Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2013 N Ф03-5357/2013 ПО ДЕЛУ N А59-5382/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. N Ф03-5357/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Панченко И.С., Суминой Г.А.
при участии
- от заявителя: ЗАО "Востокдорстрой" - Головатенко Н.С., представитель по доверенности от 11.11.2013 б/н; Лепеев В.Н., представитель, доверенность в деле;
- от Межрайонной ИФНС России N 5 по Сахалинской области - И Мен Ди; представитель по доверенности от 01.08.2013 N 03-09/8702657; Мирошина Е.Ю., представитель по доверенности от 11.11.2013 N 03-09/8809481;
- от третьих лиц: УФНС России по Сахалинской области - Мирошина Е.Ю., представитель по доверенности от 11.06.2013 N 04-30;
- ООО "Дальтранс" - представитель не явился;
- ООО "ВДС-Авто" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области
на решение от 25.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013
по делу N А59-5382/2012
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Киселев С.А., в апелляционном суде судьи: Пяткова А.В., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
По заявлению закрытого акционерного общества "Востокдорстрой"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области
3-и лица: управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, ООО "Дальтранс", ООО "ВДС-Авто"
о признании недействительным в части решения N 27 от 12.09.2012
Закрытое акционерное общество "Востокдорстрой" (ОГРН 1026500752519, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, 17-а, офис 11, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Сахалинской области (ОГРН 1046502606754, место нахождения: 694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Гвардейская, 1, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 27 от 12.09.2012 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа, соответственно, в размере 4 132 111 руб. и 30 200 руб., доначисления к уплате налога на прибыль в сумме 70 151 586 руб., пени за его несвоевременную уплату - 17 967 126,89 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 762 811 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (ОГРН 1046500652516, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 14, далее - УФНС России по Сахалинской области); общество с ограниченной ответственностью "ВДС - Авто" (ОРГН 1096509000840, место нахождения: 695620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Железнодорожная, 86, далее - ООО "ВДС - Авто"); общество с ограниченной ответственностью "Дальтранс" (место нахождения: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Железнодорожная, 94, далее - ООО "Дальтранс").
Решением суда от 25.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013, заявленные обществом требования удовлетворены: решение налогового органа в оспариваемой части, за исключением штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 30 000 руб., признано недействительным, как не соответствующее НК РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции, поддержанной ее представителями в судебном заседании, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм процессуального права, а именно: статей 9, 10, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, постановлении апелляционного суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также не подтверждаются материалами дела из-за отсутствия доказательств, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В частности, заявитель жалобы указывает на то, что материалами дела не подтверждается экономическое обоснование деловой цели по сдаче обществом в аренду взаимозависимым лицам собственного транспорта и последующего приобретения им транспортных услуг; наличие причинно-следственной связи между созданием взаимозависимых лиц, заключением договорных отношений с обществами "Дальтранс" и "ВДС-Авто" и планом стратегического развития общества на период 2003-2009 годов; что осуществление транспортных перевозок собственными силами не позволило обществу достичь увеличения полученного дохода.
Управление ФНС России по Сахалинской области отзыв на жалобу не представило, но его представитель в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, указывая также на то, что доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами обеих инстанций обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Востокдорстрой" по вопросам правильности исчисления своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 30.11.2011, о чем составлен акт проверки N 22 от 13.08.2012, по результатам рассмотрения которого и иных материалов налоговой проверки налоговым органом 12.09.2012 вынесено решение N 27 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа:
- - по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль штраф в размере 4 132 111 руб.;
- - по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов - 38 800 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено уплатить неполностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:
- - налог на прибыль за 2008 год в сумме 37 463 408 руб., за 2009 год - 15 956 643 руб., за 2010 год - 16 731 535 руб., всего - 70 151 586 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 17 967 126,89 руб.;
- - НДС - 762 811 руб.;
- - транспортный налог за 2008-2010 годы - 121 308 руб.
Решением УФНС России по Сахалинской области N 169 от 26.11.2012 решение инспекции изменено: уменьшен размер штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ с 38 800 руб. до 38 600 руб. и уменьшен размер транспортного налога с 121 308 руб. до 89 892 руб., в остальном обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, за исключением транспортного налога, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным, за исключением штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 30 000 руб., как не соответствующее требованиям НК РФ. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Основанием для начисления обществу к уплате оспариваемой суммы налога на прибыль, пени за его несвоевременную уплату, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 настоящего Кодекса, а также начисления к уплате НДС явилось, по мнению налогового органа, необоснованное получение обществом налоговой выгоды по взаимоотношениям с ООО "ВДС-Авто" и ООО "Дальтранс" в связи с предоставлением им в аренду автотранспортных средств и получения от них транспортных услуг по перевозке, а также по взаимоотношениям с ООО "Сигма" по приобретению у последнего щебня в количестве 7 000 куб. м
При этом, не оспаривая факт реальности хозяйственных операций по передаче обществом в аренду транспортных средств вышеназванным контрагентам и приобретению у них услуг перевозки грузов, а также применение рыночных цен при исполнении указанных договоров, и признание инспекцией указанных обстоятельств принято арбитражным судом в соответствии с требованиями части 3 статьи 70 АПК РФ, налоговый орган считает, что расходы, понесенные обществом "Востокдорстрой" по данным сделкам, не имеют деловой цели и совершены последним с целью снижения его налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой выгоды.
Судами обеих инстанций, с учетом правовых позиций, изложенных в пунктах 1, 4, 9 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П, Определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, данные доводы обоснованно не приняты во внимание, поскольку НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.
Удовлетворяя требования общества по НДС, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 НК РФ, сделали вывод о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа обществу в применении налогового вычета по данному налогу в сумме 762 811,20 руб. по предъявленному ООО "Сигма" к оплате счету-фактуре N 72 от 16.07.2008.
Суд кассационной инстанции считает, что отсутствие данного общества по юридическому адресу в период проверки (апрель 2012 года), сведений о контактных телефонах и банковских счетах в базе данных инспекции, в данном случае не может служить основанием для отказа в применении налогового вычета, поскольку право налогоплательщика на вычет налога не зависит от надлежащего исполнения налоговых обязательств его контрагентами, а доказательств согласованности действий общества и его поставщика, направленных на неуплату НДС и получение необоснованной налоговой выгоды, инспекцией в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судами норм процессуального права касаются не материально-правовой, а доказательной стороны спора и фактически сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности обжалуемых судебных актов, поэтому жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 по делу N А59-5382/2012 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА

Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
Г.А.СУМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)