Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Рус-фермер" (ИНН 0917016883, ОГРН 1100917001481) - Меремуковой С.Ю. (доверенность от 17.01.2013), в отсутствие ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рус-фермер" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А25-1464/2012 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.), установил следующее.
ООО "Рус-фермер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 19.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и возложении на инспекцию обязанности принять решение о государственной регистрации ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 требования удовлетворены. Суд сделал вывод об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и нарушении в этой связи прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку им выполнены все требования, предъявляемые к процедуре ликвидации.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 решение суда от 09.11.2012 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что инспекция приняла решение в соответствии с пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение было принято несвоевременно, поскольку обществом не соблюдены требования пункта 5 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и наличии у инспекции обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о прекращении деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по решению учредителей является неправомерным.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Общество считает, что представило в регистрирующий орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
16 апреля 2013 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 05 минут 23.04.2013.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.07.2010, выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 09 N 000567835.
Единственным участником общества Алиевым Х.Х. принято решение от 09.04.2012 о ликвидации, ликвидатором назначен Алиев Х.Х., о чем в журнале "Вестник государственной регистрации" от 18.04.2012 N 15 (373) было опубликовано сообщение, установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов.
15 июня 2012 года в инспекцию направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
22 июня 2012 года в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации заявителя как юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
По требованию общества произведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 14.06.2012 и составлен акт N 2433, согласно которому по единому сельскохозяйственному налогу установлена задолженность в сумме 48 216 рублей 84 копеек, по пеням по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) в сумме 810 рублей 03 копеек, а также переплата по этому же налогу в сумме 10 915 рублей 69 копеек.
Платежными поручениями от 25.06.2012 N 9 и 10 общество перечислило в бюджет 37 301 рубль 15 копеек ЕСХН за 2011 год и 1 тыс. рублей пени по ЕСХН.
С учетом произведенного инспекцией зачета переплаты по ЕСХН в сумме 10 915 рублей 69 копеек в счет уплаты задолженности по этому же налогу (заявление ликвидатора от 22.06.2012 о проведении зачета и решение инспекции о зачете от 05.07.2012 N 1352) задолженность общества по налогу и пеням погашена в полном объеме.
25 июня 2012 года общество составило и сдало в инспекцию промежуточный ликвидационный баланс на указанную дату, не содержащий сведений о наличии задолженности перед кредиторами, в том числе по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Инспекция приняла решение от 29.06.2012 N 12-24/125 о проведении выездной налоговой проверки заявителя по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
11 июля 2012 года инспекция внесла запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в ЕГРЮЛ. Ликвидатором составлен ликвидационный баланс от 11.07.2012, утвержденный решением единственного участника и учредителя общества от 12.07.2012 N 5.
12 июля 2012 года ликвидатор сдал в инспекцию заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение единственного участника заявителя об утверждении ликвидационного баланса.
Решением от 19.07.2012 инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражена задолженность по налоговым обязательствам.
После вынесения решения и обращения заявителя в суд с заявлением инспекция направила обществу уведомление от 10.08.2012 N 12-46/71 о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.
Решением от 28.08.2012 N 469 срок выездной налоговой проверки продлен до 01.10.2012. Справка о проведенной выездной налоговой проверке составлена инспекцией 26.09.2012, а акт выездной налоговой проверки - 28.09.2012.
По результатам проверки решением от 06.11.2012 N 120 инспекция доначислила обществу 316 200 рублей налога на прибыль, 22 734 540 рублей НДС, 8052 рубля пени по налогу на прибыль, 2 792 491 рубль пени по НДС, 503 рубля пени по НДФЛ и привлекла к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 126 480 рублей, по НДС в размере 9 093 816 рублей, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1200 рублей, по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 68 240 рублей, по НДС в размере 6 820 362 рублей. Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2011 году специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога и необходимости перехода на общий режим налогообложения с учетом того обстоятельства, что доля доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Пунктами 1 и 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VII и VIII Закона N 129-ФЗ.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрационный орган либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Общество до инициирования процедуры ликвидации согласно уставу занималось сельскохозяйственной деятельностью (растениеводство в сочетании с животноводством по ОКВЭД 01.3).
В соответствии с главой 26.1 раздела VIII. 1 "Специальные налоговые режимы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и являлось плательщиком ЕСХН.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Из содержания акта выездной налоговой проверки и решения от 06.11.2012 N 120 следует, что инспекция исчислила общую сумму доходов общества от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год в размере 126 303 тыс. рублей (в том числе: от реализации сельхозпродукции - 56 303 тыс. рублей, иные поступления - 70 млн рублей). Доля доходов общества от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила 44,57%.
При этом вся сумма доходов общества за 2011 год, не относящихся к реализации сельхозпродукции, в размере 70 млн рублей вытекает из одной сделки - реализации в адрес ООО "Агропром" оборудования по глубокой переработке (консервации) плодоовощных культур по договору поставки от 06.05.2011 N 9. Факт совершения указанной сделки и получения по ней дохода в размере 70 млн рублей обществом не оспаривается. Основываясь на этих обстоятельствах, инспекция признала сведения представленного истцом ликвидационного баланса недостоверными со ссылкой на наличие задолженности по общему режиму налогообложения.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
Таким образом, ликвидатором, неправомерно не включившим в ликвидационный баланс задолженность по общему режиму налогообложения, не были соблюдены требования Закона N 129-ФЗ в части достоверности информации, содержащейся в представленном ликвидационном балансе, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Кроме того, при ликвидации обществом нарушен порядок, установленный статьями 61 - 64 Кодекса.
Учитывая изложенное, апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица принято регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и интересы общества.
Основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А25-1464/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N А25-1464/2012
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А25-1464/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Рус-фермер" (ИНН 0917016883, ОГРН 1100917001481) - Меремуковой С.Ю. (доверенность от 17.01.2013), в отсутствие ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рус-фермер" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А25-1464/2012 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.), установил следующее.
ООО "Рус-фермер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 19.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и возложении на инспекцию обязанности принять решение о государственной регистрации ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2012 требования удовлетворены. Суд сделал вывод об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и нарушении в этой связи прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку им выполнены все требования, предъявляемые к процедуре ликвидации.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 решение суда от 09.11.2012 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что инспекция приняла решение в соответствии с пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение было принято несвоевременно, поскольку обществом не соблюдены требования пункта 5 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и наличии у инспекции обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о прекращении деятельности заявителя в связи с его ликвидацией по решению учредителей является неправомерным.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Общество считает, что представило в регистрирующий орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
16 апреля 2013 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 05 минут 23.04.2013.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.07.2010, выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 09 N 000567835.
Единственным участником общества Алиевым Х.Х. принято решение от 09.04.2012 о ликвидации, ликвидатором назначен Алиев Х.Х., о чем в журнале "Вестник государственной регистрации" от 18.04.2012 N 15 (373) было опубликовано сообщение, установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов.
15 июня 2012 года в инспекцию направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
22 июня 2012 года в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации заявителя как юридического лица и формировании ликвидационной комиссии.
По требованию общества произведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 14.06.2012 и составлен акт N 2433, согласно которому по единому сельскохозяйственному налогу установлена задолженность в сумме 48 216 рублей 84 копеек, по пеням по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) в сумме 810 рублей 03 копеек, а также переплата по этому же налогу в сумме 10 915 рублей 69 копеек.
Платежными поручениями от 25.06.2012 N 9 и 10 общество перечислило в бюджет 37 301 рубль 15 копеек ЕСХН за 2011 год и 1 тыс. рублей пени по ЕСХН.
С учетом произведенного инспекцией зачета переплаты по ЕСХН в сумме 10 915 рублей 69 копеек в счет уплаты задолженности по этому же налогу (заявление ликвидатора от 22.06.2012 о проведении зачета и решение инспекции о зачете от 05.07.2012 N 1352) задолженность общества по налогу и пеням погашена в полном объеме.
25 июня 2012 года общество составило и сдало в инспекцию промежуточный ликвидационный баланс на указанную дату, не содержащий сведений о наличии задолженности перед кредиторами, в том числе по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Инспекция приняла решение от 29.06.2012 N 12-24/125 о проведении выездной налоговой проверки заявителя по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 30.06.2012.
11 июля 2012 года инспекция внесла запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в ЕГРЮЛ. Ликвидатором составлен ликвидационный баланс от 11.07.2012, утвержденный решением единственного участника и учредителя общества от 12.07.2012 N 5.
12 июля 2012 года ликвидатор сдал в инспекцию заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение единственного участника заявителя об утверждении ликвидационного баланса.
Решением от 19.07.2012 инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не отражена задолженность по налоговым обязательствам.
После вынесения решения и обращения заявителя в суд с заявлением инспекция направила обществу уведомление от 10.08.2012 N 12-46/71 о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.
Решением от 28.08.2012 N 469 срок выездной налоговой проверки продлен до 01.10.2012. Справка о проведенной выездной налоговой проверке составлена инспекцией 26.09.2012, а акт выездной налоговой проверки - 28.09.2012.
По результатам проверки решением от 06.11.2012 N 120 инспекция доначислила обществу 316 200 рублей налога на прибыль, 22 734 540 рублей НДС, 8052 рубля пени по налогу на прибыль, 2 792 491 рубль пени по НДС, 503 рубля пени по НДФЛ и привлекла к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 126 480 рублей, по НДС в размере 9 093 816 рублей, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1200 рублей, по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 68 240 рублей, по НДС в размере 6 820 362 рублей. Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом в 2011 году специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога и необходимости перехода на общий режим налогообложения с учетом того обстоятельства, что доля доходов заявителя от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органов юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Пунктами 1 и 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VII и VIII Закона N 129-ФЗ.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрационный орган либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Общество до инициирования процедуры ликвидации согласно уставу занималось сельскохозяйственной деятельностью (растениеводство в сочетании с животноводством по ОКВЭД 01.3).
В соответствии с главой 26.1 раздела VIII. 1 "Специальные налоговые режимы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и являлось плательщиком ЕСХН.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Из содержания акта выездной налоговой проверки и решения от 06.11.2012 N 120 следует, что инспекция исчислила общую сумму доходов общества от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год в размере 126 303 тыс. рублей (в том числе: от реализации сельхозпродукции - 56 303 тыс. рублей, иные поступления - 70 млн рублей). Доля доходов общества от реализации сельхозпродукции в общей сумме дохода от реализации товаров (работ, услуг) составила 44,57%.
При этом вся сумма доходов общества за 2011 год, не относящихся к реализации сельхозпродукции, в размере 70 млн рублей вытекает из одной сделки - реализации в адрес ООО "Агропром" оборудования по глубокой переработке (консервации) плодоовощных культур по договору поставки от 06.05.2011 N 9. Факт совершения указанной сделки и получения по ней дохода в размере 70 млн рублей обществом не оспаривается. Основываясь на этих обстоятельствах, инспекция признала сведения представленного истцом ликвидационного баланса недостоверными со ссылкой на наличие задолженности по общему режиму налогообложения.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11).
Таким образом, ликвидатором, неправомерно не включившим в ликвидационный баланс задолженность по общему режиму налогообложения, не были соблюдены требования Закона N 129-ФЗ в части достоверности информации, содержащейся в представленном ликвидационном балансе, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Кроме того, при ликвидации обществом нарушен порядок, установленный статьями 61 - 64 Кодекса.
Учитывая изложенное, апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица принято регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и интересы общества.
Основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А25-1464/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН
В.В.АВАРЯСКИН
Судьи
Е.И.АФОНИНА
Е.В.УЛЬКО
Е.И.АФОНИНА
Е.В.УЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)