Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Колосова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.,
судей Вьюговой Н.М. и Мареевой Е.Ю.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.,
дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Гагаринского районного суд г. Москвы от 04 апреля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении жалобы Ч. на бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения на возврат излишне уплаченной суммы налога органам Федерального казначейства, обязании налоговый орган в десятидневный срок оформить и передать в орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне уплаченной суммы - отказать,
Ч. обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения на возврат излишне уплаченной суммы налога органами Федерального казначейства и обязать налоговый орган в десятидневный срок оформить и передать в орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне уплаченной суммы.
В обоснование заявленных требований Ч. указал о том, что 11.04.2011 г. он обратился в Инспекцию ФНС N 28 по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченного дохода на доходы физических лиц на 2010 год. 19.12.2011 года, как следует из письма налоговой инспекции N 05-23-650, по заявлению было принято положительное решение. Однако, возврат налога не произведен. ИФНС N 28 по г. Москве нарушен порядок возврата излишне уплаченного налога, предусмотренный ст. 78 НК РФ.
В судебном заседании заявитель Ч. свои требования поддержал, пояснив, что налоговый орган предлагает указать расчетный счет для возврата налога по безналичному расчету, в то время, как он не обязан открывать расчетный счет. Само поручение на возврат излишне уплаченной суммы ИФНС России N 28 по г. Москве не предоставляет.
Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве по доверенности Ш. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать, пояснив, что заявитель не представил в налоговый орган свои банковские реквизиты, что делает невозможным оформление поручения и направления его в казначейство.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Ч.
В заседание судебной коллегии истец Ч. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении слушания по делу не просил. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено, что 11.04.2011 г. Ч. обратился в ИФНС N 28 по г. Москве с заявлением о возврате ему излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2010 г., банковские реквизиты своего расчетного счета, данные о котором вносятся в платежное поручение, направляемое в Федеральное казначейство, не представил, полагая, что не обязан открывать расчетный счет, поскольку это влечет для него дополнительные материальные затраты.
Отказывая Ч. в удовлетворении требований о признании бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения, суд первой инстанции исходил из того, что возврат сумм излишне уплаченного налога может быть произведен только безналичным путем на расчетный счет налогоплательщика, в связи с этим исполнение решения налогового органа стало невозможным ввиду бездействия Ч., не представившего свои банковские реквизиты в налоговую инспекцию.
Выводы суда основаны на нормах закона и установленных по делу обстоятельствах.
Согласно п. п. 8, 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н орган Федерального казначейства после определения объема средств необходимых к возврату оформляет расчетные документы на перечисление указанных средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующий счет органа Федерального казначейства и направляет указанные расчетные документы в Банк.
Согласно "Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П), информация о принятых налоговыми органами решениях о возвратах излишне уплаченных (взысканных) сумм направляется с приложением платежных поручений налоговых органов по форме 0401060.
Указанная форма предполагает обязательное указание расчетного счета налогоплательщика, на который должны быть перечислены денежные средства.
Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрен возврат излишне уплаченного налога наличными на руки плательщику налогов, денежные средства перечисляются не налоговым органом, а Федеральным казначейством из федерального бюджета РФ безналичным платежом на счет налогоплательщика.
Ввиду непредоставления Ч. информации о счете, ИФНС N 28 по г. Москве лишена возможности оформить надлежащим образом поручение, что делает невозможным возврат налога заявителю, о чем ему сообщалось в письменном виде (л.д. 6).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИФНС N 28 РФ по г. Москве может оформить поручение и без предоставления реквизитов счета, основано на неверном толковании положений нормативно-правовых актов и не содержит указаний на обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение законно, обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Гагаринского районного суда от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.05.2012 ПО ДЕЛУ N 11-7298
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N 11-7298
Судья Колосова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.,
судей Вьюговой Н.М. и Мареевой Е.Ю.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.,
дело по апелляционной жалобе Ч. на решение Гагаринского районного суд г. Москвы от 04 апреля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении жалобы Ч. на бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения на возврат излишне уплаченной суммы налога органам Федерального казначейства, обязании налоговый орган в десятидневный срок оформить и передать в орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне уплаченной суммы - отказать,
установила:
Ч. обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения на возврат излишне уплаченной суммы налога органами Федерального казначейства и обязать налоговый орган в десятидневный срок оформить и передать в орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне уплаченной суммы.
В обоснование заявленных требований Ч. указал о том, что 11.04.2011 г. он обратился в Инспекцию ФНС N 28 по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченного дохода на доходы физических лиц на 2010 год. 19.12.2011 года, как следует из письма налоговой инспекции N 05-23-650, по заявлению было принято положительное решение. Однако, возврат налога не произведен. ИФНС N 28 по г. Москве нарушен порядок возврата излишне уплаченного налога, предусмотренный ст. 78 НК РФ.
В судебном заседании заявитель Ч. свои требования поддержал, пояснив, что налоговый орган предлагает указать расчетный счет для возврата налога по безналичному расчету, в то время, как он не обязан открывать расчетный счет. Само поручение на возврат излишне уплаченной суммы ИФНС России N 28 по г. Москве не предоставляет.
Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве по доверенности Ш. в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать, пояснив, что заявитель не представил в налоговый орган свои банковские реквизиты, что делает невозможным оформление поручения и направления его в казначейство.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Ч.
В заседание судебной коллегии истец Ч. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении слушания по делу не просил. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено, что 11.04.2011 г. Ч. обратился в ИФНС N 28 по г. Москве с заявлением о возврате ему излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2010 г., банковские реквизиты своего расчетного счета, данные о котором вносятся в платежное поручение, направляемое в Федеральное казначейство, не представил, полагая, что не обязан открывать расчетный счет, поскольку это влечет для него дополнительные материальные затраты.
Отказывая Ч. в удовлетворении требований о признании бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве в вопросе оформления и передачи поручения, суд первой инстанции исходил из того, что возврат сумм излишне уплаченного налога может быть произведен только безналичным путем на расчетный счет налогоплательщика, в связи с этим исполнение решения налогового органа стало невозможным ввиду бездействия Ч., не представившего свои банковские реквизиты в налоговую инспекцию.
Выводы суда основаны на нормах закона и установленных по делу обстоятельствах.
Согласно п. п. 8, 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н орган Федерального казначейства после определения объема средств необходимых к возврату оформляет расчетные документы на перечисление указанных средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующий счет органа Федерального казначейства и направляет указанные расчетные документы в Банк.
Согласно "Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации" (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П), информация о принятых налоговыми органами решениях о возвратах излишне уплаченных (взысканных) сумм направляется с приложением платежных поручений налоговых органов по форме 0401060.
Указанная форма предполагает обязательное указание расчетного счета налогоплательщика, на который должны быть перечислены денежные средства.
Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрен возврат излишне уплаченного налога наличными на руки плательщику налогов, денежные средства перечисляются не налоговым органом, а Федеральным казначейством из федерального бюджета РФ безналичным платежом на счет налогоплательщика.
Ввиду непредоставления Ч. информации о счете, ИФНС N 28 по г. Москве лишена возможности оформить надлежащим образом поручение, что делает невозможным возврат налога заявителю, о чем ему сообщалось в письменном виде (л.д. 6).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИФНС N 28 РФ по г. Москве может оформить поручение и без предоставления реквизитов счета, основано на неверном толковании положений нормативно-правовых актов и не содержит указаний на обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение законно, обоснованно и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)