Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Насретдинов Р.А., Юров С.В., Мельников И.Н. по дов. от 11.10.2013
от ответчика: Кудина Д.Н. по дов. N 02-13/0409 от 07.03.2013
рассмотрев 24 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Истра Московской области
на решение от 21.03.2013
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Мясовым Т.В.,
на постановление от 08.07.2013
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мордкиной Л.М., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по заявлению ООО "ЗемСтройПроект" (ОГРН 1097746269213, ИНН 7702707516)
о признании недействительным решения
к ИФНС России по городу Истре Московской области (ИНН 5017003746)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЗемСтройПроект" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Истре Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 07-774 от 15.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2013 требования общества удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 решение суда от 21.03.2013 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и заявителю отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению инспекции, общество, являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, неправомерно применило при исчислении земельного налога пониженную ставку 0,3 процента, поскольку спорный земельный участок сдан в аренду, заявителем не используется.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Также представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении ООО "ЗемСтройПроект" налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой инспекцией вынесено решение от 15.06.2012 N 07-774 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с названным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 854 877 руб. 80 коп., к уплате доначислен земельный налог в сумме 9 274 389 руб. и пени в сумме 296 737 руб. 36 коп.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, по итогам рассмотрения которой принято решение от 13.08.2012 N 07-12/40026 об оставлении обжалуемого решения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения послужил вывод о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0,3 процента по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, расположенных на территории Московской области, Истринский район, с/п Бужаровское, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства". По мнению инспекции, заявителю следовало применить в отношении этих участков ставку земельного налога 0,7 процентов, установленную в отношении прочих земель.
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта инспекции недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суды руководствовались статьями 387 388, 289, 390, 391, 394 НК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и исходили из того, что заявитель правомерно в отношении находившихся у него в собственности земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" исчислял и уплачивал земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Бужаровское.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Ставки земельного налога на территории Истринского муниципального района (муниципальное образование, на территории которого расположены земельные участки общества), применявшиеся в 2011, установлены решением Совета Бужаровского сельского поселения от 22.10.2010 N 62 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бужаровское".
В соответствии с пунктом 2.1 решения N 62 в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного производства и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, используемых для дачного строительства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемый период между заявителем и ДПК "Зыковский Уезд" заключен договор аренды N 13/08/2010 от 13.08.2010, в соответствии с которым заявителем передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:08:08:03:08:0214.
Кроме того, 15.09.2010 между ДПК "Зыковский Уезд" и обществом заключен агентский договор, в соответствии с которым ДПК "Зыковский Уезд" как принципал поручает обществу как агенту совершить от своего имени, но за счет и в интересах принципала действия в рамках реализации проекта по проектированию и строительству коттеджного поселка, а именно: поручает обеспечить выполнение заданий принципала с привлечением технического заказчика. В соответствии с пунктом 10 агентского договора оплата стоимости работ, выполняемых третьими лицами по контрактам, заключенным с агентом в связи с выполнением договора осуществляется за счет принципала.
В соответствии с заданием N 1 к договору 15.09.2010 ДПК "Зыковский Уезд" (принципал) поручает обществу выполнить следующие работы с привлечением технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент": произвести топографическую съемку земельных участков для прокладки кабельной линии электропередач; разработать и согласовать проект планировки территории; разработать и согласовать проектную и рабочую документацию на инженерные сети; получить технические условия на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, на устройство съездов и примыканий к автомобильным дорогам, а также технические условия, необходимые для разработки проектной документации; разработать и согласовать в утвержденном порядке проектную документацию по титулу "Строительство" и проект "Переустройство кабельных линий связи ОАО "Ростелеком". В соответствии с заданием N 1 агент должен осуществить выбор подрядчиков через технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент", согласовать максимально выгодные для принципала условия договора, согласовать с принципалом всех подрядчиков и договоры с ними.
Во исполнение агентского договора от 15.09.2010, принципалу представлены: отчеты агента от 30.11.2010 о получении агентом через технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент" технических условий на газификацию и проектной документации по устройству инженерных сетей водоснабжения и электроснабжения дачного поселка "Зыковский Уезд"; отчет от 31.12.2010 о получении проектной документации по переустройству кабельных линий связи ОАО "Ростелеком"; отчет агента от 01.11.2010 о получении от технического заказчика трех томов проектной документации по проекту планировки территории.
В соответствии с заданием N 2 к договору 15.09.2010 ДПК "Зыковский Уезд" (принципал) поручает обществу (агент) выполнить следующие работы с привлечением технического заказчика: строительство периметрального ограждения участка; строительство фасадного ограждения участка; строительство спортивных площадок в местах общего пользования; устройство внутрипоселковых автомобильных дорог; устройство съездов и примыканий; устройство дорожных знаков; устройство водозаборного узла и строительство сетей водопровода; строительство внешних и внутриплощадочных линий электропередач; устройство трансформаторной подстанции и линий уличного освещения; устройство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, сетей самотечной и напорной канализации, канализационной насосной станции; устройство очистных сооружений ливневых стоков и ливневой канализации.
Также между ДПК "Зыковский Уезд" и заявителем 29.10.2010 заключен агентский договор N 29/10/2010-ЗУ, в соответствии с которым ДПК "Зыковский Уезд" как принципал поручает обществу как агенту совершить от своего имени, но за счет и в интересах принципала организацию мероприятий, необходимых для полного и своевременного выполнения ТУ по технологическому присоединению первой очереди малоэтажной застройки "Зыковский Уезд". В соответствии с пунктом 2.1.1 данного договора принципал обязуется своевременно и в полном объеме финансировать указанные выше мероприятия, путем перечисления денежных средств агенту.
В апреле - июне 2011 ДПК "Заковский Уезд" получены разрешения на строительство инфраструктуры дачного поселка: разрешение на строительство кабельных линий связи ОАО "Ростелеком" от 19.04.2011; разрешение на строительство внутриплощадочных очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, самотечной и напорной канализации, ливневых стоков и ливневой канализации от 28.06.2011; разрешение на строительство периметрального ограждения, внутрипоселковых автомобильных дорог, проездов и примыканий, ВЗУ с двумя артезианскими скважинами, внутриплощадочных сетей водоснабжения, трансформаторной подстанции, внутриплощадочных сетей электроснабжения от 14.04.2011.
Дачный потребительский кооператив "Зыковский Уезд" зарегистрирован 09.06.2010.
Из содержания устава ДПК Зыковский Уезд" следует, что целью деятельности кооператива является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности на своей территории, для достижения которой кооператив вправе осуществлять различные виды деятельности, связанные с дачным строительством и обустройством территории.
Согласно договору аренды земельного участка N 13/08/2010 от 13.08.2010 вся территория будущего дачного поселка, включающая земельный участок N 50:08:080308:0214, передана заявителем в аренду ДПК "Зыковский Уезд".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что принадлежащие заявителю земельные участки использовались арендатором - ДПК "Зыковский Уезд" для строительства инфраструктуры дачного поселка; в течение проверяемого налогового периода (2011 год) на спорных 146 земельных участках непрерывно велись подготовительные работы, а также строительство имущества общего пользования в рамках реализации строительства дачного поселка "Зыковский Уезд".
Доводы налогового органа о том, что использование земельного участка ДПК "Зыковский Уезд" для дачного строительства в рассматриваемом споре не имеет значения, поскольку арендаторы в соответствии с пунктом 2 статьи 388 НК РФ не являются субъектами налоговых правоотношений по земельному налогу; заявителем не представлены доказательства непосредственного использования им земельных участков для сельскохозяйственного производства, в связи с чем, ему должно быть отказано в подтверждении права на применение пониженной ставки земельного налога; использовать для дачного строительства возможно только те земельные участки, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам, и исключают использование для дачного строительства земельных участков, принадлежащих коммерческим организациям, были предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно признаны несостоятельными.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 15, 27, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 16720/11 от 05.06.2012, правомерно исходили из того, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3 процента не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с обществом договора аренды.
Суд обоснованно указал, что из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования, напротив, из данной нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Доказательств использования земельных участков не по целевому назначению инспекцией не представлено.
Таким образом, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно сделали вывод о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3 процента при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков, и незаконности решения инспекции.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
Доводы, приводимые инспекцией в жалобе, не свидетельствуют о неправильности выводов судов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу.
Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Судами рассмотрены все доводы налогового органа и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку при рассмотрении кассационной жалобы не установлено нарушений норм материального и процессуального права, правовые основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года по делу N А41-42110/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.К.АНТОНОВА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Т.А.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-42110/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А41-42110/12
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Насретдинов Р.А., Юров С.В., Мельников И.Н. по дов. от 11.10.2013
от ответчика: Кудина Д.Н. по дов. N 02-13/0409 от 07.03.2013
рассмотрев 24 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Истра Московской области
на решение от 21.03.2013
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Мясовым Т.В.,
на постановление от 08.07.2013
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мордкиной Л.М., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по заявлению ООО "ЗемСтройПроект" (ОГРН 1097746269213, ИНН 7702707516)
о признании недействительным решения
к ИФНС России по городу Истре Московской области (ИНН 5017003746)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЗемСтройПроект" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Истре Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 07-774 от 15.06.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2013 требования общества удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 решение суда от 21.03.2013 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и заявителю отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению инспекции, общество, являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, неправомерно применило при исчислении земельного налога пониженную ставку 0,3 процента, поскольку спорный земельный участок сдан в аренду, заявителем не используется.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Также представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении ООО "ЗемСтройПроект" налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой инспекцией вынесено решение от 15.06.2012 N 07-774 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с названным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 854 877 руб. 80 коп., к уплате доначислен земельный налог в сумме 9 274 389 руб. и пени в сумме 296 737 руб. 36 коп.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, по итогам рассмотрения которой принято решение от 13.08.2012 N 07-12/40026 об оставлении обжалуемого решения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения послужил вывод о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0,3 процента по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, расположенных на территории Московской области, Истринский район, с/п Бужаровское, из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для дачного строительства". По мнению инспекции, заявителю следовало применить в отношении этих участков ставку земельного налога 0,7 процентов, установленную в отношении прочих земель.
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта инспекции недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суды руководствовались статьями 387 388, 289, 390, 391, 394 НК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и исходили из того, что заявитель правомерно в отношении находившихся у него в собственности земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" исчислял и уплачивал земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения Бужаровское.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Ставки земельного налога на территории Истринского муниципального района (муниципальное образование, на территории которого расположены земельные участки общества), применявшиеся в 2011, установлены решением Совета Бужаровского сельского поселения от 22.10.2010 N 62 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бужаровское".
В соответствии с пунктом 2.1 решения N 62 в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного производства и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан, используемых для дачного строительства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемый период между заявителем и ДПК "Зыковский Уезд" заключен договор аренды N 13/08/2010 от 13.08.2010, в соответствии с которым заявителем передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:08:08:03:08:0214.
Кроме того, 15.09.2010 между ДПК "Зыковский Уезд" и обществом заключен агентский договор, в соответствии с которым ДПК "Зыковский Уезд" как принципал поручает обществу как агенту совершить от своего имени, но за счет и в интересах принципала действия в рамках реализации проекта по проектированию и строительству коттеджного поселка, а именно: поручает обеспечить выполнение заданий принципала с привлечением технического заказчика. В соответствии с пунктом 10 агентского договора оплата стоимости работ, выполняемых третьими лицами по контрактам, заключенным с агентом в связи с выполнением договора осуществляется за счет принципала.
В соответствии с заданием N 1 к договору 15.09.2010 ДПК "Зыковский Уезд" (принципал) поручает обществу выполнить следующие работы с привлечением технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент": произвести топографическую съемку земельных участков для прокладки кабельной линии электропередач; разработать и согласовать проект планировки территории; разработать и согласовать проектную и рабочую документацию на инженерные сети; получить технические условия на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, на устройство съездов и примыканий к автомобильным дорогам, а также технические условия, необходимые для разработки проектной документации; разработать и согласовать в утвержденном порядке проектную документацию по титулу "Строительство" и проект "Переустройство кабельных линий связи ОАО "Ростелеком". В соответствии с заданием N 1 агент должен осуществить выбор подрядчиков через технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент", согласовать максимально выгодные для принципала условия договора, согласовать с принципалом всех подрядчиков и договоры с ними.
Во исполнение агентского договора от 15.09.2010, принципалу представлены: отчеты агента от 30.11.2010 о получении агентом через технического заказчика ООО "Каскад Девелопмент" технических условий на газификацию и проектной документации по устройству инженерных сетей водоснабжения и электроснабжения дачного поселка "Зыковский Уезд"; отчет от 31.12.2010 о получении проектной документации по переустройству кабельных линий связи ОАО "Ростелеком"; отчет агента от 01.11.2010 о получении от технического заказчика трех томов проектной документации по проекту планировки территории.
В соответствии с заданием N 2 к договору 15.09.2010 ДПК "Зыковский Уезд" (принципал) поручает обществу (агент) выполнить следующие работы с привлечением технического заказчика: строительство периметрального ограждения участка; строительство фасадного ограждения участка; строительство спортивных площадок в местах общего пользования; устройство внутрипоселковых автомобильных дорог; устройство съездов и примыканий; устройство дорожных знаков; устройство водозаборного узла и строительство сетей водопровода; строительство внешних и внутриплощадочных линий электропередач; устройство трансформаторной подстанции и линий уличного освещения; устройство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, сетей самотечной и напорной канализации, канализационной насосной станции; устройство очистных сооружений ливневых стоков и ливневой канализации.
Также между ДПК "Зыковский Уезд" и заявителем 29.10.2010 заключен агентский договор N 29/10/2010-ЗУ, в соответствии с которым ДПК "Зыковский Уезд" как принципал поручает обществу как агенту совершить от своего имени, но за счет и в интересах принципала организацию мероприятий, необходимых для полного и своевременного выполнения ТУ по технологическому присоединению первой очереди малоэтажной застройки "Зыковский Уезд". В соответствии с пунктом 2.1.1 данного договора принципал обязуется своевременно и в полном объеме финансировать указанные выше мероприятия, путем перечисления денежных средств агенту.
В апреле - июне 2011 ДПК "Заковский Уезд" получены разрешения на строительство инфраструктуры дачного поселка: разрешение на строительство кабельных линий связи ОАО "Ростелеком" от 19.04.2011; разрешение на строительство внутриплощадочных очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, самотечной и напорной канализации, ливневых стоков и ливневой канализации от 28.06.2011; разрешение на строительство периметрального ограждения, внутрипоселковых автомобильных дорог, проездов и примыканий, ВЗУ с двумя артезианскими скважинами, внутриплощадочных сетей водоснабжения, трансформаторной подстанции, внутриплощадочных сетей электроснабжения от 14.04.2011.
Дачный потребительский кооператив "Зыковский Уезд" зарегистрирован 09.06.2010.
Из содержания устава ДПК Зыковский Уезд" следует, что целью деятельности кооператива является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности на своей территории, для достижения которой кооператив вправе осуществлять различные виды деятельности, связанные с дачным строительством и обустройством территории.
Согласно договору аренды земельного участка N 13/08/2010 от 13.08.2010 вся территория будущего дачного поселка, включающая земельный участок N 50:08:080308:0214, передана заявителем в аренду ДПК "Зыковский Уезд".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что принадлежащие заявителю земельные участки использовались арендатором - ДПК "Зыковский Уезд" для строительства инфраструктуры дачного поселка; в течение проверяемого налогового периода (2011 год) на спорных 146 земельных участках непрерывно велись подготовительные работы, а также строительство имущества общего пользования в рамках реализации строительства дачного поселка "Зыковский Уезд".
Доводы налогового органа о том, что использование земельного участка ДПК "Зыковский Уезд" для дачного строительства в рассматриваемом споре не имеет значения, поскольку арендаторы в соответствии с пунктом 2 статьи 388 НК РФ не являются субъектами налоговых правоотношений по земельному налогу; заявителем не представлены доказательства непосредственного использования им земельных участков для сельскохозяйственного производства, в связи с чем, ему должно быть отказано в подтверждении права на применение пониженной ставки земельного налога; использовать для дачного строительства возможно только те земельные участки, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам, и исключают использование для дачного строительства земельных участков, принадлежащих коммерческим организациям, были предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно признаны несостоятельными.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 7, 15, 27, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 16720/11 от 05.06.2012, правомерно исходили из того, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3 процента не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с обществом договора аренды.
Суд обоснованно указал, что из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования, напротив, из данной нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Доказательств использования земельных участков не по целевому назначению инспекцией не представлено.
Таким образом, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно сделали вывод о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3 процента при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков, и незаконности решения инспекции.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
Доводы, приводимые инспекцией в жалобе, не свидетельствуют о неправильности выводов судов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу.
Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Судами рассмотрены все доводы налогового органа и им дана правильная правовая оценка.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку при рассмотрении кассационной жалобы не установлено нарушений норм материального и процессуального права, правовые основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года по делу N А41-42110/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.К.АНТОНОВА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Т.А.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)