируется дачное строительство, представило в материалы дела:
- постановление Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 195 от 04.09.2012 "Об утверждении ООО "Оболдино-1" проекта планировки территорий под дачное строительство по адресу Московская область, Щелковский район, северо-западнее д. Супонево, западнее НП "Лосиный остров", поле N 63";
- постановление Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 125 от 20.08.2012 "Об утверждении ООО "Оболдино-1" проекта планировки территорий под дачное строительство по адресу Московская область, Щелковский район, вблизи деревни Оболдино";
- договор N 4.1/2011 от 15.04.2011, согласно которому заявитель выступает заказчиком, а ООО "Новатекстройпроект" - исполнителем работ по разработке проекта планировки территорий вблизи д. Оболдино городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области;
- постановление Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 18.02.2011 N 32 "О разрешении ООО "Оболдино-1" разработки проекта планировки территории, расположенной в городском поселении Загорянский вблизи деревни Оболдино";
- проект планировки территории под дачное строительство по адресу: Московская область, Щелковский район, вблизи д. Оболдино.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В то же время из представленных в материалы дела постановлений Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области следует, что проекты планировки территорий под дачное строительство утверждены на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:14:040118:46 (на основании постановления от 04.09.2012 N 195); 50:14:040116:0036, 50:14:040116:0044, 50:14:040116:0045, 50:14:040116:0046, 50:14:040116:0041, 50:14:040116:0042, 50:14:040116:0040, 50:14:040116:0055, 50:14:040116:0043, 50:14:040116:0039, 50:14:040116:0047 (на основании постановления от 20.08.2012 N 175).
Однако кадастровые номера земельных участков, указанные в постановлениях, не соответствуют кадастровым номерам земельных участков, отраженным в налоговой декларации за спорный налоговый период и представленных в материалы дела свидетельствах о государственной регистрации права, равно как и реквизиты указанных в постановлениях свидетельств о государственной регистрации права заявителя на земельные участки - фактически имеющимся в материалах дела свидетельствам.
Доказательств того, что до момента издания постановлений Главы городского поселения Загорянский земельные участки, принадлежавшие в 2011 году налогоплательщику, претерпели изменения, в связи с чем были присвоены новые кадастровые номера и выданы новые свидетельства о государственной регистрации права, заявителем в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что представитель заявителя находился в добросовестном заблуждении относительно того обстоятельства, что кадастровые номера указанные в постановлениях, не соответствуют кадастровым номерам земельных участков, отраженным в налоговой декларации за спорный налоговый период, отклоняется апелляционным судом ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, указанный довод апелляционной жалобы несостоятелен и суд первой инстанции правомерно посчитал недоказанной ссылку заявителя на то, что спорные земельные участки использовались им по целевому назначению в спорном налоговом периоде.
Более того, заявляя о возможности применения в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" налоговой ставки 0,3%, налогоплательщик не учитывает следующего.
Ни нормами ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, ни нормами решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области от 12.11.2010 N 21/па-2010 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский"
- во-первых, не предусмотрено применение налоговой ставки 0,3% при использовании земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства;
- во-вторых, не предусмотрено применение налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков, предоставленных для дачного строительства.
Кроме того, представляется противоречивым данный заявителем анализ норм ст. ст. 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, которые, по мнению заявителя, не позволяют сделать вывод о том, что коммерческая организация не может использовать для дачного строительства земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения".
В то же время, по мнению суда, данные нормы прямо предусматривают возможность использования коммерческими организациями земель сельскохозяйственного назначения исключительно для целей ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Дачное строительство, как полагает суд, не относится к видам деятельности, связанным с сельскохозяйственным производством.
Таким образом, нормы ст. ст. 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации не допускают дискреции.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства устанавливается ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан".
Суд также принимает во внимание обстоятельство того, что правоприменительная практика не делает различий между понятиями "дачное хозяйство" и "дачное строительство"
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Закона N 66-ФЗ дачный земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Иных определений дачного земельного участка в законодательстве Российской Федерации не содержится.
При этом Законом N 66-ФЗ предусматривается возможность предоставления земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан в составе земель общего имущества (п. 2 ст. 8) либо для размещения указанных некоммерческих объединений (ст. 14).
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования и праве на пожизненное владение.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. При этом под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. В связи с этим право возведения жилого дома на дачных земельных участках с правом регистрации проживания в нем соответствует лишь использованию земельных участков, занятых жилищным фондом, а не указывает на то, что в состав жилищного фонда входят дачные участки.
Таким образом, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
При этом установление вида разрешенного использования земельных участков "дачное строительство" в отношении землепользования коммерческого юридического лица, каким является заявитель, не соответствует перечисленным нормативным актам.
Учитывая установленную ст. 394 НК РФ норму о том, что налоговая ставка в размере 0,3% применяется к конкретным категориям земель, а именно занятых жилищным фондом, а также предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, указанная налоговая ставка не применяется при исчислении налога за земельные участки, на которых ведется дачное строительство коммерческими организациями, поскольку положение о ее применении к данным землям не определено НК РФ.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 387 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) дано право определять налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 "Земельный налог" НК РФ.
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области N 21/па-2010 от 12.11.2010 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский", действовавшим в 2011 году налоговая ставка 0,3 процента установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства,
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, занятых индивидуальным жилищным фондом.
Помимо этого, в отношении:
- земельных участков, занятых жилищным фондом (кроме индивидуального) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) установлена ставка 0,15 процентов;
- земельных участков, приобретенных (предоставленных) физическими и юридическими лицами, гаражно-потребительскими (гаражно-строительными) кооперативами, в том числе для строительства гаражей; относящихся к общему имуществу дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, предоставленных им в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование установлена ставка 0,5 процентов;
- прочих земельных участков установлена ставка 1,5 процента.
Таким образом, если деятельность заявителя не связана с деятельностью, предусмотренной указанным решением, позволяющим применять пониженную налоговую ставку, налогоплательщик не вправе применять ставку налога в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, а должен уплачивать налог по ставке для прочих земельных участков.
Аналогичная правовая позиция содержится в письме Минфина России от 22.09.2011 г. N 03-05-04-02/44.
В рассматриваемом случае, и как указывалось ранее, спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства". Для целей, связанных с сельскохозяйственных производством, спорные земельные участки не используются, обстоятельство чего заявителем не опровергается.
По мнению суда, применение пониженной ставки земельного налога 0,3% возможно при соблюдении условий, установленных решением Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области.
При таких обстоятельствах, представляется обоснованной позиция налоговой инспекции со ссылкой на наличие условий с целью применения налоговой ставки 0,3%, то есть не только отнесение спорных земель к землям сельскохозяйственного назначения, к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, но и их использование по прямому назначению, а не с целью получения коммерческой выгоды в виде дальнейшей реализации земельных участков с возведенными объектами дачного строительства, на что прямо указано в постановлениях Главы городского поселения Загорянский.
Таким образом, представленными в материалы дела документами установлено и из анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что налогоплательщик необоснованно при исчислении земельного налога в 2011 году применял установленную Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области ставку 0,3% в отношении спорных земельных участков.
По мнению суда, применению налогоплательщиком подлежала ставка 1,5%, установленная решением Совета депутатов Загорянский, в отношении прочих земельных участков.
Позиция суда при рассмотрении настоящего спора согласуется с позицией, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Определении от 22.03.2011 по делу N ВАС-2745/11. Кроме того, по спорам, аналогичным рассмотренному, имеются вступившие в силу решения суда от 31.01.2012 по делу N А41-42470/11, от 02.04.2012 по делу N А41-26501/11, от 24.04.2012 по делу N А41-39405/11, от 26.06.2012 по делу N А41-11790/12.
Возражений по расчетам начисленных сумм налога, пени и штрафа (с учетом решения Управления ФНС России по Московской области) заявителем не представлено. На допущенные налоговым органом нарушения при проведении налоговой проверки и рассмотрении ее результатов общество не ссылается.
Проверив расчеты начисленных налога, пени и штрафа, суд первой инстанции не усмотрел их несоответствия нормам налогового законодательства, об ошибках в расчетах начисленных сумм налогоплательщик не заявлял.
Проверив порядок производства по делу о налоговом правонарушении, суд первой инстанции также не усмотрел его несоответствия нормам налогового законодательства.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2013 года по делу N А41-44925/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Оболдино-1" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)